- Кризис — это объективное явление
в социально-экономической системе.
- Кризис
разрушает множество наиболее слабых
и наименее целесообразно организованных
предприятий, отбрасывая устаревшие способы
производства и формы организации предприятий
в пользу более современных.
- Кризис
может затронуть и передовые предприятия.
- При всей
своей болезненности кризисы прогрессивны.
Они способствуют появлению более конкурентоспособной
продукции на основе повышения ее технического
уровня и снижения издержек.
- Стратегия
набор правил для принятия решений, которыми
организация руководствуется в своей
деятельности.
- Нарушение платежеспособности в современных условиях чаще всего становится следствием неадекватности стратегии предприятия по отношению к условиям внешней среды.
- Необходим
постоянный анализ имеющейся стратегии,
анализ степени ее соответствия к сложившимся
условиям на рынке. Поскольку без этого
невозможно ни успешная деятельность,
ни удержание стабильного конкурентного
преимущества, что в современных рыночных
условиях крайне важно для любого предприятия.
- Стратегическое
управление — это процесс управления
с целью осуществления миссии организации
посредством управления взаимодействием
организации с ее окружением
- Будущее
любого предприятия прямо и непосредственно
зависит от того, насколько адекватно
отвечают его действия потребностям рыночной
экономики. Вовремя и правильно ответить
на эти запросы, и есть главная задача
предприятий и, в то же время гарантия
их преуспевания.
В курсовой работе рассмотрено предприятие
ЗАО «Электромаш», продукция которого
продукция востребована всеми странами
СНГ, но в современных условиях предприятие
переживает нелучшие времена. Предприятию
в первую очередь следует обратить внимание
на следующие антикризисные меры:
- борьба
с дебиторской задолженностью и поставка
продукции на условия предоплаты;
- сокращение
численности работников;
- пополнение
оборотных средств;
- поиск
альтернативных поставщиков ТМЦ путем
заключения договоров с предприятиями-изготовителями;
- повышение
производительности труда и поддержание
качества продукции;
- снижение
себестоимости продукции.
Предприятие без ясной и эффективной
стратегии развития — это не бизнес, а
набор активов, отягощенных обязательствами.
Для того чтобы не только выжить, в современных
условиях, но и усилить свои конкурентные
позиции на рынке, необходимо заниматься
стратегическим управлением на профессиональном
уровне. Задачи, поставленные перед предприятием,
требуют от руководства не только широты
знаний, но и чувства ответственности
за экономические, социальные, экологические,
нравственные последствия деятельности,
в свою очередь оно должно повышать эффективность
работы и делать все возможное для неё.
Приложение
Антикризисная
программа на 2009г
- В сфере внутренних инвестиций
- провести ревизию неиспользуемого оборудования, машин и механизмов, с целью вовлечения их в производственно-хозяйственную деятельность или подготовки к реализации;
- обеспечить контроль за своевременным списанием основных средств и оснастки;
- проанализировать предстоящие сделки по реализации оборудования с целью оптимизации цены и существенных условий поставки.
- В сфере управления финансами
- проводить постоянный мониторинг банков контрагентов на предмет их надежности;
- осуществлять постоянный мониторинг курса валют для определения оптимальных условий оплаты при заключении договоров, предоставлять соответствующую информацию руководству и заинтересованным службам;
- максимально перейти на поставку продукции на условия предоплаты;
- постоянно проводить изучение инфляционных процессов и их влияния на рынок;
- постоянно проводить анализ состояния дебиторской задолженности и разработать меры по ее погашению применительно к каждому клиенту, в т.ч. истребовать образовавшуюся задолженность;
- осуществлять постоянный мониторинг кредиторской задолженности.
- В коммерческой сфере
- проанализировать условия поставок, с целью обеспечения экономических интересов НП ЗАО «Электромаш»;
- повысить ответственность СКТБ за разработку рыночно-востребованной продукции, обновление номенклатуры предприятия, повышение технологичности и снижение себестоимости изготовления продукции, расширение использования покупных комплектующих;
- разработать мероприятия по повышению эффективности работы СКТБ в части мониторинга рынка и ускорения сроков разработки востребованной продукции, в том числе оптимизировать показатели финансового плана на 2009г;
- предпринять меры по недопущению срыва сроков поставки продукции;
- усилить работу по вовлечению неликвидной продукции и материалов на складах, ввести (обновить) в бегунках ответственных подразделений фиксированные нормативы ежемесячного вовлечения неликвидов в производство;
- ежемесячно проводить мониторинг изменения цен на сырье, материалы и комплектующие с целью оптимизации покупок;
- усилить контроль за поиском альтернативных поставщиков ТМЦ с максимальным заключением договоров с предприятиями-изготовителями, минуя посредников, отдавать предпочтение контрагентам, готовым поставить сырье и материалов на условиях рассрочки платежа;
- изыскать альтернативные источники для приобретения ТМЦ, в том числе у потребителей этих ТМЦ, сокращающих в условия кризиса свои производственные программы;
- реанимировать (уточнить) положение о премировании работников за реализацию продукции пониженного спроса.
