Стратегия и тактика менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 00:10, реферат

Описание работы

Введение………………………………………………………. 3
Стратегическое управление организацией………………….. 4
Факторы, определяющие стратегию и их выбор…………….. 7
Соотношение стратегии и тактики в менеджменте………….12
Закономерности развития фирмы………………………..……14
Заключение…………………………..…………………………15
Список использованной литературы……….…………………

Содержание

Введение………………………………………………………. 3
Стратегическое управление организацией………………….. 4
Факторы, определяющие стратегию и их выбор…………….. 7
Соотношение стратегии и тактики в менеджменте………….12
Закономерности развития фирмы………………………..……14
Заключение…………………………..…………………………15
Список использованной литературы……….…………………

Работа содержит 1 файл

страткгия и тактика.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

 
 

          Связь ключевых результатов, задач и календарного плана

     Мероприятия должны отвечать на вопрос: «Что надо делать?»  Их целесообразность проверяется вопросом: «Для чего необходимы данные мероприятия?»

     Факторов  определяющих стратегию компании очень много. Простая модель первичных факторов, которые должны учитываться и по существу определять стратегию, приведена на рисунке. Взаимодействие этих факторов обычно комплексное и имеет специфические отличия для отрасли и компании.

     Как правило, стратегия не обеспечивает успеха, если не проведена граница  между внутренней и внешней ситуацией, не обеспечено приобретение существенных конкурентных преимуществ и не улучшена деятельность компании. 

      А сам выбор стратегии фирмы осуществляется руководством на основе анализа ключевых факторов, характеризующих состояние фирмы, с учетом результатов анализа продукции, а также характера и сущности реализуемых стратегий.

      Основными ключевыми факторами, которые в первую очередь должны быть учтены при выборе стратегии, являются следующие.

      Сильные стороны отрасли  и сильные стороны фирмы зачастую могут играть решающую роль при выборе стратегии роста фирмы. Ведущие, сильные фирмы должны стремиться к максимальному использованию возможностей, порождаемых их лидирующим положением, и к укреплению этого положения. При этом важно искать возможности развертывания бизнеса в новых для фирмы отраслях, обладающих большими задатками для роста. Лидирующие фирмы в зависимости от состояния отрасли должны выбирать различные стратегии роста. Так, например, если отрасль идет к упадку, то следует делать ставку на стратегии диверсификации, если же отрасль бурно развивается, то выбор стратегии роста должен падать на стратегию концентрированного роста либо на стратегию интегрированного роста.

      Слабые  фирмы должны вести себя иначе. Им следует выбирать те стратегии, которые могут привести к увеличению их силы. Если же таких стратегий нет, то они должны покинуть данную отрасль. Например, если попытки усилиться в быстрорастущей отрасли с помощью стратегий концентрированного роста не приводят к желаемому состоянию, фирма должна реализовать одну из стратегий сокращения.

      А. Томпсон и А. Стрикланд предложили следующую матрицу Выбора стратегии  в зависимости от динамики роста  рынка на продукцию (эквивалент росту  отрасли) и конкурентной позиции фирмы (рисунок).

    Быстрый рост рынка

       II Квадрант стратегий    I Квадрант стратегий

      1. Пересмотр стратегии    1. Концентрация

      концентрации

      2. Горизонтальная    2. Вертикальная

      интеграция  и слияние    интеграция

      3. Сокращение     3. Центрированная

                  диверсификация

      4. Ликвидация

          1. Слабая  конкуренция  Сильная конкуренция
            1. позиция       позиция
 

      III Квадрант стратегий    IV Квадрант стратегий

      1. Сокращение расходов   1. Центрированная

                      диверсификация

      2. Диверсификация    2. Конгломеративная

                                                диверсификация

      3. Сокращение     3. Совместное предприятие

                      в новой области

      4. Ликвидация

Медленный рост рынка

      Примечание: Стратегии выписаны в возможном порядке предпочтения

      Рис. 1 Матрица Томпсона и Стрикланда 

      Цели  фирмы, в них отражено то, к чему стремится фирма они придают уникальность и оригинальность выбору стратегии применительно к каждой конкретной фирме. Если, например, цели не предполагают интенсивного роста фирмы, то и не могут быть выбраны соответствующие стратегии роста, даже, несмотря на то, что для этого есть все предпосылки как на рынке, в отрасли, так и в потенциале фирмы.

