Стратегии управления в условиях кризиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 17:31, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью исследования является разработка методических подходов и практических рекомендаций по стратегическому управлению предприятием в кризисных условиях. Задачей курсовой работы является выбор отдельных направлений стратегии развития предприятия.
Предмет исследования стратегии управления предприятия в кризисных условиях. Объектом исследования является предприятие ЗАО «Электромаш».

Содержание

Введение 3
Глава 1. Кризис как экономическое явление
Понятие «кризис», причины его возникновения
и его последствия 5
Классификация кризисов 8

Глава 2. Стратегии управления в условиях кризиса
2.1. Стратегическое управление и его основные понятия 11
2.2. Содержание и структура стратегического управления 14
2.3. Особенности стратегического управления 18

Глава 3. Анализ руководства ЗАО «Электромаш» в условиях экономического кризиса
3.1. Характеристика предприятия ЗАО «Электромаш» 21
3.2. Деятельность предприятия в кризисных условиях 23
3.3. Совершенствование стратегий управления
в условиях кризиса 25

Заключение 27

Приложение 29

Список используемой литературы 33

Работа содержит 1 файл

курсовая менедж.docx

— 70.11 Кб (Скачать)
  1. Кризис —  это объективное явление в социально-экономической системе.
  2. Кризис разрушает множество наиболее слабых и наименее целесообразно организованных предприятий, отбрасывая устаревшие способы производства и формы организации предприятий в пользу более современных.
  3. Кризис может затронуть и передовые предприятия.
  4. При всей своей болезненности кризисы прогрессивны. Они способствуют появлению более конкурентоспособной продукции на основе повышения ее технического уровня и снижения издержек.
  5. Стратегия набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности.
  6. Нарушение платежеспособности в современных условиях чаще всего становится следствием неадекватности стратегии предприятия по отношению к условиям внешней среды.
  7. Необходим постоянный анализ имеющейся стратегии, анализ степени ее соответствия к сложившимся условиям на рынке. Поскольку без этого невозможно ни успешная деятельность, ни удержание стабильного конкурентного преимущества, что в современных рыночных условиях крайне важно для любого предприятия.
  8. Стратегическое управление — это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением
  9. Будущее любого предприятия прямо и непосредственно зависит от того, насколько адекватно отвечают его действия потребностям рыночной экономики. Вовремя и правильно ответить на эти запросы, и есть главная задача предприятий и, в то же время гарантия их преуспевания.

В курсовой работе рассмотрено предприятие ЗАО «Электромаш», продукция которого продукция востребована всеми странами СНГ, но в современных условиях предприятие переживает нелучшие времена. Предприятию в первую очередь следует обратить внимание на следующие антикризисные меры:

  1. борьба с дебиторской задолженностью и поставка продукции на условия предоплаты;
  2. сокращение численности работников;
  3. пополнение оборотных средств;
  4. поиск альтернативных поставщиков ТМЦ путем заключения договоров с предприятиями-изготовителями;
  5. повышение производительности труда и поддержание качества продукции;
  6. снижение себестоимости продукции.

Предприятие без ясной и эффективной стратегии развития — это не бизнес, а набор активов, отягощенных обязательствами. Для того чтобы не только выжить, в современных условиях, но и усилить свои конкурентные позиции на рынке, необходимо заниматься стратегическим управлением на профессиональном уровне. Задачи, поставленные перед предприятием, требуют от руководства не только широты знаний, но и чувства ответственности за экономические, социальные, экологические, нравственные последствия деятельности, в свою очередь оно должно повышать эффективность работы и делать все возможное для неё.

 

Приложение

Антикризисная программа на 2009г

      1. В сфере внутренних инвестиций
  1. провести ревизию неиспользуемого оборудования, машин и механизмов, с целью вовлечения их в производственно-хозяйственную деятельность или подготовки к реализации;
  1. обеспечить контроль за своевременным списанием основных средств и оснастки;
  2. проанализировать предстоящие сделки по реализации оборудования с целью оптимизации цены и существенных условий поставки.
      1. В сфере управления финансами
  3. проводить постоянный мониторинг банков контрагентов на предмет их надежности;
  4. осуществлять постоянный мониторинг курса валют для определения оптимальных условий оплаты при заключении договоров, предоставлять соответствующую информацию руководству и заинтересованным службам;
  5. максимально перейти на поставку продукции на условия предоплаты;
  6. постоянно проводить изучение инфляционных процессов и их влияния на рынок;
  7. постоянно проводить анализ состояния дебиторской задолженности и разработать меры по ее погашению применительно к каждому клиенту, в т.ч. истребовать образовавшуюся задолженность;
  8. осуществлять постоянный мониторинг кредиторской задолженности.

