Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 17:31, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Целью исследования является разработка методических подходов и практических рекомендаций по стратегическому управлению предприятием в кризисных условиях. Задачей курсовой работы является выбор отдельных направлений стратегии развития предприятия.
Предмет исследования стратегии управления предприятия в кризисных условиях. Объектом исследования является предприятие ЗАО «Электромаш».
Введение 3
Глава 1. Кризис как экономическое явление
Понятие «кризис», причины его возникновения
и его последствия 5
Классификация кризисов 8
Глава 2. Стратегии управления в условиях кризиса
2.1. Стратегическое управление и его основные понятия 11
2.2. Содержание и структура стратегического управления 14
2.3. Особенности стратегического управления 18
Глава 3. Анализ руководства ЗАО «Электромаш» в условиях экономического кризиса
3.1. Характеристика предприятия ЗАО «Электромаш» 21
3.2. Деятельность предприятия в кризисных условиях 23
3.3. Совершенствование стратегий управления
в условиях кризиса 25
Заключение 27
Приложение 29
Список используемой литературы 33
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Кризис как экономическое явление
Глава 2. Стратегии управления в условиях кризиса
2.1. Стратегическое управление и его основные понятия 11
2.2. Содержание и структура стратегического управления 14
2.3. Особенности стратегического управления 18
Глава 3. Анализ руководства ЗАО «Электромаш» в условиях экономического кризиса
3.1. Характеристика предприятия ЗАО «Электромаш» 21
3.2. Деятельность предприятия в кризисных условиях 23
3.3. Совершенствование стратегий управления
в условиях кризиса 25
Заключение 27
Приложение 29
Список используемой литературы 33
Введение
Любое предприятие обладает определенным потенциалом, который оно использует в процессе своей деятельности. При этом предприятие стремится минимизировать затраты, максимизировать полученные результаты (объем продукции, прибыль) при достаточно коротких сроках их получения и изготовления.
Экономический кризис, переживаемый сегодня в мире, является кризисом многогранным. Фирма, как правило, является открытой системой и подвержена влиянию внешней среды, которое является зачастую негативным. Это не позволяет ей в полной мере реализовать свой потенциал и достичь желаемого результата. У многих руководителей разного уровня нет больше ощущения того, что положение вещей хорошо определено и что их налаженная за последние годы система приведет к успеху. Все больше руководителей сомневаются относительно будущего их организаций и ощущают неопределенность этого будущего.
Актуальность темы исследования. Одной из наиболее актуальных проблем нынешнего этапа является проблема оживления деятельности промышленности, а эффективная система управления выступает как один из ключевых факторов их функционирования и развития. Поэтому очень важной является разработка такой системы управления, которая позволила бы обнаружить кризисную ситуацию, вовремя ее локализовать и по возможности ликвидировать или, по крайней мере, свести последствия кризиса к минимуму. Этим вызвана необходимость разработки методов и инструментов диагностики угроз кризиса, а также выработки практических стратегий управления кризисной ситуацией.
Необходимо также отметить, что не существует стратегии единой для всех компаний, так же, как и не существует единого универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многих факторов. В то же время есть некоторые основополагающие моменты, которые позволяют говорить о некоторых обобщенных принципах выбора и реализации стратегии развития и осуществления стратегического управления.
Актуальность
данного исследования усиливается
и тем, что принятое на сегодняшний
день определение кризиса связано
исключительно с
Необходимо отметить, что на сегодняшний день, еще мало изучены проблемы управления предприятием в условиях кризисной ситуации, также отсутствует единый подход к определению сущности и особенности кризиса на уровне предприятия и четкая классификация уровней кризисных ситуаций.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является разработка методических подходов и практических рекомендаций по стратегическому управлению предприятием в кризисных условиях. Задачей курсовой работы является выбор отдельных направлений стратегии развития предприятия.
Предмет исследования стратегии управления предприятия в кризисных условиях. Объектом исследования является предприятие ЗАО «Электромаш».
Глава 1. Кризис как экономическое явление
В развитой рыночной экономике процесс воспроизводства национального продукта имеет следующую особенность. Через определенные промежутки времени его нормальных ход прерывается кризисом (гр. krisis — поворотный пункт, исход, решение), что означает резкий перелом, тяжелое переходное состояние. Кризис определяется как внезапная и быстрая смена тенденции от повышения к понижению, тогда как при обратном процессе такого резкого поворота не бывает. При этом происходит обострение противоречий в социально-экономических системах, угрожающее их жизнеспособности. Впоследствии понятие кризиса было расширено, оно применяется ко всякому резкому переходу, ко всем переменам, воспринимаемым как нарушение непрерывности существующей тенденции.
Основная функция кризиса — разрушение тех элементов, которые наименее устойчивы и жизнеспособны и в наибольшей мере нарушают организованность целого. Происходит упрощение системы и возрастание ее стройности. В экономике кризис разрушает множество наиболее слабых и наименее целесообразно организованных предприятий, отбрасывая устаревшие способы производства и формы организации предприятий в пользу более современных. Общее крушение вовлекает и немало передовых предприятий.
