Стратегический менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 15:21, контрольная работа

Описание работы

Стратегический анализ предприятия является одним из стержневых элементов процедуры формирования развития первичного хозяйственного звена стратегического управления. По своей сути стратегический анализ является этапом предплановых исследований, на котором системно анализируются факторы внешней окружающей среды и ресурсного потенциала предприятия (внутренних возможностей) для определения текущего состояния дел на предприятии и выявления возможностей для его дальнейшего успешного развития. Таким образом, на этапе стратегического анализа создается необходимая информационная база, позволяющая наиболее эффективно провести процесс целеполагания и выбора стратегических альтернатив.

Содержание

Содержание:
1. Стратегический анализ окружающей среды…………………………....3
2. Разработка финансовых стратегий и концепции финансового менеджмента для предприятия………………………………………….12
3. Список литературы………………………………………………………...16

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по стратегическому менеджменту - копия.docx

— 37.17 Кб (Скачать)

  1) проникновение новых конкурентов;

  2) угроза появления на рынке  товаров-субститутов;

  3) возможности покупателей;

  4) возможности поставщиков;

  5) конкуренция между компаниями, уже  укрепившимися на рынке.

  Используя предложенную схему анализа, предприятие  может выявить свои сильные или  слабые стороны (в своей отрасли), которые влияют на конкуренцию и  определяют, таким образом, эффективность  его функционирования на рынке.

  Под определением конкурентных позиций  чаще всего подразумевают анализ стратегических групп. Он исходит из положения, что понятие о конкуренции  предприятий одной отрасли очень  упрощено, так как сами границы  отрасли размыты. Это не позволяет  достаточно однозначно определить границы  нахождения возможных конкурентов. Да и в рамках данной отрасли могут  быть компании, которые имеют различные  интересы и поэтому конкурируют  на различной ресурсной и товарной базе. М. Портер предложил некий промежуточный  уровень между фирмой и отраслью, который позволяет провести первичный  анализ с точки зрения понимания  содержания конкуренции и структуры  конкурентов.

  Суть  анализа стратегических групп заключается  в объединении в группы предприятий  с одинаковыми стратегическими  характеристиками. При этом процесс рассматривается в динамике, когда и ресурсная база и стратегические устремления могут существенно изменяться. Это означает, что предприятие может переходить из одной стратегической группы в другую и менять, таким образом, свое конкурентное окружение. Считается, что для выделения стратегических групп нужно использовать две или три характеристики как факторы классификации. Очевидно, что для каждой отрасли эти характеристики могут существенно меняться.

  Анализ  структуры рынка (позиций на рынке) основан на таком понятии, как  доля рынка. Доля рынка есть процент  продаж товара данного предприятия  от общего объема продаж этого товара на рынке за определенный период времени. Предприятие должно следить за размером и качеством доли. Понятно, что  если размер доли увеличивается, то увеличиваются  объем продаж и доходы предприятия, однако антимонопольное законодательство определяет предельную долю рынка, закрепляемого  за одним предприятием. Качество доли существенно для предприятия, когда  оно не склонно к широкомасштабному  вторжению на рынок и когда  основная продукция предприятия  «защищена» от конкуренции высоким  качеством или ее уникальностью. Данный анализ достаточно точно показывает конкурентные позиции предприятия на рынке и может служить объективной характеристикой для выработки стратегических направлений развития.

  Анализ  ресурсного потенциала (внутренних возможностей) предприятия является вторым ключевым этапом стратегического анализа. Исследуя факторы производства, как в совокупности, так и изолированно, определяют способность  предприятия к эффективному функционированию.

  Современные западные методики оценки внутренних возможностей предприятия базируются на системе ценностей (цепочка ценностей  М. Портера). В своей книге «Конкурентные  преимущества» М. Портер установил, что на каждом этапе хозяйственной  деятельности создаются свои ценности, которые признаются и оплачиваются потребителями.

  М. Портер обосновал принципы создания конкурентных преимуществ предприятия. Они формируются путем создания на каждом этапе своих ценностей. По сути, речь идет о сравнительном  анализе потребительских свойств  продукта, создаваемых на разных этапах его разработки, производства, маркетинга, сбыта, в соизмерении с затратами  на достижение этих ценностей.

  Прежде  всего выделяют пять основных этапов хозяйственной деятельности, создающие  главные ценности товара (М. Портер иногда проводит аналогию с созданием  стоимости товара):

  1) материально-техническое обеспечение  (логистика);

  2) изготовление продукции;

  3) складирование, доставка и распределение  продукции;

  4) маркетинг (включая продажу);

  5) обслуживание товара у потребителя.

  Другая  часть составляющих включает в себя общие вспомогательные виды деятельности:

  1) управленческая структура;

  2) управление персоналом;

  3) технологическое обеспечение производства;

  4) обеспечение материалами внутри  предприятия.

  Основной  и вспомогательный виды деятельности объединены в систему, которая стремится  к повышению потребительной стоимости  товара и одновременно к снижению собственных затрат за счет лучшей организации всех процессов и  внутренней деятельности.

  В соответствии с предложенной методологической базой исследования анализ ресурсного потенциала предприятия предлагается проводить по следующей схеме:

  1.Оценка ресурсов и эффективности предприятия.

  2.Финансовый анализ деятельности предприятия.

  3.Сравнительный анализ.

  4.Организация процедуры оценки ресурсного потенциала предприятия.

