Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 23:28, доклад
Слово “стратегия” произошло от греческого strategos, “искусство
генерала”. Военное происхождение этого термина не должно вызывать удивления.
Именно strategos позволило Александру Македонскому завоевать мир.
Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план,
предназначенный для того, чтобы обеспе¬чить осуществление миссии банка и
достижение его це¬лей.
Введение
1. Сущность стратегического планирования
2. Система стратегического планирования в банке
3.Содержание стратегического плана
4.Стратегическое планирование в России
Заключение
выбора, как величина расходов на рекламу (контролируемый параметр).
Такие модели могут служить ориентирами для оценки и выбора стратегий,
программ и других связанных с решениями элементов планирования. Применение
таких моделей избавляет плановиков от необходимости опираться при принятии
решений только на интуицию или (в меньшей степени) на метод проб и ошибок.
Включение подсистемы принятия решений в систему планирования служит для того,
чтобы подчеркнуть характер планирования как процесса именно принятия решений,
а также для того, чтобы показать необходимость получения специальной
информации и такой ее обработки, которая способствует принятию более
качественных решений.
Подсистема информационного обеспечения. Многие неудачи в
планировании
обусловлены отсутствием
(“баз данных”, на основе которых можно принять решение). Часто информация,
обрабатываемая в информационных системах банков, носит преимущественно
описательно–исторический характер, относящийся к прошлой деятельности его
подразделений. Многое из такой информации устарело и связано лишь с ним самим.
Чтобы быть полезной для стратегического планирования, информация должна
показывать перспективы и быть сосредоточена на тех аспектах окружающей среды и
конкуренции, которые в наибольшей мере влияют на будущее банка.
Естественно, что переработать столь большие объемы разнообразной плановой
информации без ее предварительной систематизации невозможно. Систематизация
плановой информации не означает необходимости разрабатывать дорогостоящие
вычислительные системы. Скорее, она означает необходимость получения ответов
на вопросы типа следующих: Что необходимо знать? Где можно получить об этом
данные? Кто будет их собирать? Как будут собирать эти данные? Кто их будет
анализировать и интерпретировать? Как наиболее экономично хранить собранную
информацию, с тем чтобы ее столь же экономично находить и извлекать
впоследствии? Как своевременно распределить извлеченную информацию между ее
пользователями?
Подсистема организационного обеспечения. Функции стратегического
планирования могут по–разному распределяться между подразделениями банка, в
различных сочетаниях формируя один из следующих профилей:
1. Сильная центральная служба планирования, разрабатывающая долгосрочные
стратегии.
2. Центральная служба планирования, обеспечивающая долгосрочное планирование
путем
оказания помощи организационным
планировании.
3. Децентрализация полномочий по долгосрочному планированию: возложение
ответственности за составление долгосрочных планов на тех руководителей
подразделений банка, которые отвечают за их реализацию.
Большинство вопросов, связанных с “организацией, адекватной стратегическому
планированию”, обычно сводятся к одному из следующих: должно ли такое
подразделение быть линейным или штабным и должна ли служба долгосрочного
планирования относиться к уровню корпорации, ее отделений или быть привязана
к ним обоим одновременно. К решению этих вопросов следует подходить
творчески.
Подсистема управления стратегическим планированием. Стратегическое
планирование не возникает само по себе; оно нуждается в мотивации. Важными
элементами мотивации являются отношение к нему руководителей и климат в банке.
Поскольку именно функции планирования осуществляют люди, сам процесс
планирования должен быть формализован, и им следует руководить. Точно так же,
как процесс планирования требует разработки стратегии реализации планов,
введение
либо радикальное изменение
стратегии внедрения планирования. Таким образом, само планирование должно
планироваться, и этим процессом следует руководить.
Планирование
— вид организационной
затрат времени и ресурсов. Как таковое, оно деградирует, если не будет понята
его важность, если не стимулировать должное к нему отношение работников и
если им не руководить столь же тщательно, как и другими видами деятельности в
банке.
