Стратегическое управление: сущность, составляющие и связь между ними

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 02:29, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение структуры стратегического управления, выявление основных функций и проблем современного планирования.
Для достижения поставленной цели в данной работе необходимо рассмотреть ряд задач исследования:
1. На примере организации выявить ее стратегию и миссию
2. Провести анализ внешней и внутренней среды
3. Сделать выводы о преимуществах и недостатках выбора стратегии компании.

Содержание

Введение 3
Глава I. Понятие, сущность и составляющие стратегического управления 4
1.1. Функции стратегического управления: 6
1.2. Составляющие стратегического управления 6
1.3. Определение миссии и целей организации 7
1.4. Цели организации 8
1.5. Анализ и выбор стратегии 10
1.6. Выполнение стратегии 12
1.7. Оценка и контроль выполнения стратегии 13
Глава II. Проблемы стратегического управления. 16
Глава III. Стратегическое управление в компании Nokia 18
3.1. Миссия и стратегия компании 18
3.2. SWOT – анализ компании Nokia 19
Вывод 22
Заключение 23
Список использованной литературы 24

Работа содержит 1 файл

курсовая переделанная.doc

— 212.00 Кб (Скачать)

Министерство науки  и образования РФ

Федеральное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Государственный университет управления

 

Институт инновационного управления экономикой

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

Курсовой проект

по дисциплине “Менеджмент”

на тему: «Стратегическое управление: сущность, составляющие и связь между ними».

 

 

 

 

Выполнил:                                                                                     

                                                                                             специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

курс 2 группа 1

 

 

Проверил:                                                                                        

к.э.н., доцент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва - 2012

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современных условиях все больше внимания уделяется развитию стратегического планирования, как  инструмента централизованного  управления. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса.

Актуальность стратегического  управления состоит в том, что никакая организация не может успешно выживать в конкурентной среде, если она не имеет четко определенных ориентиров, направлений, которые задают то, к чему она стремится, чего она хочет добиться в своей деятельности.

Объектом исследования является стратегическое управление, необходимое для выработки долгосрочной стратегии поведения в любой организации, которое позволило успешно функционировать в свое сфере деятельности.

Целью курсовой работы является рассмотрение структуры стратегического  управления, выявление основных функций и проблем современного планирования.

Для  достижения поставленной цели в данной работе необходимо рассмотреть  ряд задач исследования:

1. На примере организации выявить ее стратегию и миссию

2. Провести анализ внешней и внутренней среды

3. Сделать выводы о преимуществах и недостатках выбора стратегии компании.

Практическая значимость данной работы довольно велика, так  как выбор стратегии организации  является неотъемлемой частью, а данная курсовая работа поможет прояснить некоторые вопросы о сущности и необходимости стратегического планирования.

 

 

 

Глава I. Понятие, сущность и составляющие стратегического управления

 

Термин «стратегическое  управление» был введен в обиход на стыке 60 – 70-х гг. для того, чтобы  отражать отличие управления, осуществляемого на высшем уровне, от текущего управления на уровне производства. Необходимость проведения такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях осуществления бизнеса. В качестве ведущей идеи, отражающей сущность перехода к стратегическому управлению от оперативного управления, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение для того, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения, своевременно отвечать на вызов, брошенный внешней средой.

Стратегическое управление – это такое управление, которое  опирается на человеческий потенциал  как основу организации, ориентирует  производственную деятельность на запросы  потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей. 
Объектами стратегического управления являются организации, стратегические хозяйственные подразделения и функциональные зоны организации.

Предметом стратегического  управления являются:

  1. Проблемы, которые прямо связанны с генеральными целями организации.
  2. Проблемы и решения, связанные с каким-либо элементом организации, если этот элемент необходим для достижения целей, но в настоящее время отсутствует или имеется в недостаточном объеме.
  3. Проблемы, связанные с внешними факторами, которые являются неконтролируемыми.

Проблемы стратегического  управления чаще всего возникают  в результате действия многочисленных внешних факторов. Поэтому, чтобы  не ошибиться в выборе стратегии, важно определить, какие экономические, политические, научно-технические, социальные и другие факторы оказывают влияние на будущее организации.  
Стержнем стратегического управления выступает система стратегий, включающая ряд взаимосвязанных конкретных предпринимательских, организационных и трудовых стратегий.

Стратегия - это заранее  спланированная реакция организации на изменение внешней среды, линия ее поведения, выбранная для достижения желаемого результата. 
        В деловой жизни под стратегией понимается общая концепция того, как достигаются цели организации, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы. Такая концепция (соответствует стратегии второго типа) включает в себя несколько элементов. Прежде всего, к ним относится система целей, включающая миссию, общеорганизационные и специфические цели. Другой элемент стратегии – политика, или совокупность конкретных правил организационных действий, направленных на достижение поставленных целей. 
        Ключевые характеристики стратегического аспекта управления организацией в сравнении с оперативным (текущим) управлением, практиковавшемся в бизнесе свыше 20 лет назад, представлены на рисунке: 

 

 

Рис.1. Ключевые характеристики стратегического аспекта управления.