Кризис — объективное явление в социально-экономической системе. Но, несмотря на «человеческую природу» кризисов, избежать их не удается. Более того, во многих случаях именно «человеческая природа» кризиса является его причиной и источником.
Деятельность человека построена на удовлетворении своих интересов, которые изменяются неравномерно и непропорционально. Интересы находятся в постоянном противоречии не только у отдельного человека, но и у целых социальных групп или классов общества. Противоречия интересов и объективная неравномерность их изменения определяют как возможность, так и необходимость кризисов. Именно это является основой всех кризисов в социально-экономической системе, даже связанных с природными условиями. Нередки случаи использования природных катаклизмов в политических целях, перерастание их в кризисы политические и социально-экономические.
Абсолютное управление динамикой и взаимодействием интересов человека невозможно, потому что к системе его интересов относится и вопрос свободы, демократичности управления, самостоятельности и самодеятельности. К этим интересам «привязаны» и многие другие, и именно на интересах человека строится эффективное управление. По мере развития социально-экономической системы наблюдается повышение роли человеческого фактора в ее антикризисном развитии, которое означает не исключение кризиса, не бездумное противодействие ему, а предвидение и уверенное, своевременное и, по возможности, безболезненное его разрешение1.
Обобщая существующие представления о кризисах, можно сделать следующие выводы:
а) резкое ослабление и устранение устаревших (нежизнеспособных) элементов господствующей, но уже исчерпавшей свой потенциал системы;
б) расчистку пространства для утверждения элементов новой системы, будущего цикла;
в) испытание на прочность и передачу в наследство тех элементов системы, которые аккумулируются и переходят в будущее.
Жизнеспособные участники
рынка вынуждены активнее искать
новые пути развития и доказывать
свое право на место под солнцем.
Кризис — это еще и возможность
покупать активы по низким ценам. Он проверяет
уровень управления рисками, выявляет
слабые места и устраняет
Обязательная составляющая выхода из кризиса — инновации, которые обеспечивают конкурентоспособность продукции на основе повышения ее технического уровня и снижения издержек.
Практика показывает, что кризисы неодинаковы не только по своим причинам и последствиям, но и по своей сути. Если есть понятие и понимание характера кризиса, тогда больше возможность снижения его остроты, сокращения времени и обеспечения безболезненности процесса.
Все многообразие экономических кризисов можно классифицировать по трем разным основаниям.
Различают:
Финансовый кризис — глубокое расстройство государственных финансов. Оно проявляется в постоянных бюджетных дефицитах (когда расходы государства значительно превышают его доходы). Крайним проявлением финансового краха является неплатежеспособность государства по иностранным займам.
Денежно-кредитный кризис — потрясение денежно-кредитной системы. Происходит резкое сокращение коммерческого и банковского кредита, массовое изъятие вкладов и крах банков, погоня населения и предпринимателей за наличными деньгами, падение курсов акций и облигаций, а также нормы банковского процента.
Валютный кризис выражается в ликвидации золотого стандарта в обращении на мировом рынке и обесценении валюты отдельных стран (нехватка иностранных «твердых» валют, истощение валютных резервов в банках, падение валютных курсов).
Биржевой кризис — резкое снижение курсов ценных бумаг, значительное сокращение их эмиссий, глубокие спады в деятельности фондовой биржи.
Аграрный кризис — это резкое ухудшение сбыта сельскохозяйственной продукции (падение цен на сельскохозяйственную продукцию).
Структурный кризис обусловлен нарушением нормальных соотношений между отраслями производства (однобоким и уродливым развитием одним отраслей в ущерб Другим, ухудшением положения в отдельных видах производства).
Также различают глубокие, или острые, кризисы могут привести к разрушению различных структур экономической системы, здесь множество противоречий завязывается в сложный клубок. Такие кризисы имеют, как правило, затяжной характер. Мягкие, или легкие, кризисы протекают менее болезненно, они в большей степени поддаются управлению, чаще носят кратковременный характер.
Кризисы также могут быть предсказуемыми и неожиданными. Предсказуемые кризисы наступают как этап развития, они могут прогнозироваться и вызываются объективными причинами накопления факторов возникновения кризиса — потребностями реструктуризации производства, изменением структуры интересов под воздействием НТП. Неожиданные кризисы часто бывают результатом грубых ошибок в управлении, или каких-либо природных явлений, или экономической зависимости, способствующей расширению и распространению локальных кризисов.
Существуют также кризисы явные (протекают заметно и легко обнаруживаются) и латентные (скрытые, протекают относительно незаметно и наиболее опасны).
Все возможные кризисы разделяются также на затяжные и временные. Фактор времени в кризисных ситуациях играет важную роль. Затяжные кризисы, как правило, проходят болезненно и сложно. Они часто являются следствием неумения управлять кризисными ситуациями, непониманием сущности и характера кризиса, его причин и возможных последствий.