Стратегическое управление современным предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 16:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение стратегического управления современной организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач: рассмотреть особенности стратегического планирования; проанализировать стратегическое управление организацией.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ 5
1.1. Понятие стратегического управления 5
1.2. Задачи и объекты стратегического планирования предприятия 8
1.3. Виды и этапы стратегического планирования 9
1.4. Особенности планирования 12
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 14
2.1. Стратегическое управление организацией 14
2.2. Концепция многоуровневого развития фирмы 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

Работа содержит 1 файл

Стратегическое управление современным предприятием.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

      СОДЕРЖАНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Значение  стратегии, позволяющей фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в  последние десятилетия. Ускорение изменений в окружающей среде,  появление новых запросов и изменение позиции потребителя, появление новых возможностей для бизнеса, развитие информационных сетей, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, и другие причины привели к возрастанию значения выработки стратегии развития организации.

       Слово «стратегия» греческого  происхождения и означает «искусство  развертывания войск в бою»  или «искусство генерала». Этот военный термин широко вошел в обиход специалистов, теорию и практику менеджмента. В менеджменте стратегия рассматривается как долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации к окружающей среде, приводящее организацию к ее целям. Стратегия представляет собой набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений, чтобы обеспечить осуществление миссии и достижение хозяйственных целей организации.

     Единой  стратегии для всех организаций  не существует. Каждая организация  уникальна в своем роде, поэтому  и процесс выработки стратегии  для каждой организации свой, т.к. зависит от позиции организации на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и т.д.    

     Суть  стратегического управления заключается  в том, что в организации, существует четко организованное комплексное стратегическое планирование, чтобы обеспечить выработку долгосрочной стратегии для достижения целей фирмы и создание управленческих механизмов реализации этой стратегии через систему планов.

     В условиях централизованного управления народным хозяйством стратегическое управление отдельным предприятием не входило в компетенцию его управленческого аппарата. Все основные стратегические решения если и принимались, то принимались «наверху» - в кабинетах Госпланов, отраслевых министерств и ведомств. Предприятию была отведена роль исполнителя этих решений. Более того, даже тактические решения, принимаемые на уровне предприятия, в большой мере  разрабатывались с оглядкой на вышестоящее руководство.

     Рынок лишает руководителя предприятия как частного, так и государственного «привилегии стратегической безответственности». Он должен самостоятельно, руководствуясь законодательными и нормативными актами, регламентирующими  правила ведения производственной деятельности, а так же складывающейся на том или ином рынке коньюктурой, принимать собственные основополагающие, долговременные стратегические решения. При этом он несет полную ответственность перед самим собой, трудовым коллективом, наконец, перед Законом за все экономические, юридические, экологические и иные последствия принимаемых стратегических решений.

     Проецируя   все  выше написанное на реалии обстановки в нашей стране,  можно  отметить,  что   стратегическое   планирование становится все  более  актуальным   для   российских    предприятий,   которые  вступают  в жесткую конкуренцию как между собой так и с иностранными корпорациями. 

     Целью данной работы является рассмотрение стратегического управления современной организации.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач: рассмотреть особенности стратегического планирования; проанализировать стратегическое управление организацией.

 

      ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ

     1.1. Понятие стратегического  управления

     Слово "стратегия" произошло от греческого strategos, "искусство генерала". Военное происхождение этого термина не должно вызывать удивления. Именно strategos позволило Александру Македонскому завоевать мир. Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии банка и достижение его целей.

     Планирование  — процесс определения целей, стратегий, а также мероприятий  по их достижению  за определенный период времени исходя из предположений  о будущих вероятных условиях выполнения плана.

     В понятие "планирование" входит определение  целей и путей их достижения. На Западе планирование деятельности предприятий  осуществляется по таким важным направлениям, как сбыт, финансы, производство и  закупки. При этом конечно, все частные планы взаимоувязаны между собой.

     Стратегическое  планирование представляет собой набор  действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических  стратегий, предназначенных для  того, чтобы помочь организации достичь своих целей.  Согласно Питеру Лоранжу, процесс стратегического  планирования    является  инструментом, помогающим  в принятии управленческих решений. Его     задача – обеспечить  нововведения и изменения в организации  в  достаточной     степени. Точнее  говоря, он видит четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования. К ним  относятся: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и организационное стратегическое предвидение.

     Распределение ресурсов. Данный процесс включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, дефицитные  управленческие таланты и технологический опыт.

     Адаптация к внешней среде. Адаптацию следует интерпретировать в широком  смысле слова. Она охватывает все действия стратегического характера, которые улучшают отношения компании с ее окружением. Компаниям  необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и опасностям, выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление  стратегии к окружающим  условиям. Стратегическое планирование преуспевающих компаний имеет дело с созданием новых благоприятных возможностей посредством разработки более совершенных производственных систем, путем взаимодействия с правительством и обществом в целом и т.д.

