Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:17, курсовая работа
Процесс планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача обеспечить нововведения и изменения в государстве в достаточной степени, необходимость обоснованных целей развития, системы приоритетов. Можно утверждать, что система планирования должна быть ориентирована на ускоренное достижение стратегической цели. Для этого, как свидетельствует мировой опыт, планирование должно осуществляться на всех иерархических уровнях.
Целью данной курсовой работы является изучение стратегического планирования как особой формы плановой деятельности на современном этапе развития общества.
Введение………………………………………………………………………....3
Функции планирования в системе государственного управления…....4
Цикл стратегического планирования…………………………………...6
Национальное прогнозирование………………………………………...8
Планирование как вид управленческой деятельности………………..12
История возникновения стратегического планирования……………..15
Заключение……………………………………………………………………...19
Список литературы
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: Система ГИМУ
На тему: Стратегическое планирование в государственном управлении
Выполнила: студентка
Петрова К.В.
Курс 5
Отделение заочное
Проверил преподаватель:
Киреева М.М
Санкт-Петербург
2013 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы
Введение
Планирование — это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения, a также представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь государству достичь своих целей. Планирование является неотъемлемой частью управленческой деятельности организаций, процессом, с помощью которого система приспосабливает свои ресурсы к изменениям внутренних и внешних условий.
Процесс планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача обеспечить нововведения и изменения в государстве в достаточной степени, необходимость обоснованных целей развития, системы приоритетов. Можно утверждать, что система планирования должна быть ориентирована на ускоренное достижение стратегической цели. Для этого, как свидетельствует мировой опыт, планирование должно осуществляться на всех иерархических уровнях.
Целью данной курсовой работы является изучение стратегического планирования как особой формы плановой деятельности на современном этапе развития общества.
Функции планирования в системе государственного управления
Практика всех динамично развивающихся стран мира свидетельствует, что прогнозирование и планирование являются важными этапами в осуществлении государством функций управления и регулирования социально-экономических процессов. Правительства стран выступают в этой работе организаторами или заказчиками, но в ней одновременно участвуют самые разные государственные и частные корпорации, общественные организации. Немаловажная роль в последнее время здесь принадлежит также международным организациям, особенно в части проработки глобальных прогнозов и проектов международных программ развития. Конкретные формы, последовательность и механизмы осуществления прогнозирования или планирования весьма сильно зависят от исторических условий и традиций, сложившихся в стране. Исторически сложилось, что переход к рыночной модели хозяйствования сказался на отношение в обществе к вопросам прогнозирования и планирования. Причиной этого послужило то, что Россия не приняла практику, наработанную в других государствах по прогнозированию, планированию и регулированию экономики.
Вопросы соотношения общественного и частного, государственного и неправительственного, взаимоотношения государства и бизнеса всегда были непростыми в своём решении, потому что они затрагивают фундаментальные качества социально-экономической и социально-политической системы. Состояние дел в этой области также имеет прямое отношение к возможностям и способам организации работы по прогнозированию и планированию.
Система государственного планирования предполагает четкое разделение функций, сфер влияния по иерархическим уровням управления. Централизованное планирование включает разработку долгосрочных прогнозов, концепции развития, целевых программ, государственного плана по своим сферам ведения. Разработке планов предшествует анализ ситуации, базирующейся на изучении рынка сбыта, характера конкуренции, сырьевого обеспечения, движения процентных ставок, государственного регулирования. Делается также прогноз развития техники и технологии, изменений в спросе потребителей. Долгосрочный прогноз, отражая альтернативные представления о будущем, должен определять решающие условия и факторы прогресса общества, включая демографическую и экологическую ситуацию в стране и отдельных ее регионах, состояние природных ресурсов, новые научно-технические решения и обусловленные ими сдвиги в экономике, экономические и социальные рубежи, место страны в мировом сообществе. Главная его цель - выявление переходов к новому качеству экономического роста, определение основных ориентиров для выработки долговременной научно обоснованной стратегии социально-экономического роста страны.
В основе планирования лежат
пятилетние планы, включающие среднесрочные
и текущие прогнозы, которые более
предметны и конструктивны, носят
в основном нормативный характер,
оценивают возможные
Важная роль в планировании принадлежит критериям, показателям, нормативам, количество и состав которых зависят от иерархического уровня и назначения. Так, на макроуровне предпочтение должно отдаваться показателям народнохозяйственной эффективности, а на уровне фирмы – прибыльности и конкурентоспособности.
