Стратегическое планирование в государственном управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:17, курсовая работа

Описание работы

Процесс планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача обеспечить нововведения и изменения в государстве в достаточной степени, необходимость обоснованных целей развития, системы приоритетов. Можно утверждать, что система планирования должна быть ориентирована на ускоренное достижение стратегической цели. Для этого, как свидетельствует мировой опыт, планирование должно осуществляться на всех иерархических уровнях.
Целью данной курсовой работы является изучение стратегического планирования как особой формы плановой деятельности на современном этапе развития общества.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3
Функции планирования в системе государственного управления…....4
Цикл стратегического планирования…………………………………...6
Национальное прогнозирование………………………………………...8
Планирование как вид управленческой деятельности………………..12
История возникновения стратегического планирования……………..15
Заключение……………………………………………………………………...19
Список литературы

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ СИСТЕМА ГИМУ.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ  И ПРАВА

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: Система ГИМУ

На тему: Стратегическое планирование в государственном управлении

 

 

 

Выполнила: студентка

Петрова К.В.

Курс 5

Отделение заочное

Проверил преподаватель:

Киреева М.М

 

 

Санкт-Петербург

2013 г.

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………....3

  1. Функции планирования в системе государственного управления…....4
  1. Цикл стратегического планирования…………………………………...6
  2. Национальное прогнозирование………………………………………...8
  3. Планирование как вид управленческой деятельности………………..12
  4. История возникновения стратегического планирования……………..15

Заключение……………………………………………………………………...19

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Планирование — это  одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения, a также представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь государству достичь своих целей.  Планирование является неотъемлемой частью управленческой деятельности организаций, процессом, с помощью которого система приспосабливает свои ресурсы к изменениям внутренних и внешних условий.

Процесс планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача обеспечить нововведения и изменения в государстве в достаточной степени, необходимость обоснованных целей развития, системы приоритетов. Можно утверждать, что система планирования должна быть ориентирована на ускоренное достижение стратегической цели. Для этого, как свидетельствует мировой опыт, планирование должно осуществляться на всех иерархических уровнях.

Целью данной курсовой работы является изучение стратегического планирования как особой формы плановой деятельности на современном этапе развития общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Функции планирования в системе государственного управления

Практика всех динамично развивающихся стран  мира свидетельствует, что прогнозирование и планирование являются важными этапами в осуществлении государством функций управления и регулирования социально-экономических процессов. Правительства стран выступают в этой работе организаторами или заказчиками, но в ней одновременно участвуют  самые разные государственные и частные корпорации, общественные организации. Немаловажная роль в последнее время здесь принадлежит также международным организациям, особенно в части проработки глобальных прогнозов и проектов международных программ развития. Конкретные формы, последовательность и механизмы осуществления прогнозирования или планирования весьма сильно зависят от исторических условий и традиций, сложившихся в стране. Исторически сложилось, что переход к рыночной модели хозяйствования сказался на отношение в обществе к вопросам прогнозирования и планирования. Причиной этого послужило то, что Россия не приняла практику, наработанную в других государствах по прогнозированию, планированию и регулированию экономики.

Вопросы соотношения  общественного и частного, государственного и неправительственного,  взаимоотношения государства и бизнеса всегда были непростыми в своём решении, потому что они затрагивают фундаментальные качества социально-экономической и социально-политической системы. Состояние дел в этой области также имеет прямое отношение к возможностям и способам организации работы по прогнозированию и планированию.

Система государственного планирования предполагает четкое разделение функций, сфер влияния по иерархическим  уровням управления. Централизованное планирование включает разработку долгосрочных прогнозов, концепции развития, целевых программ, государственного плана по своим сферам ведения. Разработке планов предшествует анализ ситуации, базирующейся на изучении рынка сбыта, характера конкуренции, сырьевого обеспечения, движения процентных ставок, государственного регулирования. Делается также прогноз развития техники и технологии, изменений в спросе потребителей. Долгосрочный прогноз, отражая альтернативные представления о будущем, должен определять решающие условия и факторы прогресса общества, включая демографическую и экологическую ситуацию в стране и отдельных ее регионах, состояние природных ресурсов, новые научно-технические решения и обусловленные ими сдвиги в экономике, экономические и социальные рубежи, место страны в мировом сообществе. Главная его цель - выявление переходов к новому качеству экономического роста, определение основных ориентиров для выработки долговременной научно обоснованной стратегии социально-экономического роста страны.