Интересы  и отношение высшего  руководства играют очень большую роль в выборе стратегии развития фирмы. Руководство может любить рисковать, а может, наоборот, стремиться любыми способами избегать риска, и это отношение может быть решающим в выборе стратегии развития. Личные симпатии или антипатии со стороны руководителей также могут очень сильно влиять на выбор стратегии.

      Финансовые  ресурсы фирмы также оказывают существенное влияние на выбор стратегии. Любые изменения в поведении фирмы, такие, например, как выход на новые рынки, разработка нового проекта и переход в новую отрасль, требуют больших финансовых затрат.

      Квалификация  работников, так же как и финансовые ресурсы, является сильным ограничительным фактором при выборе стратегии развития фирмы. Не обладая достаточно полной информацией о квалификационном потенциале, руководство не может сделать верного выбора стратегии фирмы.

      Обязательства фирмы по предыдущим стратегиям создают некую инерционность в развитии фирмы. Невозможно полностью отказаться от всех предыдущих обязательств в связи с переходом к новым стратегиям. Поэтому при выборе новых стратегий необходимо учитывать тот факт, что еще некоторое время будут действовать обязательства прежних лет, которые соответственно будут сдерживать либо корректировать возможности реализации новых стратегий.

      Степень зависимости от внешней  среды оказывает существенное влияние на выбор стратегии фирмы. Бывают такие ситуации, что фирма настолько зависит от поставщиков или покупателей ее продукции, что она не вольна делать выбор стратегии, исходя из возможностей более полного использования своего потенциала. Сильная внешняя зависимость может быть обусловлена также правовым регулированием поведения фирмы, например, антимонопольным законодательством, социальными ограничениями, зависимостью от природной среды, зависимостью от политических факторов и т. п. Временной фактор должен обязательно приниматься во внимание при всех случаях выбора стратегии. Связано это с тем, что и возможности, и угрозы для фирмы, и планируемые изменения всегда имеют определенные временные границы. При этом важно учитывать и календарное время, и временную продолжительность интервалов осуществления конкретных действий по реализации стратегии. Фирма не в любой момент и не в табеле календарные сроки может осуществлять стратегию, а только в те моменты и в те сроки, в которые появляется возможность для осуществления стратегии.

      Оценка  выбранной стратегии в основном осуществляется в виде анализа правильности и достаточности учета при выборе стратегии основных факторов, определяющих возможности осуществления стратегии. Вся процедура оценки выбранной стратегии в конечном счете подчинена одному: приведет ли выбранная стратегия к достижению фирмой своих целей. и это является основным критерием оценки выбранной стратегии. Если стратегия соответствует целям фирмы, то дальнейшая ее оценка проводится по следующим направлениям.

      Соответствие  выбранной стратегии состоянию и требованиям окружения. Проверяется то, насколько стратегия увязана с требованиями со стороны основных субъектов окружения, в какой степени учтены факторы динамики рынка и динамики развития жизненного цикла продукта, приведет ли реализация стратегии к появлению новых конкурентных преимуществ и т.п.

      Соответствие  выбранной стратегии  потенциалу и возможностям фирмы. В данном случае оценивается то, насколько выбранная стратегия увязана с другими стратегиями, соответствует ли стратегия возможностям персонала, позволяет ли существующая структура успешно реализовать стратегию, выверена ли программа реализации стратегии во времени и т.п.

      Приемлемость  риска, заложенного  в стратегии. Оценка оправданности риска проводится по трем направлениям: реалистичность предпосылок, заложенных в основу выбора стратегии; к каким негативным последствиям для фирмы может привести провал стратегии; оправдывает ли возможный положительный результат риск потерь от провала в реализации стратегии.

