Стратегическое управление как совокупность взаимосвязанных управленческих процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 07:38, курсовая работа

Описание работы

Стратегическое управление - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое управление становится все более актуальным для российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию, как между собой, так и с иностранными корпорациями.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3

Глава 1. Стратегическое управление……………………………………………4

1.1.Организационные процессы и функции управления………………4

1.2. Сущность стратегического управления………………..……………8

1.3. Особенности и принципы стратегического управления ………....9

Глава 2. Оптимизация стратегического управления: от планирования до реализации………….…………..……………………………………………….14
Анализ внутренней и внешней среды………………………………14
Определение миссии и целей………………………………...…...…19
Выполнение стратегии, оценка и контроль выполнения стратегий……………………………………………............................27

Заключение……………………………………………………………………... 34

Список литературы……………………………………………………………....36

Работа содержит 1 файл

Курсовая стратег.менедж. 4вар.Стратегическое управление как совокупность взаимосвязанных управленческих процессов..docx

— 270.13 Кб (Скачать)

Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Западно-Сибирский Институт Финансов и Права»

 

Экономико-правовой факультет

Кафедра менеджмента

          

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Стратегический менеджмент

на тему: Стратегическое управление как совокупность взаимосвязанных управленческих процессов.

 

Выполнила: студентка 5 курса

заочного отделения

экономико-правового факультета

группа    М-751

Ф.И.О. Варганова Л.П.

Руководитель:  к.ф.н, Мясникова  С.В.

 

 

 

 

Нижневартовск

2012

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………...…3

Глава 1. Стратегическое управление……………………………………………4

1.1.Организационные процессы и функции управления………………4

1.2. Сущность стратегического управления………………..……………8

1.3. Особенности и принципы стратегического управления ………....9

Глава 2. Оптимизация стратегического управления: от планирования до реализации………….…………..……………………………………………….14

    1. Анализ внутренней и внешней среды………………………………14
    2. Определение миссии и целей………………………………...…...…19
    3. Выполнение стратегии, оценка и контроль выполнения стратегий……………………………………………............................27

Заключение……………………………………………………………………... 34

Список литературы……………………………………………………………....36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Стратегическое управление - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс  выбора целей организации и путей  их достижения. Стратегическое управление становится все более актуальным для российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию, как между собой, так и с иностранными корпорациями.

Сиюминутные стратегические решения, которые принесли некоторым  компаниям успех в начале 90-х  годов XX века, теперь не работают, многие новые компании исчезли или, достигнув определенного уровня, перестали расти. Поэтому руководители новых компаний, и директора многих бывших государственных предприятий начинают понимать необходимость разработки и стратегии развития. В настоящее время большинство российских предприятий работают в быстро изменяющемся и трудно предсказуемом окружении, следовательно, нуждаются в методах стратегического управления, хотя часто и недопонимают это. Потому тема моей курсовой работы весьма актуальна в наши дни.

Её значение очень велико так как, это, сравнительно молодое, перспективное и необходимое  в бизнесе направление, активно  используемое в странах Запада, как  база ведения управленческих процессов  в организации в условиях рынка. Это направление, постепенно вводимое в России, получило признание во всем деловом мире. А это значит, что, изучая его, менеджеры смогут качественнее работать на рынке, правильно оценивая ситуацию и предпринимая необходимые  для организации шаги.

Целью курсовой работы является выяснение сущности стратегического управления, а также изучение взаимосвязанных управленческих процессов.

Основными задачами курсовой работы являются: изучение организационных процессов и функций управления; понимание стратегического управления, определить его сущность и содержание, а так же что такое стратегия фирмы и как она вырабатывается.

1. Стратегическое управление

1.1. Организационные процессы и функции управления

Управление следует рассматривать  как процесс. Процесс управления – это совокупность непрерывных, последовательно выполняемых, взаимосвязанных  действий по формированию и использованию  ресурсов организации для достижения ею своих целей. Эти действия называются управленческими функциями.

Функции управления - это самостоятельные, специализированные и обособленные виды управленческой деятельности. Функция управления должна иметь четко выраженное содержание, разработанный механизм ее осуществления и определенную структуру, в рамках которой завершается ее организационное обособление. Под содержанием подразумеваются действия, которые должны осуществляться в рамках конкретной функции.

 Несмотря на разнообразие  функций управления, в организации  существуют однородные виды деятельности. В 1916 г. А. Файоль, который впервые  разработал эту концепцию, писал,  что существует пять исходных  функций: «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». Эти функции имеют место в любом процессе управления вне зависимости от особенностей организации, поэтому их называют общими. Современные исследователи разработали несколько иной перечень функций. Выделяют пять общих функций управления: планирование, организация, мотивация, контроль и координация.

Эти пять функций управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений. Взаимосвязь между ними может быть представлена круговой диаграммой, показывающей содержание любого процесса управления (рис.1.1). Стрелки на диаграмме показывают, что движение от планирования к контролю возможно лишь путем выполнения работ, связанных с организацией процесса и с мотивированием работающих. В центре диаграммы находится функция координации, обеспечивающая согласование и взаимодействие всех остальных.

Рис.1.1. содержание любого процесса управления

 

Рассмотрим последовательно  содержание каждой из основных функций  управления.

Планирование является первой, важнейшей функцией управления. Если плановые показатели недостаточно обоснованы, то, как бы хорошо организация ни работала на последующих этапах, результат будет низким. От правильно сформулированных принципов планирования зависит качество управления.

В целом функция планирования осуществляется в современных организациях на двух уровнях – стратегическом и оперативном. Из стратегического  планирования вытекает оперативное (обычно годичное), которое строится достаточно детально. В соответствии с этим планом по каждому направлению деятельности организации определяется объем  деятельности, составляются планы по привлечению рабочей силы и капитальных  вложений, планы выпуска продукции. Оперативное планирование деятельности предприятия осуществляется, как  правило, на основе бизнес-плана.