     Внутренняя  координация. Она включает координацию стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения  эффективной интеграции  внутренних операций.

     Осознание организационных стратегий. Это деятельность предусматривает осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на  прошлых стратегических решениях. Способность учиться на опыте дает возможность организации правильно скорректировать свое стратегическое направление и  повысить  профессионализм  в области стратегического управления.

     Стратегический  план должен обосновываться обширными  исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно  конкурировать  в  сегодняшнем мире  бизнеса, фирма  должна  постоянно заниматься сбором огромного количество информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах.

     Стратегический  план придает фирме определенность, индивидуальность, что позволяет  ей привлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. Этот план открывает перспективу для организации, которая направляет ее сотрудников, привлекает  новых работников и помогает продавать изделия или услуги.

     Наконец, стратегические планы должны быть разработаны как, чтобы не только оставаться целостными  в  течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно быть осуществить их модификацию и переориентацию.

       Общий стратегический план следует рассматривать как программу, которая  направляет  деятельность  фирмы  в течение продолжительного периода    времени, давая себе отчет в том, что конфликтная  и  постоянно  меняющаяся  деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки неизбежными.

     Таким образом, стратегическое планирование дает основу для принятия решения. Знание того, чего организация  хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действий. Формальное планирование способствует снижению риска при принятии решения.  Принимая  обоснованные  и  систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях организации или о внешней ситуации. Планирование, поскольку оно  служит  для  формулирования  установленных  целей, помогает  создать единство общей цели внутри организации. Сегодня в промышленности  стратегическое  планирование  становится  скорее  правилом, чем исключением.

     Стратегия  представляет  собой  детальный всесторонний  комплексный     план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей. Стратегия большей частью формулируется и разрабатывается высшим руководством, но ее реализация предусматривает  участие  всех уровней  управления.

     1.2. Задачи  и объекты стратегического планирования предприятия

     Централизованное  планирование распространяет свое воздействие  только на объекты государственной  собственности (государственные предприятия  и имущество, финансы, ценные бумаги, принадлежащие обществу природные богатства, предприятия и организации, находящиеся в распоряжении государства).

     Государственное планирование распространяется только на общественно необходимый общественный конечный продукт – результат осуществления планов.

     Планирование  происходит в виде целевых, социальных, экономических, научно-технических  программ, создания объектов общегосударственного назначения, реализации международных  проектов, разработки и производства основных видов оборонной техники.

     Каждое  предприятие, начиная свою деятельность, обязано четко представлять потребность  на перспективу в финансовых, материальных, трудовых ресурсах, источники их получения, а так же уметь точно рассчитать эффективность использования имеющихся средств в процессе своей роботы. В рыночной экономике руководители не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

     Планирование необходимо для достижения  предприятием  следующих целей:

     - повышение контролируемой доли рынка.

     - предвидение требований потребителя.

     - выпуск продукции более высокого качества.

     - обеспечение согласованных сроков поставок.

     - установление уровня цен с учетом условий конкуренции.

     - поддержание репутации фирмы у потребителей.

     Задачи планирования определяются  каждым  предприятием  самостоятельно в зависимости от деятельности,  которой она занимается. В целом же задачи стратегического планирования любого предприятия сводятся к следующему:

    1. Планирование роста прибыли.
    2. Планирование издержек предприятия,  и, как следствие, их уменьшение.
    3. Увеличение доли рынка, увеличение доли продаж.
    4. Улучшение социальной политики предприятия.

     Таким образом, основной задачей планирования является  получение максимальной  прибыли  как  результата деятельности и осуществления его важнейших функций:  планирование маркетинга, производительности, инноваций и другого.

1.3. Виды и этапы  стратегического  планирования

     Существуют следующие виды стратегического планирования:

     Долгосрочное (перспективное) планирование. Поскольку при разработке планов идут от будущего к настоящему, планы, рассчитанные на более короткий срок, становятся составной частью перспективных. Перспективные планы отражаются долгосрочные цели и генеральную стратегию действий. Разрабатываемые альтернативные стратегии, в план не включается, а отражаются в специальных программах, содержащихся в приложениях. Перспективные планы включают в себя показатели и предложения, которые отражаются в обобщенных, чаще всего финансовых, показателях. Перспективные планы разрабатываются на срок от 5 до 10 лет.

     Среднесрочное планирование. В их основе лежит реальный спрос на продукцию организации, изменение ее характеристик в ближайшем будущем, перестройка технологии производства, финансовые ограничения, конъюнктура, риск потери партнера и др. Среднесрочные планы разрабатываются на срок от 1 до 5 лет.

Информация о работе Стратегическое управление современным предприятием