Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 17:31, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Целью исследования является разработка методических подходов и практических рекомендаций по стратегическому управлению предприятием в кризисных условиях. Задачей курсовой работы является выбор отдельных направлений стратегии развития предприятия.
Предмет исследования стратегии управления предприятия в кризисных условиях. Объектом исследования является предприятие ЗАО «Электромаш».
Введение 3
Глава 1. Кризис как экономическое явление
Понятие «кризис», причины его возникновения
и его последствия 5
Классификация кризисов 8
Глава 2. Стратегии управления в условиях кризиса
2.1. Стратегическое управление и его основные понятия 11
2.2. Содержание и структура стратегического управления 14
2.3. Особенности стратегического управления 18
Глава 3. Анализ руководства ЗАО «Электромаш» в условиях экономического кризиса
3.1. Характеристика предприятия ЗАО «Электромаш» 21
3.2. Деятельность предприятия в кризисных условиях 23
3.3. Совершенствование стратегий управления
в условиях кризиса 25
Заключение 27
Приложение 29
Список используемой литературы 33
В-четвертых, резко усиливаются негативные последствия ошибок стратегического предвидения. В условиях, когда в сжатые сроки создаются совершенно новые продукты, кардинально меняются направления вложений, когда неожиданно возникают новые возможности для бизнеса и на глазах исчезают возможности, существовавшие много лет, цена расплаты за неверное предвидение и соответственно за ошибки стратегического выбора становится зачастую роковой для организации. Особенно трагическими последствия неверного прогноза бывают для организаций, осуществляющих безальтернативный путь функционирования либо же реализующих стратегию, не поддающуюся принципиальной корректировке.
В-пятых, при осуществлении
Глава 3. Анализ руководства ЗАО «Электромаш» в условиях экономического кризиса
3.1. Характеристика предприятия ЗАО «Электромаш»
ЗАО "Электромаш" один из крупнейших производителей электрических машин не только в ПМР, но и за её пределами. Его продукция востребована всеми странами СНГ. Больше всего контрактов на её поставку заключается с партнёрами из России, Украины, Казахстана, Узбекистана.
ЗАО "Электромаш" специализируется на производстве электрооборудования для топливно-энергетического комплекса, добывающих, перерабатывающих отраслей промышленности и энергетики: взрывозащищенные и общепромышленные асинхронные электродвигатели; синхронные электродвигатели и генераторы; стабилизаторы напряжения и трансформаторы. За последние годы номенклатура продукции "Электромаш" увеличилась вчетверо. Среди инноваций разработка программ по ветроэнерии. Ещё одно новое изделие завода - синхронный гидрогенератор. За час работы он вырабатывает 100 киловатт электроэнергии. На данный момент аналогов на постсоветском пространстве у него нет. Выпущена первая партия -21 генератор. Электромашевские гидрогенераторы уже устанавливают на водоёмах Белоруссии, Украины и Польши.
5
июня 2009 года НП ЗАО "Электромаш"
отметил 50 лет со дня образования.
В рамках юбилейных
Показатели производственно–
НП «Электромаш» 2004-2009 годы:
№ |
показатель |
Ед. изм. |
2004г. |
2005г. |
2006г. |
2007г. |
2008г. |
1 |
Выручка от реализации продукции |
Тыс. долл. |
11947 |
13222 |
11484 |
14325 |
13760 |
Темпы роста к 2004г. |
% |
x |
110,7 |
96,1 |
119,9 |
115,2 | |
2 |
Выработка на 1 работника |
Тыс. долл. |
5,9 |
7,0 |
7,1 |
9,45 |
9,22 |
Увеличение выработки на 1 работника по сравнению с 2004г. |
% |
x |
118,6 |
120,3 |
160,2 |
156,3 | |
3 |
Средняя заработанная плата |
Долл. |
223,79 |
229,86 |
240,21 |
264,78 |
276,20 |
Темп роста к 2004г. |
% |
x |
102,7 |
107,34 |
118,3 |
123,42 | |
Прибыль |
Долл. |
21176 |
30195 |
28637 |
33125 |
31282 | |
Рентабельность |
% |
13,2 |
21,64 |
19,54 |
24,1 |
22,32 |
В течение последних 19 лет более $ 40 млн. долл. из средств чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, было направлено на обновление основных фондов, вкладывались в техническое перевооружение, разработку и освоение новой конкурентоспособной продукции, совершенствование технологий, не допущение техногенности производства, социальное развитие коллектива, что позволило решить научно-технические, экономические, организационные и социальные программы и обеспечило жизнедеятельность ЗАО в рыночных условиях3.
С 1993 по 2009 годы построено,
реконструировано и введено в
действие более 300 различных объектов,
проведено более 400 мероприятий. Строительство
этих объектов позволило сократить
затраты на материально-технические
и топливно-энергетические ресурсы,
что снизило себестоимость
3.2. Деятельность предприятия в кризисных условиях
В условиях мирового финансового кризиса предприятию удаётся выживать, опираясь на свой многолетний опыт и трудовые традиции, учитывая научно-технический прогресс и осваивая современные методы управления.