- Во внешнеэкономической деятельности
- разработать мероприятия по обеспечению работы ООО ТД «ЭлектромашСервис» в соответствии с его статусом Центрального торгового дома (ЦТД);
- осуществлять контроль за достижением ПТП нормативов оборотных средств и объемов реализации продукции;
- разработать план работы Ассоциации ПТП на 2009 год с последующей корректировкой по кварталам (в том числе в области маркетинговых исследований и участию в тендерах с предоставлением ежеквартальной отчетности о выполненных мероприятиях).
- В производственной сфере
- проводить постоянный мониторинг загрузки работников в подразделениях с целью выявления непроизводственных потерь;
- проводить действенный анализ себестоимости продукции с целью снижения себестоимости, разработать план мероприятий по снижению себестоимости;
- проводить постоянный мониторинг уровня оплаты труда с целью обеспечения обоснованного начисления заработной платы;
- проводить постоянный мониторинг действующих норм труда на предмет их соответствия достигнутому уровню производительности труда.
- В области управления персоналом
- обеспечить действенный механизм адаптации вновь принимаемых на предприятие работников: закреплять руководителей на период вхождения работника в должность, организовывать изучение нормативной базы предприятия, возобновить программы подготовки резерва руководителей с подготовкой обзорных лекций;
- в январе месяце в экономических службах провести занятия на предмет ознакомления с налоговым законодательством на 2009г;
- усилить работу по повышению квалификации персонала путем обучения смежным профессиям, расширения зон обслуживания;
- не допускать простоев по вине низкой организации труда;
- повысить качество аттестации в части повышения требований к знанию нормативной базы; по экономическим службам разработать тесты (перечни вопросов), обязательные для использования в работе подчиненного подразделения.
- В области социальной политики
- провести анализ запланированных социальных программ и мероприятий в целях определения целесообразности и объема их финансирования;
- при определении источников выплаты заработной платы, оказании материальной помощи максимально использовать внутренние ресурсы предприятия, в т.ч. реализацию ТНП, товаров бытового назначения, использования ресурсов РСУ и медцентра;
- повысить ответственность руководителей при согласовании заявлений работников на оказание материальной помощи исходя из их объективности и финансовых возможностей предприятия;
- включить в планы СКТБ, ОР, ОМТС, ОВКиК, ПДО вопрос соответствия Положений о субсчетах подразделений, Положения о реализации продукции пониженного спроса, продукции, изготовленной до 2005 года, неликвидов сырья, использования технологических отходов.
Список используемой литературы
- Масленченков Ю.С. «стратегический и кризисный менеджмент фирмы» 2005г.
- Газета «Электромаш» 5 июня 2009г.
- Боумэн К. Основы стратегического менеджмента: пер. с английского – М: Юнити, 1997г.
- Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1996г.
- Абросимов И.Д. Менеджмент, как система управления хозяйственной деятельностью – М.: Знание, 1996г.
- Волков О.И.
. Экономика предприятия. М.; 1999г.
- Горемыкин В.А., Богомолов О.А. Экономическая стратегия предприятия. – М.: Информационно-издательский дом “Филин”, Рилант, 2001г.
- Масахико Аоки «Экономическая модель японской фирмы» // Уроки организации бизнеса // С-П: Лениздат, 1994 г.
- Афанасьев М.П. Маркетинг: Стратегия и практика фирмы – М.: Финстат, 1995г.
- Савицкая Т.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий. — Минск: Новое знание, 2000г.
- Сергеев И.В. Экономика предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2000г.
- Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент.,2003г.М.: Перспектива
- Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов/ Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998г.
- Ефремов В. С. Стратегическое управление в контексте организационного развития // Менеджмент в России и за рубежом. – 2003г. № 1
- Ковалёв В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Проспект, 2000г.
- Раицкий К.А. Экономика предприятия//М.2002г.
- Виханский О.И.
Стратегическое управление. М.; 2000г.
- Забелин П.В., Моисеева
Н.К. Основы стратегического управления:
Учебное пособие. – М.:, Информационно-внедренческий
центр «Маркетинг», 2001г.
- Котлер Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ. В.Б. Боброва. – С.-Пб.: АО «Коруна», АОЗТ «Литера Плюс», 1994г.
- Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива./ Пер. с фр. СПб.: Наука, 1999г.
1
Масленченков Ю.С. «стратегический и кризисный
менеджмент фирмы» 2005г
2 Боумэн
К. Основы стратегического менеджмента:
пер. с английского – М: Юнити, 1997г.
3
Газета «Электромаш» 5 июня 2009г. 3-4стр.