  При оценке ресурсов предприятия по каждому  из основных и вспомогательных видов  деятельности определяются используемые ресурсы, которые группируются следующим  образом: 

  - физические ресурсы, при этом важным является не их перечисление, а качественные характеристики. Например, оценивается не только число станков, а их возраст, мощность, степень изношенности, цикличность работы и взаимозаменяемости и т.д.;

  - человеческие ресурсы (учитывая их квалификацию, половозрастную структуру, скорость продвижения по служебной лестнице и т.д.);

  - финансовые ресурсы;

  - нематериальные активы (управленческая культура, организационные возможности, репутация в деловом мире, контроль над сбытовой сетью, патенты, лицензии, «ноу-хау»);

  При оценке использования ресурсов предприятия  исходят, прежде всего, из того, что  стратегический потенциал первичного хозяйственного звена есть не просто набор перечисленных ресурсов, а  система, где эти ресурсы взаимодействуют  друг с другом, иными словами, происходит их использование.

  Использование ресурсов наиболее целесообразно характеризовать  при помощи таких понятий, как  «продуктивность» и «эффективность». Отличие продуктивности от эффективности  заключается прежде всего в том, что продуктивность обеспечивает деятельность каждого ресурса конкретным показателем, а эффективность рассматривает  его ценность с точки зрения гармоничного, системного использования. 
 
 
 
 
 

2. Разработка финансовых  стратегий и концепции  финансового менеджмента  для предприятия.

  Финансовая  стратегия — это генеральный  план действий предприятия, охватывающий формирование финансов и их планирование для обеспечения финансовой стабильности предприятия и включающий в себя следующее:

- планирование, учет, анализ и контроль финансового состояния;

- оптимизацию основных и оборотных средств;

- распределение прибыли.

  При разработке финансовой стратегии нужно  учитывать динамику макроэкономических процессов, тенденций развития отечественных  финансовых рынков, возможностей диверсификации деятельности предприятия.

  Финансовая  стратегия, главной задачей которой  является достижение полной самоокупаемости  и независимости предприятия, строится на определенных принципах организации  и включает в себя следующее:

- текущее и перспективное финансовое планирование, определяющее на перспективу все поступления денежных средств  предприятия и основные направления их расходования;

- централизацию финансовых ресурсов, обеспечивающую маневренность финансовыми ресурсами, их концентрацию на основных направлениях производственно-хозяйственной деятельности;

- формирование финансовых резервов, обеспечивающих устойчивую работу предприятия в условиях возможных колебаний рыночной конъюнктуры;

- безусловное выполнение финансовых обязательств перед партнерами;

разработку  учетно-финансовой и амортизационной  политики предприятия;

- организацию и ведение финансового учета предприятия и сегментов деятельности на основе действующих стандартов;

- составление финансовой отчетности по предприятию и сегментам деятельности в соответствии с действующими нормами и правилами с соблюдением требований стандартов;

- финансовый анализ деятельности предприятия и его сегментов (приоритетных хозяйственных и географических сегментов, прочих сегментов в составе нераспределенных статей);

- финансовый контроль деятельности предприятия и всех его сегментов.

    На основании финансовой стратегии определяется финансовая политика предприятия по следующим основным направлениям финансовой деятельности:

- налоговая политика;

- ценовая политика;

- амортизационная политика;

- дивидендная политика;

- инвестиционная политика.

  В процессе разработки финансовой стратегии  особое внимание отводится производству конкурентоспособной продукции, мобилизации  внутренних ресурсов, максимальному  снижению себестоимости продукции, формированию и распределению прибыли, эффективному использованию капитала и т. п.

  Большое значение для формирования финансовой стратегии имеет учет факторов риска. Финансовая стратегия разрабатывается  с учетом риска неплатежей, инфляционных колебаний, финансового рынка.

  Разработка  финансовой стратегии — это часть  общей стратегии экономического развития, в силу чего она должна согласовываться с ее целями и  направлениями. В свою очередь, финансовая стратегия оказывает существенное влияние на общую экономическую  стратегию предприятия, поскольку  изменение ситуации на макроуровне  и на финансовом рынке является причиной корректирования не только финансовой, но и общей стратегии развития предприятия.

  Проблема  выбора финансовой стратегии деятельности предприятия является актуальной в  связи с необходимостью принятия решений в рыночных условиях. Здесь  основное внимание отводится оценке текущего состояния субъекта хозяйственной  деятельности. Приоритетными в данном направлении исследований являются обоснованный прогноз направлений  развития предприятия, выработка конкретных рекомендаций для недопущения возможных  ошибок и просчетов и констатирование  фактического состояния дел.

  Принятие  управленческих решений в системе  финансового менеджмента базируется на ряде взаимосвязанных фундаментальных  концепций:

  1. Концепция временной стоимости денег.

    Она заключается в том, что стоимость денег с течением времени изменяется с учетом нормы прибыли на финансовом рынке, в качестве которой обычно выступает норма ссудного процента. Таким образом, одна и та же сумма денег в разные периоды времени имеет разную стоимость. При этом стоимость денег в настоящее время всегда выше, чем в любом будущем периоде. Эта неравноценность определяется действием трех основных факторов: инфляцией, риском неполучения дохода при вложении капитала и особенностями денег, рассматриваемых как один из видов оборотных активов. Концепция временной стоимости денег имеет принципиальное значение в связи с тем, что решения финансового характера предполагают оценку и сравнение денежных потоков, осуществляемых в разные временные периоды.

  1. Концепция учета фактора инфляции.

    Она заключается в необходимости реального отражения стоимости активов и денежных потоков и обеспечения возмещения потерь доходов, вызываемых инфляционными процессами, при осуществлении долговременных финансовых операций. Прогнозирование темпов инфляции является достаточно сложным и трудоемким процессом, результаты которого имеют вероятностный характер и подвержены существенному влиянию субъективных факторов. На практике для упрощения расчетов и избежания необходимости учета инфляции расчеты выполняются в твердых валютах.

Информация о работе Стратегический менеджмент