 

 

Сущность стратегического  управления заключается в ответе на 3 вопроса:

  1. В каком положении предприятие находится в настоящее время?
  2. В каком положении оно хотело бы находиться через 3, 5, 10 месяцев?
  3. Каким способом достичь желаемого результата?

          Для решения первого вопроса  необходима информационная основа  с соответствующими данными для  анализа прошлых, настоящих и  будущих ситуаций. Второй вопрос  отражает такую важную особенность  для стратегического управления, как его ориентация на будущее. Третий вопрос связан с реализацией выбранной стратегии, в ходе которой может происходить корректировка двух предыдущих этапов.  
         Таким образом, сущность стратегического управления состоит в формировании и реализации стратегии развития организации на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в ее деятельности с целью поддержания способности к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды.

В случае стратегического  управления в каждый момент фиксируется, что организация должна делать в настоящее время, чтобы достичь желаемых целей в будущем, исходя при этом из того, что окружение и условия жизни организации будут изменяться. Определяются и осуществляются действия организации в настоящее время, обеспечивающие ей определённое будущее, а не вырабатывается план или описание того, что организация должна будет делать в будущем.

1.1. Функции стратегического управления

 

Стратегическое управление на предприятии выражается в следующих  пяти функциях:

  1. Планирование стратегии.
  2. Организация выполнения стратегических планов.
  3. Координация действий по реализации стратегических задач.
  4. Мотивация на достижение стратегических результатов.
  5. Контроль над процессом выполнения стратегии.

1.2. Составляющие стратегического управления

 

Стратегическое управление можно рассматривать как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных  управленческих процессов. Эти процессы логически вытекают один из другого. Однако существует устойчивая обратная связь и, соответственно, обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность. Это является важной особенностью системы стратегического управления.

Cтруктура стратегического управления изображена на рис. 2.

 

Рис.2 Структура стратегического  управления.

1.3. Определение миссии и целей организации

 

Одной из главных задач  менеджмента является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается  организация как целостная система. Целеполагание – это исходный момент в деятельности менеджера. Задачи должны постоянно решать и несущие всю полноту ответственности за результаты.

Центральным моментом миссии является ответ на вопрос: какова главная  цель  организации? На первом месте  должны стоять интересы, ожидания и  ценности потребителей (покупателей производимой продукции), причём не, только в настоящее время, но и в перспективе.

Миссия не должна зависеть от текущего состояния организации, форм и методов её работы. Хорошо сформулированная миссия проясняет то, чем является организация, и какой она стремиться быть, а также показывает отличие организации от других ей подобных. Для этого в сопровождающей миссию расшифровке должны быть отражены следующие характеристики организации:

  • Целевые ориентиры организации, отражающие то, на решение каких задач направлена деятельность организации;
  • Сфера деятельности организации, отражающая то, какой продукт организация предлагает покупателям, и то, на каком рынке организация осуществляет реализацию своего продукта;
  • Философия организации, находящая проявление в тех ценностях и верованиях, которые приняты в организации;
  • Возможности и способы осуществления деятельности организации, отражающие то, в чем сила организации, в чем её отличительные возможности для выживания в долгосрочной перспективе, каким способом и с помощью какой технологии организация выполняет свою работу.

1.4. Цели организации

 

Если миссия задаёт общие  ориентиры, направления функционирования организации, выражающие смысл её существования, то конкретные конечные состояния, к  которым стремится организация, фиксируются в виде её целей, т.е. цели – это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для неё желательным и на достижение которых направлена её деятельность.

Общая цель организации  образует фундамент для разработки стратегии и установления ключевых целей по таким важнейшим функциональным подсистемам  организации, как маркетинг, производство, НИР, персонал, финансы, менеджмент. Каждая из этих подсистем реализует свои логически вытекающие из миссии как общей цели организации.

Так, маркетинг направляет свою деятельность на создание спроса, и поэтому его целями являются: определение потребности населения и производства в продукции и услугах предприятия, разработка и спецификация параметров новой продукции и т.д.

 

Анализ среды.

Любая организация находится  и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций  возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.

Внешняя среда в стратегическом управлении рассматривается как  совокупность двух относительно самостоятельных  подсистем: макроокружения и непосредственного  окружения.

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания её внутреннего потенциала на должном уровне.         Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды небезграничны. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать её потенциал на уровне, необходимом для достижения её целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического  управления, так как он обеспечивает базу для определения миссии и  целей фирмы и для выработки  стратегий поведения, позволяющих  фирме выполнить миссию и достичь своих целей. Анализ среды предполагает изучение трёх её частей:

    1. макроокружения;
    2. непосредственного окружения;
    3. внутренней среды.

 

Очень важно иметь  в виду два следующих момента:

  1. Все компоненты макроокружения находятся в состоянии сильного взаимовлияния.
  2. Степень воздействия отдельных компонент макроокружения на различные организации различна.

Информация о работе Стратегическое управление: сущность, составляющие и связь между ними