Стратегическое управление как динамическая совокупность взаимосвязанных управленческих процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 15:20, курсовая работа

Описание работы

Стратегическое управление - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Можно отметить, что стратегическое управление становится все более актуальным для российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой так и с иностранными корпорациями.
Сиюминутные стратегические решения, которые принесли некоторым компаниям успех в начале 90-х годов 20 века, теперь не работают, многие новые компании исчезли или, достигнув определенного уровня, перестали расти. Поэтому руководители новых компаний, и директора многих бывших государственных предприятий начинают понимать необходимость разработки и стратегии развития. В настоящее время большинство российских предприятий работают в быстро изменяющемся и трудно предсказуемом окружении, следовательно, нуждаются в методах стратегического управления, хотя часто и недопонимают это. Потому тема моей курсовой работы весьма актуальна в наши дни.

Содержание

Введение …..………………………………………………………………..
1. История стратегического упровления …………………………………

1.1 История возникновения стратегического планирования, основные понятия …………………………………………..

1.2 Сущность стратегического управления ……………………………....

1.3 Характерные особенности и принципы стратегического управления .…………………………………………………………………

2. Оптимизация стратегического управления.…………………………...

2.1 Определение миссии и целей………………..…………………….......

2.2 Выполнение стратегии, оценка и контроль выполнения стратегий...

3. Практическая часть ……………………………………………………..

3.1 Основные задачи………………………………………………………..

3.2 Проведение ремонтных работ…………………………………………

3.3 Подготовка к ремонту………………………………………………….

Заключение………………………………………………………………….

Список литературы…………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Основы менеджмента.rtf

— 382.54 Кб (Скачать)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛЖСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.Н. ТАТИЩЕВА» (ИНСТИТУТ) 

 

Факультет - экономический

Специальность - Менеджмент организации

Кафедра менеджмента организации 
 
 
 

ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА: Стратегическое управление как динамическая совокупность взаимосвязанных управленческих процессов 
 

                                                       Курсовая работа

                                                               студента 3 курса, группы ЭМЗ - 323

                                                               Доронина Геннадия Владимировича 
 

                                                       Научный руководитель:

                                                              старший преподаватель

                                                              Семова Алла Александровна 
 
 

                                                                            Дата сдачи:________________

                                                                            Дата защиты:______________

                                                                            Оценка:___________________ 
 
 
 
 

Тольятти 2010 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение …..………………………………………………………………..

1. История стратегического упровления …………………………………

1.1 История возникновения стратегического планирования, основные понятия ……………………………………………………………………..

1.2 Сущность стратегического управления ……………………………....

1.3 Характерные особенности и принципы стратегического управления .…………………………………………………………………

2. Оптимизация стратегического управления.…………………………...

2.1 Определение миссии и целей………………..…………………….......

2.2 Выполнение стратегии, оценка и контроль выполнения стратегий...

3. Практическая часть ……………………………………………………..

3.1 Основные задачи………………………………………………………..

3.2 Проведение ремонтных работ…………………………………………

3.3 Подготовка к ремонту………………………………………………….

Заключение………………………………………………………………….

Список литературы…………………………………………………………

3

4 

4

7 

8

13

16

24

29

29

33

34

38

41

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                Введение 

     Стратегическое управление - это одна из  функций  управления,  которая  представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Можно отметить, что стратегическое управление становится все  более  актуальным для российских предприятий,  которые  вступают в жесткую конкуренцию как между собой так и с иностранными корпорациями.

     Сиюминутные стратегические решения, которые принесли некоторым компаниям успех в начале 90-х годов 20 века, теперь не работают, многие новые компании исчезли или, достигнув определенного уровня, перестали расти. Поэтому руководители новых компаний,  и директора многих бывших государственных предприятий начинают понимать необходимость разработки и стратегии развития. В настоящее время большинство российских предприятий работают в быстро изменяющемся и трудно предсказуемом окружении, следовательно, нуждаются в методах стратегического управления, хотя часто и недопонимают это. Потому тема моей курсовой работы весьма актуальна в наши дни.

     Её значение очень велико так как, это, сравнительно молодое,  перспективное и необходимое в бизнесе направление, активно используемое в странах Запада, как база ведения управленческих процессов в организации в условиях рынка. Это направление, постепенно вводимое в России, получило признание во всем деловом мире. А это значит, что, изучая его, менеджеры смогут качественнее работать на рынке, правильно оценивая ситуацию и предпринимая необходимые для организации шаги.  

     Цель провести анализ и выяснить сущность и содержание стратегического управления; что такое стратегия фирмы и как она вырабатывается, а также дать рекомендации по оптимизации стратегического управления для достижения предприятием максимальных результатов при постановке определенных  задач развития своего предприятия. 

                    1. История стратегического управления 

1.1. История возникновения стратегического планирования, основные понятия  

Понятие «стратегия» вошло в число управленческих терминов в 50-е годы, когда проблема реакции на неожиданные изменения во внешней среде приобрела большое значение. Вначале смысл этого понятия был неясен. Словари не помогали, так как, следуя военному словоупотреблению, они все еще определяли стратегию как «науку и искусство развертывания войск для боя».

     В то время многие управляющие, а также некоторые ученые сомневались в полезности нового понятия. На их глазах в течение полувека американская промышленность великолепно обходилась безо всякой стратегии, и они задавали вопрос, зачем она вдруг стала нужна и какая от нее польза фирме.