      Главной целью компании является получение устойчиво высокого дохода на вложенный капитал. Чтобы прибыльность вложений была выше, чем у конкурентов, конкурентное преимущество над ними должно быть устойчивым; иными словами, качество предоставляемых потребителям товаров и услуг должно быть выше. Чтобы прибыльность стала устойчивой, нужно вкладывать в развитие производственных возможностей, обеспечивающих сохранение конкурентного превосходства на будущее. Стратегия, таким образом, зависит от определения конкурентного преимущества, от развития ресурсов и производственных возможностей, которые обеспечивают устойчивое превосходство в этом изменчивом мире.

      Потенциал организации и стратегические возможности  определяются ее целостностью и качеством персонала.

      Например, целостность организации могут составлять:

  • технология, производственное оборудование, сооружения, их мощности и возможности;
  • оборудование, его возможности и мощности по переработке и передаче информации;
  • структура власти, распределение должностных функций и полномочий принимать решения;
  • организационные задачи отдельных групп и лиц;
  • внутренние системы и процедуры;
  • организационная культура, нормы и ценности, которые лежат в основе организационного поведения.

      Качество  персонала определяется:

  • отношением к изменениям;
  • профессиональной квалификацией и мастерством в проектировании, анализе рынка и т.п.;
  • умением решать проблемы, относящиеся к стратегической деятельности:
  • умением решать вопросы, относящиеся к проведению организационных изменений:
  • мотивацией участия в стратегической деятельности.

      Не  обладая достаточно полной информацией  о качестве персонала, руководство  не может сделать верного выбора стратегии фирмы.

Таким образом, деятельность по стратегическому  управлению направлена на обеспечение стратегической позиции, которая обеспечит длительную жизнеспособность организации в изменяющихся условиях. В коммерческой организации руководитель, занимающийся стратегическими проблемами, обеспечивает постоянный потенциал прибыльности. Его задачи состоят в том, чтобы выявить необходимость и провести стратегические изменения организации; создать организационную структуру, способствующую стратегическим изменениям.  
 
 

    4. Соотношение стратегии и тактики в менеджменте.

     Тактика — это способ движения по генеральному пути к цели, то есть форма реализации стратегии.

     Стратегия это определение генерального пути (направления, курса) движения к долговременной цели. Такое понимание термина схватывает оба значения прилагательного «стратегический»

     В приведенной ниже таблице наглядно представлены возможные виды главной внутренней цели, соответствующие им виды стратегий и виды тактических задач, решение которых обеспечивает реализацию стратегии и достижение цели.  
 
 

Главная внутренняя цель Стратегия организации Тактические задачи
Создание  самоокупаемого бизнеса Стратегия становления
  1. выявление рыночных потребностей;
  2. разработка товара;
  3. организация производства;
  4. организация сбыта.
Выживание Стратегия выживания
  1. снижение уровня рисков;
  2. сокращение или прекращение инвестиций;
  3. Сокращение штатов;
  4. Поиск нового направления деятельности (бизнеса);
  5. Всемерная экономия средств.
Сохранение  достигнутого уровня прибыльности Стратегия сохранения статуса - кво
  1. удержание достигнутого количества и качества продукции;
  2. мониторинг рыночной конъектуры для удержания своих рыночных позиций;
  3. нейтрализация для дисфункциональных проявлений в работе фирмы;
  4. совершенствование всех аспектов управления и производства.
Повышение прибыльности (дальнейшее процветание) Стратегия экспансии
    1. Расширение рынка:
  1. привлечение новых покупателей за счет расширения рыночного пространства путем увеличения сбытовой сети;
  1. привлечение новых покупателей на старом рыночном  пространстве за счет оптимизации обслуживания и освоения нового рыночного сегмента.
  2. Привлечение новых покупателей за счет увлечения ассортимента товаров, уже известных на рынке;
  3. Привлечение новых покупателей за счет предложения новых модификаций  старых товаров или полностью новых товаров.
    1. Расширение производства:
  1. аналоговая диверсификация;
  2. конгломератная диверсификация;
  3. интегративно- вертикальная диверсификация.
    1. Рост организации:
  1. приобретение фирм, испытывающих трудности ( присоединение, поглощение);
  2. открытие собственных филиалов.

Информация о работе Стратегия и тактика менеджмента