Организация – вторая функция  управления. Задача ее – формирование структуры организации, обеспечение  ее всем необходимым. Кроме того, деление  на части и делегирование выполнения общей управленческой задачи путем  распределения ответственности и полномочий. 

Основными условиями рациональной организации управленческих процессов являются пропорциональность, непрерывность, параллельность (совмещение операций во времени), прямоточность (оптимальный путь прохождения предметов труда, информации), ритмичность (равномерное выполнение управленческих процессов во времени), а также концентрация однородных предметов труда в одном месте, гибкость процессов. Для соблюдения этих условий необходимо повышать повторяемость процессов и операций, что достигается путем их унификации и типизации.

Мотивация – процесс побуждения себя и других людей к деятельности для достижения целей организации  и личных целей.

Руководители всегда мотивировали своих работников, осознавали они  это или нет. В древние времена  для этого служили хлыст и  угрозы, для избранных - награды. Для того чтобы мотивировать работников, руководителю следует определить их потребности, которые удовлетворяются через хорошую работу.

Действия по мотивации  должны включать экономическое и  моральное стимулирование, обогащение самого содержания труда и создание условий для проявления творческого  потенциала работников и их саморазвития. Осуществляя эту функцию, менеджеры  должны постоянно воздействовать на факторы результативной работы членов трудового коллектива.

Контроль устанавливает  степень соответствия принятых решений  фактическому состоянию системы  управления, реально достигнутых  результатов и целей запланированным, выявляет отклонения и их причины. Поэтому  на рис. 1.1 стрелка, исходящая от «контроля», идет к «планированию». Контроль можно классифицировать: по объектам контроля, по исполнителям, по степени охвата объектов контролем, по режиму контроля, по времени контроля, по периодичности выполнения контрольных операций, по уровню механизации (автоматизации), по стадиям жизненного цикла объекта. Он обычно выполняется в три этапа. На 1-ом - устанавливаются стандарты, т.е. конкретные, поддающиеся измерению цели, имеющие временные границы. На 2-ом этапе определяется масштаб допустимых отклонений. На последнем этапе полученные результаты сравниваются с заданными стандартами, и определяется, какие действия необходимо предпринимать.

Функция процесса управления координация обеспечивает его бесперебойность  и непрерывность. Главная задача координации – обеспечение взаимодействия и согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей. Характер этих связей может быть различным, так как  для выполнения данной функции используются всевозможные документальные источники, результаты обсуждений проблем на совещаниях и т.д. Большую роль при этом играют технические средства связи, помогающие быстро реагировать на отклонения в  ходе работ.

В условиях роста самостоятельности  руководителей и исполнителей происходит рост неформальных связей, которые  обеспечивают горизонтальную координацию  работ на одном уровне. Одновременно сокращается необходимость в  вертикальной координации.

В отличие от функций, называемых общими, функции современных предприятий, действующих в весьма сложных  условиях, значительно шире. Это: планирование, маркетинг, предпринимательство, финансы, организация, производство, инновация, информация, социальное развитие. Каждую из них можно рассматривать как  определенный вид работы по управлению предприятием.

 

 

1.2. Сущность стратегического управления

Термин «стратегическое  управление» был введен в обиход в 60-70-х гг. для того, чтобы отражать отличие управления, осуществляемого на высшем уровне, от текущего управления на уровне производства. Необходимость проведения такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса. В качестве ведущей идеи, отражающей сущность перехода к стратегическому управлению от оперативного управления, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства, на окружение для того, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения, своевременно отвечать на вызов, брошенный внешней средой.

Рассмотрим несколько  определений, которые были предложены авторитетными разработчиками теории стратегического управления. Шендел и Хаттен рассматривали его как  «процесс определения и (установления) связи, организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных  целей и в попытках достичь  желаемого состояния взаимоотношений  с окружением посредством распределения  ресурсов, позволяющего эффективно и  результативно действовать организации, и её подразделениям». По Хиггенсу, «стратегическое управление - это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением», Пирс и Робинсон определяют стратегическое управление «как набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь цели организации».

Существует еще целый  ряд определений, которые делают упор на те, или иные аспекты и особенности стратегического управления или же на его отличия от «обычного» управления.

Следовательно, стратегическое управление можно определить как  такое управление организацией, которое:

· осуществляет гибкое регулирование, своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения  и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ,

· ориентирует производственную деятельность, запросы потребителей,

· опирается на человеческий потенциал, как основу организации.

Система стратегического  управления, получившая развитие на современном  этапе, предусматривает:

· выделение ресурсов корпорации под стратегические цели независимо от фактической структуры управления производственно-хозяйственной деятельностью;

· создание центров руководства  каждой стратегической целью;

· оценку и стимулирование производственных подразделений и их руководителей по степени достижения стратегических целей.

Это в совокупности позволяет  организации выживать и развиваться, достигая своей цели в долгосрочной перспективе.

1.3. Особенности и принципы стратегического управления

Особенностями выработки  стратегии является то, что она  осуществляется на высшем уровне управления и основана на решении следующих  задач: разработка стратегических целей  компании; оценка ее возможностей и  ресурсов; анализ тенденций в области  маркетинговой деятельности; оценка альтернативных путей деятельности; определение стратегии на перспективу; подготовка детальных оперативных  планов, программ и бюджетов; оценка деятельности фирмы на основе определенных критериев с учетом намеченных целей и планов.

Информация о работе Стратегическое управление как совокупность взаимосвязанных управленческих процессов