Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 21:03, контрольная работа
Цель работы - определить необходимость, сущность и содержание анализа конкурентоспособности фирмы.
В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты стратегического управления;
изучить инструменты проведения анализа конкурентоспособности фирмы;
охарактеризовать основные модели анализа конкурентоспособности фирмы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты стратегического управления 4
2. Содержание и инструменты проведения анализ конкурентоспособности фирмы 6
2.1. Основные характеристики конкурентоспособности фирмы 6
2.2. Матрица «Дженерал Электрик – МакКинзи» 8
2.3. Матрица И. Ансоффа и матрица Д. Абеля 10
2.4. Матрица направленной политики компании Шелл 12
2.5. Матрица Артур Д. Литл 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
АЛМАТИНСКИЙ ФИЛИАЛ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ»
Экономический факультет
Кафедра
экономики и управления
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: Стратегический менеджмент
НА ТЕМУ:
«Стратегическое управление и конкурентоспособность
фирмы.
Анализ конкурентоспособности фирмы».
Выполнил студент:
5 курса группы 502 ЭЗ
заочного отделения
Мамадалиев
Д.
Беккулиева
Б.М.
Алматы, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 | |
1. | Теоретические аспекты стратегического управления | 4 |
2. | Содержание и инструменты проведения анализ конкурентоспособности фирмы | 6 |
2.1. | Основные характеристики конкурентоспособности фирмы | 6 |
2.2. | Матрица «Дженерал Электрик – МакКинзи» | 8 |
2.3. | Матрица И. Ансоффа и матрица Д. Абеля | 10 |
2.4. | Матрица направленной политики компании Шелл | 12 |
2.5. | Матрица Артур Д. Литл | 14 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 18 | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ | 19 |
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим фактором в рыночной экономике является дух соперничества, который в значительной степени определяет формы хозяйственной деятельности людей и наиболее ярко проявляется в такой экономической категории, как конкуренция. Конкуренция возникает в том случае, если на одном и том же рынке продается много близких по своим потребительским свойствам товаров. Суть конкурентной борьбы состоит в улучшении или сохранении позиции предприятия на рынке, что достигается благодаря отличию поставляемых предприятием товаров от товаров-конкурентов как по степени соответствия конкретной потребности клиентов, так и по затратам на ее удовлетворение. Эффективность функционирования предприятия в условиях рынка предполагает активный поиск и разработку каждым из них собственной стратегии повышения их конкурентоспособности. Именно конкурентная стратегия устанавливает направление деятельности предприятия в определении типа конкурентного преимущества и формирования ресурсного потенциала его реализации. Именно это обуславливает актуальность темы контрольной работы.
Цель работы - определить необходимость, сущность и содержание анализа конкурентоспособности фирмы.
В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Теоретические
аспекты стратегического управления
Многие фирмы функционируют, концентрируя внимание на внутреннем состоянии дел, игнорируя стохастический характер изменения внешней среды. Однако усиление конкурентной борьбы требует сбалансированного подхода к учёту и анализу, влияющих на организацию факторов. Тактические действия руководителей должны основываться на долгосрочном видении перспектив организации, что полной мерой обеспечивается при комплексном использовании системы стратегического управления.
Задача
рационального использования
Термин
«стратегическое управление»
Анализ литературы по стратегическому управлению показывает, что мнения исследователей к процессу разработки и реализации стратегии являются неоднозначными, что отражается в разнообразии предлагаемых подходов.
Американский ученый И. Ансофф выделяет два основных конечных продукта стратегического менеджмента: обеспечение потенциала для достижения целей организации в будущем и создание подвижной структуры, обеспечивающей чувствительность организации к изменениям во внешней среде.
Развитием идей И. Ансоффа занимались такие специалисты, как В. Маркова и С. Кузнецова, они предложили модель стратегического процесса, состоящую из четырех этапов: определение цели; анализ «пробелов», включающий оценку внешнего и внутреннего окружения; формулирование стратегии, с учетом рассмотрения альтернативных вариантов; реализация стратегии на основе составления планов и бюджетов.
А. Томпсон и Д. Стрикланд рассматривают стратегический менеджмент с точки зрения решения пяти задач: определение сферы деятельности и формулирование стратегических установок; постановка стратегических целей и задач для их выполнения; формулирование стратегии для достижения намеченных целей и результатов деятельности производства; реализация стратегического плана; оценка результатов деятельности и изменение плана и/или методов его исполнения.
На
основании вышеизложенных идей специалистов
можно свести предварительную
Анализ
является одним из самых важных инструментов
этапов стратегического управления. Он
раскрывает взаимозависимость отдельных
частей. При помощи анализа могут быть
сбалансированы такие важнейшие факторы
бизнеса, как риск, поступление денег,
обновление и отказ от отдельных видов
деятельности организации [5,
с. 174].
2. Содержание
и инструменты проведения
2.1. Основные
характеристики
Конкуренция – одна из самых главных черт рыночного хозяйства. Именно конкуренция обеспечивает творческую свободу личности, создает условия для ее самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг.
Основа
конкурентоспособной экономики
– конкурентоспособная
М. Портер отмечает, что конкуренция – динамичный и развивающийся процесс, непрерывно меняющийся ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты.
Р.А.Фатхутдиновым предлагается следующее определение: «Конкуренция – процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для содержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях».
Конкурентоспособность предприятия – это способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке. Она показывает уровень развития данной фирмы в сравнении с уровнем развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности.
Управление конкурентоспособностью предприятия – деятельность, направленная на формирование управленческих решений, которые, в свою очередь, должны быть направлены на противостояние всевозможным внешним воздействиям и достижение лидерства в соответствии с поставленными стратегическими целями.
Содержание управления конкурентоспособностью предприятия как научной категории проявляется в реализации следующих внутренних взаимосвязей:
Стратегическое
управление осуществляется на уровне
высшего руководства
Процесс управления конкурентоспособностью, как и управление любым другим объектом, носит циклический, относительно замкнутый характер. Этот процесс, взятый в его единичном виде, начинается с постановки цели, задач и заканчивается выполнением этих задач, т.е. достижением определенного результата. На основе полученной информации о результатах (достижения или недостижения цели) конкретизируются и уточняются ранее поставленные задачи, ставятся новые, возможно, выдвигается новая цель, и цикл начинается заново.
Для
оценки конкурентоспособности
конкурентоспособности
организаций и компаний. Основные
из этих методик оценки конкурентоспособности
приведены ниже.
2.2. Матрица
«Дженерал Электрик – МакКинзи»
Данная
матрица разработана
Показатель «привлекательность СЗХ» является неподконтрольным компании, т.е. те которые тот или иной хозяйствующий субъект может только фиксировать и на них ориентироваться. Показатель «позиция в конкуренции», напротив, зависит от результатов деятельности самого субъекта хозяйствования.
Если в матрице БКГ по оси абсцисс используется статический (фиксированный) показатель, будь то доля рынка или рентабельность, то в матрице «Дженерал Электрик – МакКинзи» используется уже динамический показатель, т.е. не рентабельность, а ее изменение и т.д.