В основе планирования лежат  пятилетние планы, включающие среднесрочные  и текущие прогнозы, которые более  предметны и конструктивны, носят  в основном нормативный характер, оценивают возможные направления  и средства, включая экономические  регуляторы и правовые акты. В основу стратегического планирования положен развернутый стратегический анализ. Основные задачи, которые решаются при разработке стратегического плана развития любого объекта национальной экономики, связаны с повышением его адаптированности к постоянно изменяющимся внешним условиям, а, в конечном счете - с достижением динамического равновесия в национальной экономике в целом.

Важная роль в планировании принадлежит критериям, показателям, нормативам, количество и состав которых  зависят от иерархического уровня и назначения. Так, на макроуровне предпочтение должно отдаваться показателям народнохозяйственной эффективности, а на уровне фирмы – прибыльности и конкурентоспособности.

 

Цикл стратегического  планирования

Стратегическое планирование - это составной элемент стратегического управления, процесс моделирования будущей деятельности предприятия на определенные период. Оно может осуществляться как по мере необходимости, так и регулярно.

Элементами системы  стратегического планирования являются: концепция развития фирмы и ее бизнеса, набор стратегических планов, частные стратегии, планы на случай чрезвычайной ситуации, программы развития материально-технической базы, организационные структуры и пр.

Используя методы стратегического  планирования, фирма:

  1. обеспечивает комплексный подход к анализу и прогнозу своего потенциала и окружения (ресурсов, сильных и слабых сторон, уграз, возможностей, конкуренции, финансов);
  2. формулирует основные направления деятельности, цели, стратегии и задачи на предстоящий период; определяет необходимые предприятия по их достижению;

    3) обеспечивает  формирование и реализацию политики  в области маркетинга;

  1. разрабатывает и реализует программы и бюджеты по конкретным направлениям;
  2. определяет приоритеты распределения ресурсов для различных уровней организаций и периодов времени;
  3. создает предпосылки стратегического контроля и координации деятельности подразделений;
  4. придает единство управленческим процессам;
  5. ослабляет бюрократические тенденции;
  6. подготавливает предприятия к изменениям в окружающей среде;
  7. формирует и менеджеров и персонала ориентированный в будующее образ мышления и поведения, сдерживает стремление к максимализации текущей прибыли;
  8. определяет критерии успеха и стандарты оценки и т.п.

Стратегическое планирование осуществляется первыми лицами с помощью руководителей и специалистов подразделения фирмы, информационной и плановой структур.

Выделяются следующие  типы плановых структур:

1. Централизованная. Применяется  узкоспециализированными компаниями, где основная плановая работа выполняется специальной службой стратегического управления штаб-квартиры. Подразделения, реализующие разработанные ею планы и стратегии и несут за них ограниченную финансовую ответственность.

2. Децентрализованная. Характерна  для крупных компаний конгломератного типа и фирм-лидеров. В ее рамках полностью автономные стратегические подразделения, выполняющие весь цикл работ по проектированию, производству, сбыту и послепродажному обслуживанию продуктов, несут ответственность также и за разработку и реализацию своих стратегий.

Последние координируются комитетами или специальными группами. А на уровне корпорации штаб-квартира лишь ставит общие цели и контролирует своевременность и объем поступающей  выручки в общекорпоративный  бюджет.

3. Смешанная. Применяется в диверсифицированных компаниях, плановые службы которых анализируют ситуацию и выявляют общие проблемы, генерируют идеи, формируют цели и стратегию, обеспечивают процесс планирования, контроль выполнения планов, осуществляют распределение и перераспределение ресурсов в соответствии с ролью и задачами стратегических подразделений, формируют индивидуальные системы саморегулирования.

