Стратегический менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 15:21, контрольная работа

Описание работы

Стратегический анализ предприятия является одним из стержневых элементов процедуры формирования развития первичного хозяйственного звена стратегического управления. По своей сути стратегический анализ является этапом предплановых исследований, на котором системно анализируются факторы внешней окружающей среды и ресурсного потенциала предприятия (внутренних возможностей) для определения текущего состояния дел на предприятии и выявления возможностей для его дальнейшего успешного развития. Таким образом, на этапе стратегического анализа создается необходимая информационная база, позволяющая наиболее эффективно провести процесс целеполагания и выбора стратегических альтернатив.

Содержание

Содержание:
1. Стратегический анализ окружающей среды…………………………....3
2. Разработка финансовых стратегий и концепции финансового менеджмента для предприятия………………………………………….12
3. Список литературы………………………………………………………...16

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по стратегическому менеджменту - копия.docx

— 37.17 Кб (Скачать)

  
 
 

Контрольная работа 

      Дисциплина: «Стратегический менеджмент»

      Тема: Вариант 6. 
 
 
 
 
 

                  Выполнила: студентка 4 курса

                      Группы  МЗ-188

                       

                  Проверила:  
                   
                   

Омск, 2010

  Содержание:

  1. Стратегический анализ окружающей среды…………………………....3
  2. Разработка финансовых стратегий и концепции финансового менеджмента для предприятия………………………………………….12
  3. Список литературы………………………………………………………...16
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вариант 6.

  1. Стратегический анализ  окружающей среды.

  Стратегический  анализ предприятия является одним  из стержневых элементов процедуры  формирования развития первичного хозяйственного звена стратегического управления. По своей сути стратегический анализ является этапом предплановых исследований, на котором системно анализируются факторы внешней окружающей среды и ресурсного потенциала предприятия (внутренних возможностей) для определения текущего состояния дел на предприятии и выявления возможностей для его дальнейшего успешного развития. Таким образом, на этапе стратегического анализа создается необходимая информационная база, позволяющая наиболее эффективно провести процесс целеполагания и выбора стратегических альтернатив.

  Под внешней окружающей средой понимается совокупность социальных, экологических и экономических факторов, воздействующих на предприятие и оказывающих влияние на эффективность его функционирования. При этом, описывая природу окружающей среды предприятия, особое внимание обращают на ее динамизм и сложность.

  Анализ  динамизма и сложности внешней  деловой окружающей среды очень  важен при выборе методов исследования. Очевидно, что с увеличением динамизма  и сложности изменяется роль формализованных  методов прогнозирования и повышается роль неформальных экспертных оценок и прогнозов.

  Внешнюю деловую окружающую среду обычно подразделяют на общую (дальнюю) и специфическую (ближнюю).

  Анализ  общей окружающей среды включает в себя экономические, социополитические  и технологические факторы для определения долгосрочных возможностей предприятия в условиях прогнозируемых возмущений среды.

- Экономическая среда.

  Она является первым и важнейшим компонентом анализа общей окружающей среды. В условиях рыночной экономики анализ экономической среды включает в себя прогнозы изменения экономики, выраженные в показателях инфляции, уровнях занятости, циклов деловой активности, денежного обращения и т.д. Наиболее агрегированным показателем, используемым в прогнозах, является валовой национальный продукт.

  Одним из важнейших вопросов, который предприятию  необходимо выделить в анализе экономической  среды, является следующий: «На какой  стадии цикла деловой активности находится национальная экономика  в настоящий момент и когда  наступает следующая стадия цикла?»

  Совмещение  полученных данных с характеристикой  цикла развития отрасли и предприятия  позволит выбрать наиболее эффективную  стратегию, учитывающую не только потенциальные  возможности самого предприятия, но и аспект экономических факторов, влияющих на его развитие.

  Цикл  деловой активности (дно экономического цикла, расширение, пик, спад деловой  активности) является предметом пристального изучения экономистов. Важным при прогнозе цикла деловой активности считается не только определение продолжительности этапа во времени и величины изменений, но и наступление «точки перегиба» (пика или дна экономического цикла). Последнее объясняется тем, что каждый этап деловой активности характеризуется своими, только ему присущими особенностями поведения экономики. Это касается роста ВНП, уровня занятости, покупательной способности хозяйственных объектов и населения, инфляции, ставки ссудного процента, денежного обращения и т.д. Поэтому, зная «точку перегиба» в цикле деловой активности, предприятие может своевременно подготовиться к изменениям в экономической среде и использовать предоставленные возможности или искать способы компенсации наступающих негативных явлений.

  Кроме цикла деловой активности для  предприятия важным является выяснение  государственной экономической  политики в разрезе совершенствования  хозяйственного механизма, особенно в  области налогов и кредита, госзаказов на продукцию и государственных  инвестиций.

  Стратегическое планирование возможно лишь в условиях относительно стабильного хозяйственного механизма. Аналогично, в условиях большой экономической неопределенности прогнозы экономической среды не могут быть достаточно надежными и это должно учитываться при принятии стратегических решений. 
 

- Социополитическая среда.

  Политическая  стабильность государства является одним из ключевых факторов, позволяющих  снизить риск развития предприятия  в рамках выработанных стратегических решений. От законотворческих органов  требуется создание полной и непротиворечивой системы законов по вопросам экономической  деятельности, не подвергающихся коренному  пересмотру несколько раз в течение  года.