 

      1. В коммерческой сфере
  1. проанализировать условия поставок, с целью обеспечения экономических интересов НП ЗАО «Электромаш»;
  1. повысить ответственность СКТБ за разработку рыночно-востребованной продукции, обновление номенклатуры предприятия, повышение технологичности и снижение себестоимости изготовления продукции, расширение использования покупных комплектующих;
  2. разработать мероприятия по повышению эффективности работы СКТБ в части мониторинга рынка и ускорения сроков разработки востребованной продукции, в том числе оптимизировать показатели финансового плана на 2009г;
  3. предпринять меры по недопущению срыва сроков поставки продукции;
  4. усилить работу по вовлечению  неликвидной продукции и материалов на складах, ввести (обновить) в бегунках ответственных подразделений фиксированные нормативы ежемесячного вовлечения неликвидов в производство;
  5. ежемесячно проводить мониторинг изменения цен на сырье, материалы и комплектующие с целью оптимизации покупок;
  6. усилить контроль за поиском альтернативных поставщиков ТМЦ с максимальным заключением договоров с предприятиями-изготовителями, минуя посредников, отдавать предпочтение контрагентам, готовым поставить сырье и материалов на условиях рассрочки платежа;
  7. изыскать альтернативные источники для приобретения ТМЦ, в том числе у потребителей этих ТМЦ, сокращающих в условия кризиса свои производственные программы;
  8. реанимировать (уточнить) положение о премировании работников за реализацию продукции пониженного спроса.
      1. Во внешнеэкономической деятельности
  9. разработать мероприятия по обеспечению работы ООО ТД «ЭлектромашСервис» в соответствии с его статусом Центрального торгового дома (ЦТД);
  10. осуществлять контроль за достижением ПТП  нормативов оборотных средств и объемов реализации продукции;
  11. разработать план работы Ассоциации ПТП на 2009 год с последующей корректировкой по кварталам (в том числе в области маркетинговых исследований и участию в тендерах с предоставлением ежеквартальной отчетности о выполненных мероприятиях).
      1. В производственной сфере
  12. проводить постоянный мониторинг загрузки работников в подразделениях с целью выявления непроизводственных потерь;
  13. проводить действенный анализ себестоимости продукции с целью снижения себестоимости, разработать план мероприятий по снижению себестоимости;
  14. проводить постоянный мониторинг уровня оплаты труда с целью обеспечения обоснованного начисления заработной платы;
  15. проводить постоянный мониторинг действующих норм труда на предмет их соответствия достигнутому уровню производительности труда.
      1. В области управления персоналом
  16. обеспечить действенный механизм адаптации вновь принимаемых на предприятие работников: закреплять руководителей на период вхождения работника в должность, организовывать изучение нормативной базы предприятия, возобновить программы подготовки резерва руководителей с подготовкой обзорных лекций;
  17. в январе месяце в экономических службах провести занятия на предмет ознакомления с налоговым законодательством на 2009г;
  18. усилить работу по повышению квалификации персонала путем обучения смежным профессиям, расширения зон обслуживания;
  19. не допускать простоев по вине низкой организации труда;
  20. повысить качество аттестации в части повышения требований к знанию нормативной базы; по экономическим службам разработать тесты (перечни вопросов), обязательные для использования в работе подчиненного подразделения.
      1. В области социальной политики
  21. провести анализ запланированных социальных программ и мероприятий в целях определения целесообразности и объема их финансирования;
  22. при определении источников выплаты заработной платы, оказании материальной помощи максимально использовать внутренние ресурсы предприятия, в т.ч. реализацию ТНП, товаров бытового назначения, использования ресурсов РСУ и медцентра;
  23. повысить ответственность руководителей при согласовании заявлений работников на оказание материальной помощи исходя из их объективности и финансовых возможностей предприятия;
  24. включить в планы СКТБ, ОР, ОМТС, ОВКиК, ПДО вопрос соответствия Положений о субсчетах подразделений, Положения о реализации продукции пониженного спроса, продукции, изготовленной до 2005 года, неликвидов сырья, использования технологических отходов.

 

 

Список используемой литературы

  1. Масленченков Ю.С. «стратегический и кризисный менеджмент фирмы» 2005г.
  2. Газета «Электромаш» 5 июня 2009г.
  3. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента: пер. с английского – М: Юнити, 1997г.
  4. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1996г.
  5. Абросимов И.Д. Менеджмент, как система управления хозяйственной деятельностью – М.: Знание, 1996г.
  6. Волков О.И.  . Экономика  предприятия. М.; 1999г.
  7. Горемыкин В.А., Богомолов О.А. Экономическая стратегия предприятия. – М.: Информационно-издательский дом “Филин”, Рилант, 2001г.
  8. Масахико Аоки «Экономическая модель японской фирмы» // Уроки организации бизнеса // С-П: Лениздат, 1994 г.
  9. Афанасьев М.П. Маркетинг: Стратегия и практика фирмы – М.: Финстат, 1995г.
  10. Савицкая Т.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий. — Минск: Новое знание, 2000г.
  11. Сергеев И.В. Экономика предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2000г.
  12. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент.,2003г.М.: Перспектива
  13. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов/ Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева,  М.И. Соколовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998г.
  14. Ефремов В. С. Стратегическое управление в контексте организационного развития // Менеджмент в России и за рубежом. – 2003г. № 1
  15. Ковалёв В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Проспект, 2000г.
  16. Раицкий К.А. Экономика предприятия//М.2002г.
  17. Виханский О.И. Стратегическое управление. М.; 2000г.
  18. Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления: Учебное пособие. – М.:, Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2001г.
  19. Котлер Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ. В.Б. Боброва. – С.-Пб.: АО «Коруна», АОЗТ «Литера Плюс», 1994г.
  20. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива./ Пер. с фр. СПб.: Наука, 1999г.

1 Масленченков Ю.С. «стратегический и кризисный менеджмент фирмы» 2005г

2 Боумэн К. Основы стратегического менеджмента: пер. с английского – М: Юнити, 1997г.

3 Газета «Электромаш» 5 июня 2009г. 3-4стр.


Информация о работе Стратегии управления в условиях кризиса