Стратегия и тактика менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 00:10, реферат

Описание работы

Введение………………………………………………………. 3
Стратегическое управление организацией………………….. 4
Факторы, определяющие стратегию и их выбор…………….. 7
Соотношение стратегии и тактики в менеджменте………….12
Закономерности развития фирмы………………………..……14
Заключение…………………………..…………………………15
Список использованной литературы……….…………………

Содержание

Введение………………………………………………………. 3
Стратегическое управление организацией………………….. 4
Факторы, определяющие стратегию и их выбор…………….. 7
Соотношение стратегии и тактики в менеджменте………….12
Закономерности развития фирмы………………………..……14
Заключение…………………………..…………………………15
Список использованной литературы……….…………………

Работа содержит 1 файл

страткгия и тактика.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

     1.Содержание 

     
  1. Введение……………………………………………………….  3
  2. Стратегическое управление организацией…………………..  4
  3. Факторы, определяющие стратегию и их выбор…………….. 7
  4. Соотношение стратегии и тактики в менеджменте………….12
  5. Закономерности развития фирмы………………………..……14
  6. Заключение…………………………..…………………………15
  7. Список использованной литературы……….…………………17
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.Введение 

     Одной из ключевых составляющих стратегического  управления является стратегия. Выбор  стратегии и ее реализация составляют основную часть содержания деятельности по стратегическому управлению, в стратегическом управлении стратегия рассматривается как долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и форм ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде. Если, цели организации определяют то, к чему стремится организация, что она хочет получить в результате своей деятельности, то стратегия дает ответ на вопрос, каким способом, с помощью каких действий организация сумеет достичь своих целей в условиях изменяющегося и конкурентного окружения. Такое понимание стратегии исключает определенность в поведении организации, так как стратегия, помогая продвигаться в сторону конечного состояния, оставляет свободу выбора в изменяющейся ситуации.

     Значение  стратегии, позволяющей фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в  последние  десятилетия. Ускорение изменений  в окружающей среде,  появление  новых запросов и изменение позиции потребителя, появление новых возможностей для бизнеса, развитие информационных сетей, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, и другие причины привели к возрастанию значения выработки стратегии развития организации.

     Слово «стратегия» греческого происхождения и означает «искусство развертывания войск в бою» или «искусство генерала». Этот военный термин широко вошел в обиход специалистов, теорию и практику менеджмента. В менеджменте стратегия рассматривается как долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации к окружающей среде, приводящее организацию к ее целям. Стратегия представляет собой набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений, чтобы обеспечить осуществление миссии и достижение хозяйственных целей организации.

     Единой  стратегии для всех организаций  не существует. Каждая организация уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой организации свой, т.к. это зависит от ряда факторов таких как: позиции организации на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и т.д.

     Наряду  со стратегиями в стратегическом управлении организацией большую роль играют правила, которые так же, как и стратегии, определяют функционирование организации, но в отличие от стратегий в явном виде не имеют целевого начала. Они носит преимущественно ограничительный или предписывающий характер, создавая атмосферу, в которой осуществляется деятельность.

     Oдни правила могут иметь очень широкий смысл, другие же достаточно узкий, касающийся отдельной стороны жизни организации либо отдельной функции. Общим для всех правил является то, что они устанавливают границы деятельности и поведения в организации, ориентируя тем самым функционирование организации в направлении реализации ее стратегий. Многие правила имеют очень долгую жизнь, в то же время существуют правила, которые вводятся для реализации какой-то определенной стратегии или для способствования достижению какой-то определенной цели. Правила сами могут быть предметом стратегического управления в том случае, если стратегической задачей организации становится изменение ее внутренней жизни, организационной культуры и т.п. 
 
 

     
  1. Стратегическое  управление организацией
 

     Стратегическое  управление – это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует производство на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, в соответствии с изменениями окружающей среды и позволяющее добиваться конкурентных преимуществ, что позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.

     Стратегическое  управление можно рассматривать  как совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов:

  • анализ среды
  • определение миссии и целей
  • выбор стратегии
  • выполнение стратегии
  • оценка и контроль выполнения

     Анализ  среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как обеспечивает базу для определения миссии и для выработки стратегий. Анализ среды предполагает изучение трех ее частей, таких как анализ макроокружения, в его изучение входит влияние таких компонентов, как состояние экономики, правовое регулирование, политические процессы и т.д., конкурентная среда, анализируется по 5 составляющим (конкуренты внутри  отрасли, покупатели, поставщики, потенциальные конкуренты, производители возможно замещающей продукции), анализ внутренней среды, анализирует те возможности и тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе.

     В процессе стратегического управления, рассматривается такое понятие, как определение миссии и цели управления. В него входит 3 подпроцесса (определение миссии фирмы, определение долгосрочной цели, определение краткосрочной цели).

     Основная  общая цель фирмы- четко выраженная причина его существования  - обозначается как его миссия . цель вырабатывается для осуществления этой миссии. 
 