По своему существу стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. Существует четыре различные группы.

    1. Правила, используемые при оценке результатов деятельности фирмы в настоящем и в перспективе. Качественную сторону критериев оценки обычно называюториентиром,а количественное содержание --заданием.

    2. Правила, по которым складываются отношения фирмы с ее внешней средой, определяющие: какие виды продукции и технологии она будет разрабатывать, куда и кому сбывать свои изделия, каким образом добиваться превосходства над конкурентами. Этот набор правил называетсяпродуктово-рыночной стратегиейилистратегией бизнеса.

    3. Правила, по которым устанавливаются отношения и процедуры внутри организации. Их нередко называюторганизационной концепцией.

    4. Правила, по которым фирма ведет свою повседневную деятельность, называемыеосновными оперативными приемами. 

Стратегии имеют несколько отличительных черт.

    1. Процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций фирмы.

   2. Сформулированная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов методом поиска. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы, во-первых, помочь сосредоточить внимание на определенных участках и возможностях; во-вторых, отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией.

   3. Необходимость в стратегии отпадает, как только реальный ход развития выведет организацию на желательные события.

   4. В ходе формулирования стратегии нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении проекта конкретных мероприятий. Поэтому приходится пользоваться сильно обобщенной, неполной и неточной информацией о различных альтернативах.

   5. Как только в процессе поиска открываются конкретные альтернативы, появляется и более точная информация. Однако она может поставить под сомнение обоснованность первоначального стратегического выбора. Поэтому успешное использование стратегии невозможно без обратной связи.

   6. Поскольку для отбора проектов применяются как стратегии, так и ориентиры, может показаться, что это одно и то же. Но это разные вещи. Ориентир представляет собой цель, которой стремится достичь фирма, а стратегия -- средство для достижения цели. Ориентиры -- это более высокий уровень принятия решений. Стратегия, оправданная при одном наборе ориентиров, не будет таковой, если ориентиры организации изменятся.

   7. Наконец, стратегия и ориентиры взаимозаменяемы как в отдельные моменты, так и на различных уровнях организации. Некоторые параметры эффективности (например, доля рынка) в один момент будут служить фирме ориентирами, а в другой -- станут ее стратегией. Далее, поскольку ориентиры и стратегии вырабатываются внутри организации, возникает типичная иерархия: то, что на верхних уровнях управления является элементами стратегии, на нижних превращается в ориентиры.

Короче говоря,стратегия-- понятие трудноуловимое и несколько абстрактное. Ее выработка обычно не приносит фирме никакой непосредственной пользы. Кроме того, она дорого обходится как по денежным расходам, так и по затратам времени управляющих.

Термин«стратегическое планирование»был введен в обиход на стыке 60--70-х гг. для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса. Разработка идей стратегического управления нашла отражение в работах таких авторов, как Frankenhofs and Granger (1971), Ansoff (1972), Schendel and Hatten (1972), Irwin (1974) и др. Ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, для того чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения. Можно указать на несколько конструктивных определений, которые были предложены авторитетными разработчиками теории стратегического управления. Шендел и Хаттен рассматривали его как «процесс определения и (установления) связи,организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям». По Хиггенсу, «стратегическое планирование -- это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением», Пирс и Робинсон определяют стратегическое управление «как набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь цели организации». Существует еще целый ряд определений, которые делают упор на те или иные аспекты и особенности стратегического управления или же на его отличия от «обычного» управления. 

                         1.2. Сущность стратегического управления 

      Рассмотрим несколько определений, которые были предложены авторитетными разработчиками теории стратегического управления. Шендел и Хаттен рассматривали его как «процесс определения и (установления) связи, организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям». По Хиггенсу, «стратегическое управление -- это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением», Пирс и Робинсон определяют стратегическое управление «как набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь цели организации». Существует еще целый ряд определений, которые делают упор на те или иные аспекты и особенности стратегического управления или же на его отличия от «обычного» управления. 

      Следовательно, стратегическое управление можно определить как такое управление организацией, которое:

  • осуществляет гибкое регулирование, своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ,
  • ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей,
  • опирается на человеческий потенциал, как основу организации.

     Система стратегического управления, получившая развитие на современном этапе, предусматривает:

  • выделение ресурсов корпорации под стратегические цели независимо от фактической структуры управления производственно хозяйственной деятельностью;
  • создание центров руководства каждой стратегической целью;
  • оценку и стимулирование производственных подразделений и их руководителей по степени достижения стратегических целей.

     Это в совокупности позволяет организации выживать и развиваться, достигая своей цели в долгосрочной перспективе.  

1.3. Характерные особенности и принципы стратегического управления 

      Особенностями выработки стратегии является то, что она осуществляется на высшем уровне управления и основана на решении следующих задач: разработка стратегических целей компании; оценка ее возможностей и ресурсов; анализ тенденций в области маркетинговой деятельности; оценка альтернативных путей деятельности; определение стратегии на перспективу; подготовка детальных оперативных планов, программ и бюджетов; оценка деятельности фирмы на основе определенных критериев с учетом намеченных целей и планов.

Информация о работе Стратегическое управление как динамическая совокупность взаимосвязанных управленческих процессов