  Кроме прогноза политической обстановки в  стране предприятие заинтересовано в получении информации о перспективах государственного регулирования в  таких областях, как:

       - социальная защищенность населения;

       - внешняя торговля;

       - политика ценообразования;

       - экологические мероприятия;

       - охрана труда и здоровья трудящихся;

       - наложение ограничений на производство того или иного продукта путем контроля его качества.

  В последнее время большое внимание стало уделяться социокультурным  факторам, воздействующим на эффективность  функционирования предприятия. Причем они рассматриваются как в  национальном, так и в региональном разрезах. Связано это со следующими обстоятельствами. Усиление конкуренции между товаропроизводителями и соответственно дифференциация товаров по группам потребителей требуют более детального изучения последних. Очевидно, что на потребительские вкусы накладывают отпечаток не только экономические соображения, но и национальные, образовательные, демографические и климатические признаки. Именно они становятся объектами изучения, анализа и прогнозирования.

  С другой стороны, инвестирование, направленное на расширение производства, создание новых заводов и сервисных  центров, также напрямую связано  с социокультурными факторами, так  как зависит от образовательного уровня населения, национальных особенностей с точки зрения общественного  разделения труда, а также других факторов.

  В связи с этим предлагаются следующие  характеристики, изучаемые как социокультурный аспект:

       - Демографические признаки населения.

       - Распределение доходов по группам населения.

       - Социальная мобильность общества.

       - Изменение в стиле жизни, включая национальные традиции и устои.

       - Отношение к работе и отдыху.

       - Уровень образования населения.

       - Уровень потребления товаров и услуг.

  Данные  характеристики обычно трудно поддаются  количественному измерению, поэтому  анализ проводится и представляется в виде аналитической записки.

- Технологическая среда.

  Технологическая среда анализируется при помощи научно-технического прогноза, который  на данном этапе преследует три цели:

  1. Прогнозирует научно-технические тенденции в науках, относящихся к данной отрасли производства (возможность технологического прорыва, возникновение товара с принципиально новыми качествами и т.д.).
  2. Прогноз является основой для определения стратегии предприятия в области НИОКР (размер бюджета на НИОКР, структура бюджета; создание собственной исследовательской базы, совместная с другими фирмами научная проработка, закупка лицензий и т.д.).
  3. Сравнение своих возможностей с возможностями конкурентов с точки зрения технического уровня производства и научно-технического уровня выпускаемых изделий.

  При проведении технологического анализа и составлении прогноза общей окружающей среды используются следующие характеристики:

       - государственные расходы на НИОКР;

        - выбор приоритетов государства и финансово-промышленных групп на определенных направлениях технологических усилий;

       - новые открытия и изобретения (национальные и мировые);

       - скорость передачи технологий (длина цепочки «исследование - производство»);

       - скорость выхода продукции на рынок (продолжительность первых стадий жизненного цикла изделий).

  В условиях рыночной экономики анализ окружающей среды позволяет предприятию  действовать более эффективно, заранее  готовясь к возможным негативным изменениям и стремясь максимально  использовать положительные тенденции  народнохозяйственного развития.

  Анализ  специфической (ближней) окружающей среды  обычно ассоциируют с анализом рыночного  окружения. Процедура предполагает изучение производственных трендов (направления  возможного развития и некоторые  количественные характеристики), структурных  сдвигов в промышленности, а также  групп товаров (конкурентный анализ). Предприятия, имеющие отделы маркетинга, могут проводить самостоятельный  анализ отраслей-поставщиков и отраслей-потребителей.

  Производственный  прогноз должен содержать информацию о перспективных размерах роста (падения) производства отдельных видов  продукции, производимых предприятием, а также о таких характеристиках, как прибыльность, капиталовложения, динамика основных производственных фондов и т.д.

  Структурные сдвиги прогнозируются для уменьшения неопределенности при принятии стратегических решений: возможные изменения сырья, квалификационного состава сотрудников, оборудования. Кроме того, большое  внимание должно быть уделено возможному изменению структуры и характера  потребления выпускаемой продукции.

  При составлении производственного  прогноза и прогноза структурных  сдвигов в экономике большое  значение имеет анализ цикла отраслевого  развития. При этом изучается соотношение  цикла деловой активности, отраслевого  цикла и цикла развития предприятия. Обычно выделяют отрасли циклического развития (производство товаров легкой промышленности); экспансионистские, наступательные отрасли (электроника, производство ЭВМ, самолетостроение); стабильно развивающиеся (автомобилестроение). Такая градация отраслей определяется, прежде всего, структурой потребления и принятой технологией производства товаров на данной стадии развития общества. Отрасли имеют различные циклы деловой активности (т.е. в общем случае цикл развития отраслей может и не совпадать с циклом деловой активности). С другой стороны, цикл деловой активности, как барометр общей эффективности функционирования, оказывает влияние на характер и продолжительность отраслевого цикла.

  Конкурентный  анализ окружающей среды проводится по трем основным параметрам: структурный  анализ конкурентного окружения, определение  конкурентных позиций (анализ стратегических групп) и анализ структуры рынка.

  Структурный анализ конкурентного окружения  проводится по методике, предложенной известным американским экономистом  М. Портером. Он выделил пять сил конкуренции, которые определяют уровень прибыли в отрасли:

Информация о работе Стратегический менеджмент