Частично это “управление планированием” включает должное внимание к
организационному климату, необходимому для того, чтобы планирование было
творческим. Действенным методом создания такого климата является поощрение
широкого участия в планировании работников всех уровней. Работников можно
поощрять, с тем чтобы они предлагали свои соображения об улучшении
планирования новых услуг, модификации выпускаемых услуг, изменение
организационной структуры, выработке новой стратегии и т.д. Такие предложения
должны быть достаточно аргументированы и документально обоснованы, чтобы
плановые работники могли их оценивать и видеть, насколько каждое предложение
заслуживает дальнейшего изучения.
3.
Содержание стратегического
плана
Стратегический план банка довольно сложно определить с точки зрения рода
информации, включаемой в него. Его содержание не у всех банков совпадает.
Однако, несмотря ни на что, стратегический план должен включать следующие
компоненты:
А) миссия банка определяется на самом первом этапе осуществления
маркетинговых мероприятий и служит отправной точкой при стратегическом
планировании. Она устанавливает то, к чему банк стремится, и затрагивает
уровень организационных подразделений, очерчивая круг их деятельности.
Миссия банка, или его основная задача представляет собой четко
сформулированную причину его существования. Исходя из основной задачи
организации, строится целая иерархическая лестница задач банка. Миссия
формулируется
на различных организационных
прослеживается
четкая подчиненность задач
задаче организации. Общебанковская миссия должна описывать направление
деятельности организации с точки зрения предоставляемых ею услуг,
обслуживаемых групп потребителей.
Вот как Сберегательный банк России определяет свою миссию: содействие
социально-экономическому развитию страны и благосостоянию обслуживаемого им
населения путем предоставления качественных банковских услуг на розничном
сегменте рынка.
Выбор миссии банка — очень ответственный этап стратегического планирования,
на котором важно подойти к масштабности установления задачи, не опуститься до
частностей. Очень сильное сужение рамок задачи деятельности банка
ограничивает
возможности высшего
принятии решений.
Б) цели формулируются и устанавливаются на основе общей миссии банка и
определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство.
Чтобы внести истинный вклад в успех организации, цели должны обладать рядом
характеристик:
- конкретностью и измеримотстью
- ориентацией во времени
- достижимостью.
Например, главной стратегической целью деятельности Сберегательного банка
является упрочение достигнутых им позиций универсального коммерческого банка,
сохраняющего специализацию и лидерство на розничном рынке банковских услуг,
активно расширяющего свое присутствие на других секторах рынка при
минимизации рисков, адекватно условиям рыночной экономики и занимающего
достойное
место в международных
мира.
В) исходное положение рынка. Оно должно отражать состояние среды в целом
и в отдельных сегментах, в которых действует банк. Исследование каждого
сегмента с использованием так называемых рыночно–производственных
характеристик, осуществляемое при анализе исходного положения рынка, позволяет
отразить в стратегическом плане факторы, характеризующие степень
привлекательности рынка, и сделать соответствующие выводы относительно качества
тех или иных сегментов и целесообразности их обслуживания.
Г) оценка факторов, воздействующих на стратегию банка, чрезвычайно важный
компонент стратегического плана, в котором основное внимание уделяется оценке
конкурентоспособности. Эта оценка производится на этапе анализа рыночных
возможностей, а еще более конкретно — при анализе микросреды банка. В плане
должна содержаться объективная оценка сильных и слабых сторон банка (а говорить
о силе или слабости можно только, имея базу сравнения: в данном случае
конкурентов) в отношении доли обслуживаемого рынка, качества и цен на
оказываемые услуги.
Д) оценка опасностей и возможностей. Стратегический план должен содержать
оценку рыночных опасностей, а также возможностей достижения целей и задач в
каждом из сегментов, в которых банк действует или только намеревается
действовать. Эта оценка базируется на анализе исходного положения рынка и
относительной конкурентоспособности.
Е) стратегия развития хозяйственного портфеля. Она для каждого участка
рынка, где действует банк, определяет приоритетные направления инвестиций.
Однако само по себе направление вложения средств без его обоснования мало что
значит, поэтому стратегический план должен отражать четко сформулированные цели
для каждого из таких участков рынка и размер средств, необходимых для их