Цикл стратегического планирования
Стратегическое планирование - это составной элемент стратегического управления, процесс моделирования будущей деятельности предприятия на определенные период. Оно может осуществляться как по мере необходимости, так и регулярно.
Элементами системы стратегического планирования являются: концепция развития фирмы и ее бизнеса, набор стратегических планов, частные стратегии, планы на случай чрезвычайной ситуации, программы развития материально-технической базы, организационные структуры и пр.
Используя методы стратегического планирования, фирма:
3) обеспечивает
формирование и реализацию
Стратегическое планирование осуществляется первыми лицами с помощью руководителей и специалистов подразделения фирмы, информационной и плановой структур.
Выделяются следующие типы плановых структур:
1. Централизованная. Применяется
узкоспециализированными
2. Децентрализованная. Характерна для крупных компаний конгломератного типа и фирм-лидеров. В ее рамках полностью автономные стратегические подразделения, выполняющие весь цикл работ по проектированию, производству, сбыту и послепродажному обслуживанию продуктов, несут ответственность также и за разработку и реализацию своих стратегий.
Последние координируются
комитетами или специальными группами.
А на уровне корпорации штаб-квартира
лишь ставит общие цели и контролирует
своевременность и объем
3. Смешанная. Применяется в диверсифицированных компаниях, плановые службы которых анализируют ситуацию и выявляют общие проблемы, генерируют идеи, формируют цели и стратегию, обеспечивают процесс планирования, контроль выполнения планов, осуществляют распределение и перераспределение ресурсов в соответствии с ролью и задачами стратегических подразделений, формируют индивидуальные системы саморегулирования.
Национальное прогнозирование
Прогноз развития национальной экономики, или национальный прогноз, представляет собой комплекс аргументированных предположений, выраженных в качественной и количественной формах и дающих представление о будущих параметрах развития национальной экономики.
В основе национального
прогнозирования лежит предполо
Прогнозирование в экономике - научно обоснованное предвидение характера и динамики явлений и процессов, протекающих на общегосударственном, региональном, отраслевом уровнях, а также на уровне предприятия. Цель такого предвидения - повысить качество принимаемых тактических и стратегических решений, избежать по крайней мере грубых ошибок при разработке проектов краткосрочной и особенно долгосрочной экономической политики.
Преобразование экономики, переход от планово-распорядительной к рыночной системе хозяйствования означает повышение роли вероятностных факторов развития, расширение множества возможных траекторий динамики хозяйственных структур. Все это предопределяет усиление значения краткосрочных и долгосрочных прогнозных оценок изменений во всех сферах национальной экономики: инвестиционной, сфере товарного предложения и сфере спроса покупателей, финансовой и кредитно-денежной сферах, внешнеэкономической деятельности, анализе и предвидении социального развития.
Нужно подчеркнуть, что
национального прогнозирование - научно
обоснованное предвидение динамики
экономических и социальных процессов,
носящее альтернативно-
Прогнозы, планы и программные разработки взаимосвязаны и дополняют друг друга. Прогнозы могут и должны не только предшествовать составлению планов и программ, но и отслеживать возможность их дальнейшей реализации на различных этапах.
Прогнозы обладают большой самостоятельностью по отношению и к планам, и к целевым социально-экономическим программам, прогнозные разработки ведутся там, где не нашлось места развитым формам планирования и программирования хозяйственной деятельности.
Задачи социально-
Переход к рыночным отношениям придал новый импульс прогнозным исследованиям в области экономики и социальной жизни. Надежные прогнозы национального хозяйства Российской Федерации являются залогом преодоления глубокого социально-экономического кризиса, охватившего все без исключения сферы общественной жизни страны. Прогнозы национальной экономики приобрели качественно новые свойства. Общехозяйственные прогнозы стали проводиться в увязке с планированием экономической политики и служить исходной точкой разработки федерального и местных бюджетов, проектирования принципов монетарной и фискальной политики.
Национальное прогнозирование
будущей экономической
Информация о работе Стратегическое планирование в государственном управлении