Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 23:51, курсовая работа
Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.
Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений. Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ВЫБОР СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………….……4
2. ЭТАПЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ…………………….…9
3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ПРОДУКЦИИ………………………………...15
4. ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ……...18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….…23
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ЗАПАДНО-УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»
(НОУ ВПО ЗУИЭП)
г. Пермь
КУРСОВАЯ РАБОТА
По
дисциплине: Основы
менеджмента
ТЕМА:
Стратегическое планирование
и его роль в
системе планов
Проверила: Выполнил:
Баталова Е.В., к.э.н., доцент Студент II курса
Группа МК-2008
Коновалов
Р.Ю
____________ ________________
(личная подпись) (расшифровка
подписи)
Оценка:
«______________»
«_____» ___________200__года
Пермь, 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ВЫБОР СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………….……4
2. ЭТАПЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ…………………….…9
3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ПРОДУКЦИИ………………………………...15
4. ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ……...18
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.
Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений. Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.
Стратегическое планирование дает возможность акционерам и менеджменту компаний определиться с направлением и темпом развития бизнеса, очертить глобальные тенденции рынка, понять, какие организационные и структурные изменения должны произойти в компании, чтобы она стала конкурентоспособной, в чем ее преимущество, какие инструменты необходимы ей для успешного развития.
До
последнего времени стратегическое
планирование было прерогативой крупных
международных концернов. Однако ситуация
стала меняться, и, как показывают опросы,
все больше и больше компаний, представляющих
средний бизнес, начинают заниматься вопросами
стратегического планирования.
ВЫБОР
СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Стратегическое планирование задает перспективные направления развития предприятия, определяет основные виды его деятельности, позволяет увязать в единую систему маркетинговую, проектную, производственную и финансовую деятельность. Стратегический план обеспечивает адаптацию предприятия к внешней среде, к распределению ресурсов и внутреннюю координацию деятельности с целью выявления сильных и слабых сторон. Стратегический план на крупных предприятиях, как правило, долгосрочный. Но временной период стратегического плана для разных предприятий может быть различным и то, что является долгосрочным для одного предприятия, может быть краткосрочным для другого. Стратегическое планирование на предприятиях должно быть направлено на их долгосрочное развитие, достижение высоких темпов экономического роста. Развитие – это процесс, в котором увеличиваются возможности и желания предприятия удовлетворять свои желания и потребности потребителей. Таким образом, стратегическое планирование призвано обеспечить необходимый экономический рост и желаемый уровень развития предприятия на предстоящий долгосрочный период.
В
стратегическом планировании важную роль
играет государственное регулирование
экономической политики, обоснование
перспективных направлений
Стратегическое
планирование на микроуровне является
основой взаимодействия множества
внутренних и внешних экономических
процессов, факторов и явлений.
В условиях высокой неопределенности и быстрых изменений окружающей среды разрабатывать стратегию с опорой на единственный вероятностный прогноз является слишком рискованным. В сегодняшнем мире часто бывают скачки, внезапные перемены, события, которые просто невозможно предвидеть. В нестабильном окружении существует множество возможных вариантов будущего. Основным смыслом сценарного планирования является конструирование, создание различных “историй”, различных и одинаково правдоподобных вариантов развития будущего, которые являются хорошо структурированными и логичными. Таким образом, стратегия перестает быть жестким планом и приобретает необходимую гибкость для того, чтобы организация оставалась успешной при различных вариантах развития будущего. Мировые лидеры отходят от соблазнов делать ставку только на наиболее вероятные прогнозы. Основные различия между традиционным стратегическим планированием и сценарным подходом представлены в таблице 1.
Таблица
1. Базовые предпосылки
сценарного подхода
и традиционного
стратегического
планирования.
|
Сценарный подход |
Будущее может быть предсказано (путем экстраполяции теперешних тенденций, экспертных оценок, профессиональных прогнозов и т.д.) | На будущее
влияют различные движущие силы и
оно всегда является неопределенным. |
Стратегия создается в конкретные временные рамки и закрепляется в стратегическом плане, который является руководством к действию. | Необходимо построить сценарии возможных вариантов развития событий в будущем, на базе чего, сформулировать и впоследствии выбрать стратегические альтернативы, работоспособные в каждом сценарии, что явится базой для интегрированной стратегии. |
Существуют наилучшие стратегические решения. | В ситуациях с большой неопределенностью наиболее рискованные и ответственные решения могут откладываться до получения большей информации об окружающей среде |
После создания плана начинается внедрение или осуществление стратегии. | Стратегия перестает быть единовременной акцией, а превращается в серию стратегических решений. |
Тем
не менее, традиционная и сценарная
парадигмы не являются антагонистическими
и вовсе не разделены непреодолимой пропастью.
В традиционных отраслях с невысоким уровнем
неопределенности при относительно не
больших сроках планирования (до 3-х) лет
вполне могут использоваться традиционные
метода стратегического планирования
SWOT-анализ, матричные методы, анализ пяти
сил М.Портера и т.д. Следует также заметить,
что “жесткая” традиционная парадигма
– это скорее упрощение, сделанное в иллюстративных
целях. В реальной действительности, даже
если стратегия разрабатывается в рамках
этой парадигмы, то в ней также предусматриваются
способы мониторинга окружающей среды,
хеджирование рисков стратегических выборов
и возможность корректировки стратегии,
хотя это полностью не снимает ее ограничений
и проблем практического характера.
Рис.1 Отношение между традиционным стратегическим планированием и сценарным подходом.
На
сегодняшний момент существует несколько
разных школ сценарного планирования,
которые отличаются и концептуально
и еще больше содержанием конкретных
методов. У исследователей нет единого
мнения по поводу статуса сценарного планирования.
Среди одних специалистов преобладает
мнение, что сценарное планирование является
одним из важнейших инструментов проверки
стратегических решений. Другая часть
авторов считает, что его основное предназначение
– это развитие стратегического мышления
и способ задания рамок для стратегического
планирования. Третьи считают его основным
методом развития самообучающейся организации.
Четвертые используют его в качестве методологии
разработки стратегии. Пятый, наиболее
широкий подход в “позиционировании”
сценарного планирования, определяя его
как системный инструмент стратегического
управления, включающий все ранее обозначенные
его предназначения.
ЭТАПЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Процесс стратегического планирования в компании состоит из нескольких этапов:
Миссия раскрывает смысл существования предприятия, в котором проявляются отличия данного предприятия от ему подобных. Другими словами, миссия – это главная цель предприятия. Миссия и цели – служат ориентиром для всех последующих этапов планирования и одновременно накладывают определенные ограничения на направление деятельности предприятия при анализе альтернатив развития. Миссия предприятия может состоять в завоевании рынка сбыта продукции, в географическом или продуктовом расширении рынка, в повышении качества продукции при снижении цен на нее и т.д. Исходя из миссии и целей существования организации строятся стратегии развития и определяется политика организации.
Цели бывают долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными. Они формируются и устанавливаются в рамках миссии и в ее развитии. При этом цели являются задающей частью стратегического планирования.
Информация о работе Стратегическое планирование и его роль в системе планов