Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:17, курсовая работа
Процесс планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача обеспечить нововведения и изменения в государстве в достаточной степени, необходимость обоснованных целей развития, системы приоритетов. Можно утверждать, что система планирования должна быть ориентирована на ускоренное достижение стратегической цели. Для этого, как свидетельствует мировой опыт, планирование должно осуществляться на всех иерархических уровнях.
Целью данной курсовой работы является изучение стратегического планирования как особой формы плановой деятельности на современном этапе развития общества.
Введение………………………………………………………………………....3
Функции планирования в системе государственного управления…....4
Цикл стратегического планирования…………………………………...6
Национальное прогнозирование………………………………………...8
Планирование как вид управленческой деятельности………………..12
История возникновения стратегического планирования……………..15
Заключение……………………………………………………………………...19
Список литературы
Когда предприятия и банки выпускают в обращение новые ценные бумаги (акции и облигации), они должны спрогнозировать возможности выдачи будущих дивидендов, чтобы не оказаться в состоянии финансового кризиса. В свою очередь покупатели ценных бумаг делают собственные прикидки будущей конкурентоспособности эмитентов ценных бумаг, перспектив их развития, их будущих прибылей и возможных дивидендов.
Таким образом, не только государство
в лице своих исполнительных органов,
отдельные фирмы и
Экономическое прогнозирование - это обоснование динамики или оценка параметров национальной экономики в ближайшем или отдаленном будущем. Важнейшими объектами макроэкономического прогноза выступают: объем национального продукта, уровень занятости, доходы и сбережения населения, показатели безработицы, темпы инфляции, объемы реальных инвестиций, государственных доходов и расходов, бюджетное сальдо, состояние платежного баланса, размер внутреннего и внешнего государственного долга.
Прогнозирование опирается на достижения в области статистики, экономико-математического моделирования, его развитие стало возможным благодаря современным средствам обработки информации, позволяющим рассчитывать и сопоставлять различные варианты экономической динамики при допущении тех или иных условий, задаваемых силами, внешними по отношению к исследуемой хозяйственной структуре. Модель прогноза не может воспроизвести всю сложность и многогранность объекта прогнозирования. «Жизнь слишком многогранна и слишком сложна, ее невозможно целиком отразить в модели. Чтобы быть полезной, модель не должна быть абсолютно реалистичной в каждом своем допущении. Важно, чтобы она была реалистичной в тех предположениях, которые играют существенную или решающую роль»
При анализе и прогнозировании экономических процессов главным является принцип системного, комплексного подхода. Отдельные экономические параметры не могут рассматриваться изолированно, вне их связи с другими критериями хозяйственного развития, социальными ограничениями, факторами научно-технического прогресса, показателями состояния окружающей среды, характеристиками развития других стран. Долгосрочное прогнозирование российской экономики со всей остротой ставит вопросы о стратегической модели национального хозяйственного комплекса, оптимальном соотношении форм хозяйствования, роли государственного сектора, соотношении платных и бесплатных услуг для населения. Наилучшим вариантом стратегической модели российской экономики является система, в которой за государственными институтами остаются функции целенаправленного воздействия на ход общественного развития. Это означает, в частности, сохранение в необходимых границах государственного сектора в экономике, работающего на коммерческих началах.
Планирование как вид управленческой деятельности
Планирование как
Заметим, что на практике планирование следует рассматривать как внеполитическую категорию, как координирующий механизм, который не зависит от характера общественной системы.
В мировой практике планирование представляет собой достаточно сложный вид умственной деятельности, который имеет следующие особенности:
1. Планирование - это всегда
предварительное принятие решен
2. Достижение
планируемого результата
3. Процесс планирования
всегда связан как с
Роль планирования заключается не в предсказании будущего состояния объекта и не в пассивном приспособлении к происходящим изменениям, а в активном преобразовании объекта планирования и внешней по отношению к нему среды.
Важнейшим требованием, которое должно реализовываться на данной стадии разработки государственного стратегического плана, является поиск возможных вариантов развития экономики страны.
Стратегический анализ развития национальной экономики является первым этапом работ по обоснованию и разработке концепции социально-экономического развития страны.
На первом этапе проведения стратегического анализа используется соответствующая информация статистических органов, материалы отраслевых, общественных и других учреждений и организаций. Основная цель этого этапа анализа — оценить эффективность предыдущей стратегии развития страны, различные аспекты функционирования и развития элементов национальной экономики.
В качестве основных аспектов проведения такого анализа можно назвать:
• комплексный анализ и оценка места и роли страны в мировой экономике и системе международного разделения труда, конкурентоспособности национальной экономики;
• анализ и оценка степени фактического использования основных условий и факторов, которые можно отнести к числу стратегических преимуществ, которыми располагает страна;
• выявление и оценка позитивных и негативных тенденций в развитии как национальной экономики в целом, так и ее отдельных элементов;
• анализ и оценка структурных изменений в национальной экономике и соблюдение принципа пропорциональности ее развития;
• анализ и оценка влияния институциональных и организационных изменений в национальной экономике как на эффективность ее функционирования и развития, так и на важнейшие параметры социального развития;
• анализ и выявление условий и факторов, ограничивающих развитие национальной экономики.
Второй этап проведения стратегического анализа развития национальной экономики носит предварительный характер, поскольку тесно связан с последующим выбором определенного варианта будущего развития национальной экономики.
История возникновения стратегического планирования
Понятие «стратегия»
вошло в число управленческих
терминов в 50-е годы, когда проблема
реакции на неожиданные изменения
во внешней среде приобрела
В то время многие управляющие, а также некоторые ученые сомневались в полезности нового понятия. На их глазах в течение полувека американская промышленность великолепно обходилась безо всякой стратегии, и они задавали вопрос, зачем она вдруг стала нужна и какая от нее польза фирме.
По своему существу стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. Существует четыре различные группы правил:
Стратегии имеют несколько отличительных черт:
Короче говоря, стратегия — понятие трудноуловимое и несколько абстрактное. Ее выработка обычно не приносит фирме никакой непосредственной пользы. Кроме того, она дорого обходится как по денежным расходам, так и по затратам времени управляющих.
Термин «стратегическое планирование» был введен в обиход на стыке 60—70-х гг. для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса. Ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, для того чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения.
Можно указать на несколько конструктивных определений, которые были предложены авторитетными разработчиками теории стратегического управления. Шендел и Хаттен рассматривали его как «процесс определения и установления связи, организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям». По Хиггенсу, «стратегическое планирование — это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением», Пирс и Робинсон определяют стратегическое управление «как набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь цели организации». Существует еще целый ряд определений, которые делают упор на те или иные аспекты и особенности стратегического управления или же на его отличия от «обычного» управления.
Заключение
Некоторые организации, как и индивиды, могут достичь определенного уровня успеха, на затрачивая большого труда на планирование. Более того, стратегическое планирование само по себе не гарантирует успеха. Так же как автомобиль с великолепной конструкцией двигателя не сможет двигаться, если он заправлен бензином низкого качества, так и организация, создающая стратегические планы, может потерпеть неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле. Тем не менее, формальное планирование может создать ряд важных и чисто существенных благоприятных факторов для организации.
Информация о работе Стратегическое планирование в государственном управлении