 

 

 

 

Национальное прогнозирование

Прогноз развития национальной экономики, или национальный прогноз, представляет собой комплекс аргументированных предположений, выраженных в качественной и количественной формах и дающих представление о будущих параметрах развития национальной экономики.

В основе национального  прогнозирования лежит предположение о том, что будущее состояние национальной экономики в значительной мере определяется ее прошлым и настоящим состоянием.

Прогнозирование в экономике - научно обоснованное предвидение  характера и динамики явлений  и процессов, протекающих на общегосударственном, региональном, отраслевом уровнях, а также на уровне предприятия. Цель такого предвидения - повысить качество принимаемых тактических и стратегических решений, избежать по крайней мере грубых ошибок при разработке проектов краткосрочной и особенно долгосрочной экономической политики.

Преобразование экономики, переход от планово-распорядительной к рыночной системе хозяйствования означает повышение роли вероятностных  факторов развития, расширение множества  возможных траекторий динамики хозяйственных  структур. Все это предопределяет усиление значения краткосрочных и долгосрочных прогнозных оценок изменений во всех сферах национальной экономики: инвестиционной, сфере товарного предложения и сфере спроса покупателей, финансовой и кредитно-денежной сферах, внешнеэкономической деятельности, анализе и предвидении социального развития.

Нужно подчеркнуть, что  национального прогнозирование - научно обоснованное предвидение динамики экономических и социальных процессов, носящее альтернативно-вероятностный  характер. Прогнозирование тесно связано со стратегическим и индикативным планированием, программным регулированием хозяйственного развития. Прогнозы в отличие от заданий или контрольных оценок планирования не обладают статусом обязательных количественных уровней или качественных состояний хозяйственного (или социального) объекта. Прогнозные оценки или суждения безадресны и всегда условны в том смысле, что они оказываются справедливы лишь при определенных предпосылках, при тех или иных состояниях внешних условий.

Прогнозы, планы и программные разработки взаимосвязаны и дополняют друг друга. Прогнозы могут и должны не только предшествовать составлению планов и программ, но и отслеживать возможность их дальнейшей реализации на различных этапах.

Прогнозы обладают большой  самостоятельностью по отношению и к планам, и к целевым социально-экономическим программам, прогнозные разработки ведутся там, где не нашлось места развитым формам планирования и программирования хозяйственной деятельности.

Задачи социально-экономического прогнозирования в нашей стране ставятся не впервые. Начиная с середины 70-х гг. многократно разрабатывались программы научно-технического прогресса на перспективу (вплоть до 2010 г.), которые и были по существу попытками развернутого прогнозирования национальной экономики.

Переход к рыночным отношениям придал новый импульс прогнозным исследованиям в области экономики и социальной жизни. Надежные прогнозы национального хозяйства Российской Федерации являются залогом преодоления глубокого социально-экономического кризиса, охватившего все без исключения сферы общественной жизни страны. Прогнозы национальной экономики приобрели качественно новые свойства. Общехозяйственные прогнозы стали проводиться в увязке с планированием экономической политики и служить исходной точкой разработки федерального и местных бюджетов, проектирования принципов монетарной и фискальной политики.

Национальное прогнозирование  будущей экономической ситуации, состояния и динамики социальных процессов, спроса и предложения  в отдельных сегментах рынка, цен на этих рынках - необходимое условие успешного функционирования национальной экономики в целом, деятельности каждого предприятия, каждой фирмы. Когда, скажем, фирма принимает решение о расширении своего персонала, найме новых работников, ведет переговоры о ставках заработной платы, ни она, ни ее будущие работники не знают точно ни тех цен, которые сложатся на рынке, ни объема спроса на продукцию фирмы. Поэтому, решая вопрос о численности своего персонала, фирма должна оценить ожидаемый уровень инфляции, сделать прогноз цен на свою продукцию, определить ожидаемую емкость рынка, возможности конкурентов и т. д. Если цены на продукцию фирмы окажутся намного ниже ожидаемых, ошибка в прогнозе может сделать фирму неконкурентоспособной, фирма может разориться.

Информация о работе Стратегическое планирование в государственном управлении