       

    Цель  миссия  

     Миссия  показывает статус предприятия и  обеспечивает ориентиром для определения  целей и стратегий на различных уровнях организации предприятия. Но в нем обязательно должны содержаться такие понятия как: выяснение, какой деятельностью занимается фирма, определение рабочих принципов, выявление культуры фирмы.

     Цели  будут значимой частью процесса стратегического управления только в том случае, если они правильно сформулированы,  известны работникам и приняты ими в исполнение.

     Определение миссии и целей фирмы приводит к тому, что становится ясным, зачем  функционирует фирма и к чему она стремится. Зная эти критерии руководитель может выбрать по какому пути пойти, т.е. это поможет правильно выбрать стратегию поведения в управлении фирмы.

     Ядром стратегического управления является анализ и выработка стратегии. С помощью специальных приемов организация определяет, как она будет достигать своих целей, и реализовывать свою миссию.

     Определение стратегии  для  фирмы  принципиально  зависит от

     конкретной  ситуации, в которой находится  фирма. Однако существуют

     некоторые  общие  подходы  к формулированию стратегии и некоторые

     общие рамки, в которые вписываются стратегии.

     При определении  стратегии  фирмы  руководство сталкивается с тремя  основными вопросами, связанными с  положением фирмы на рынке: какой  бизнес прекратить; какой бизнес продолжить;  в какой бизнес перейти.

     Все многообразие стратегий,  являются раз

     личными модификациями нескольких базовых  стратегий, каждая из них 

     эффективна  при определенных условиях  и  состоянии  внутренней  и 

     внешней среды,  поэтому важно рассматривать  причины, почему организация выбирает ту, а не другую стратегию. Базовые причины, для определения стратегии очень много, но есть основные, по которым идут большинство предприятий, это такие как:

     Ограниченный  рост (эту стратегию применяет большинство орга

низаций в сложившихся отраслях  со стабильной  технологией, цели развития устанавливаются «от

достигнутого» и корректируются при изменении условий).

     Рост (эта стратегия чаще всего применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро меняющейся технологией. Для нее харак

     терно установление ежегодного  значительного  превышения уровня

     развития над уровнем предыдущего года).

     Сокращение (эта стратегия выбирается организациями реже всего.  Для нее характерно установление целей ниже уровня, достигнутого в прошлом. К стратегии сокращения прибегают тогда,  когда показатели деятельности организации  приобретают  устойчивую тенденцию к ухудшению и никакие меры

     не  изменяют этой тенденции.

     Комбинированная стратегия (эта стратегия представляет собой

     любое сочетание рассмотренных альтернатив - ограниченного  роста,

     роста и сокращения. Комбинированной стратегии, как правило, придерживаются крупные  организации, которые активно функционируют  в 

     нескольких  отраслях). 

     Выполнение  стратегии является критическим  процессом, т.к. именно он в случае успешного осуществления приводит фирму к достижению поставленных  целей, т.к очень часто случается, то что фирма не в состоянии выбрать стратегию, которую она изначально выбрала, это бывает из-за различных причин, но чаще всего это случается из-за того, что не правильно был проведен анализ или не правильно были сделаны выводы, либо, что часто происходит, были  непредвиденные изменения во внешней среде. Однако очень часто происходит, то что фирма не может должным образом вовлечь имеющийся потенциал для реализации стратегии (например: трудового потенциала).

     Для успешной реализации стратегии, необходимо иметь ввиду следующие нюансы, это то, что до работников должны быть хорошо доведены планы,  а во-вторых, это то, что руководство должно не только вовремя поставлять необходимые ресурсы, но и иметь план для их проставления. 

     Для того, чтобы обеспечить устойчивую обратную связь между тем, как  идет процесс достижения целей, и  собственно целью организации, является оценка и контроль стратегий.  Основными  задачами контроля является:

    • Определение того, что  и по каким показателям проверять;
    • Оценка состояния контролируемого объекта в соответствии с принятыми стандартами.
    • Выявление причин отклонений.
    • Корректировка.
 
 
 
 

3. Факторы, определяющие стратегию и их выбор.

     Стратегия фирмы раскрывается в практической политике организации. Она связана с частными политиками фирмы.

     Наиболее  часто разрабатываются политики:

     - маркетинга (в т.ч. выпуск продукции,  ценообразование, продвижение продукции,  товародвижение),

     - производственная,

     - кадровая,

     - инвестиционная,

     - развития фирмы.

     Конкретизация этих политик происходит в письменных и устных директивах практически  ежедневно относительно той или  иной ситуации. Следует избегать обилия бюрократических инструкций, привлекать к составлению необходимых указаний сотрудников. Практические действия организации излагаются в конкретных планах работы (мероприятиях). Пример связи ключевых результатов, задач, мероприятий и календарного плана представлен на рисунке

Информация о работе Стратегия и тактика менеджмента