При введении новой налоговой системы в 2001г. неправильное отнесение крупного электромашиностроения к отраслевой составляющей привело к установлению завышенной в 2 раза налоговой нагрузки на предприятие. Вследствие чего НП ЗАО «Электромаш» в течение 2003-2008 годов работало во внутреннем антикризисном режиме, за эти годы было «вымыто» 14 млн. долл. (ежегодное «вымывание» оборотного капитала в среднем составило 18% от объема реализованной продукции
За этот период выработаны
механизмы, которые позволили частично
«смягчить» последствия наступившего
в 2008г. мирового финансового кризиса.
Эти достижения базировались на основе
функциональных программ развития, в
основе которых минимизация затрат
на изготовление продукции, оптимизация
организационной структуры, создание
механизмов, позволяющих учитывать
изменения на рынке. Кроме того, в
конце 2008г. разработана Антикризисная
программа на 2009 год, мероприятии
которой охватывают все направления
деятельности предприятия: внутренние
инвестиции, управление финансами, коммерческую
сферу, внешнеэкономическую и
Второй вопрос, не менее важный
для предприятия, выделение льготного
кредита в размере 2-2,5 млн. долл.,
который позволит снять проблемы
и, с учетом внутреннего потенциала
предприятия и завоеванных
Доля машиностроительной, металлообрабатывающей и электротехнической промышленности в общем объёме промышленного производства Приднестровья по сравнению с 2008г.(10%) сократилась до 3,9%. Значительное падение производства связано с негативным влиянием мирового экономического кризиса. Также кризис привёл к резкому снижению спроса на продукцию машиностроителей в странах СНГ. Падение производства в машиностроении составило более чем 50% по сравнению с уровнем минувшего года.
Принятые государством антикризисные меры (выделение бюджетных кредитов, замораживание тарифов на энергоносители, упрощение административных процедур, налоговые льготы) позволили ряду предприятий, в том числе предприятию «Электромаш», возобновить работу, приостановленную в январе-марте. Однако в конце лета приднестровские машиностроители столкнулись со второй волной кризиса – кризисом неплатежей. Производство на «Электромаше» снизилось уже в августе. Как отмечают в Минпроме, руководитель предприятия прилагает усилия для того, чтобы найти новые рынки сбыта, но в условиях экономического кризиса это очень непросто.
Многие работники «Электромаша»
Как правило, сложившаяся в период роста и финансовой стабильности система управления предприятием предназначена для функционирования в стабильных условиях, когда система успешно работает даже при значительном времени реакции на возникающие отклонения, а длительность и точность принятия решения не оказывает критического влияния на само существование компании. В сложившихся условиях такая практика несет очень высокие риски. В этот момент нужны четкие управленческие решения, ориентированные на достижение главной цели - сохранение жизнеспособности компании и ее места на рынке.
Классики менеджмента утверждают: при осуществлении изменений нужно сначала определить цели, методы их достижений, последовательность изменений, контрольные точки и т.д. Но что делать, если не хватает средств для выплаты заработной платы, возврата кредитов, закупки сырья и материалов?
К сожалению, многие
предприятия оказались в
Для выхода из кризисной ситуации фирма должна осуществить первоочередные антикризисные меры - борьбу с дебиторской задолженностью, сокращение численности работников, пополнение оборотных средств...
Необходимо расширить горизонты оптимизации. Как правило, следующий управленческий шаг (на перспективу) - повышение производительности, обеспечение роста выработки при неизменном уровне вложений в производственные ресурсы или сохранение выработки при сокращении затрат на производственные ресурсы. В этом случае переменные затраты (такие как стоимость материалов) увеличиваются пропорционально выработке, но операционные расходы остаются на прежнем уровне. Как следствие - вклад каждой новой изготовленной и проданной единицы продукции в общую прибыль будет выше по сравнению с ранее произведенной единицей. При этом качество исполнения производственных заказов - одно из ключевых конкурентных преимуществ в период кризиса. Когда продукция производится точно в срок, без завышения цен и снижения качества, предприятие повышает шансы на формирование устойчивого портфеля заказов в период нестабильности, построение четких финансовых планов развития и как итог - возможность не только удержать прибыль на прежнем уровне, но и повысить ее.
В условиях кризиса и спада спроса нередко вспыхивают так называемые "ценовые войны" между продавцами. Каждый производитель и продавец пытается за счет снижения цен и предоставления дополнительных бонусов, скидок удержать клиента. Любой ценой. "Ценовые войны" выматывают ресурсы продавцов, негативно отражаются на уровне качества товаров и услуг и, по сути, представляют "игру на выживание". В периоды спада спроса такие игры могут быть опасными для тех компаний, которые не накопили изрядного «жирка» в периоды бурного роста. Однако, как показала практика, такой способ конкуренции не единственный и далеко не самый лучший для компании-продавца.
Заключение
Из рассмотренной темы «Стратегическое управление предприятием в кризисных условиях» можно выделить несколько моментов, которые необходимо учитывать при осуществлении хозяйственной деятельности на предприятии.