Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 05:41, реферат
Стратегическое управление в каждый данный момент фиксирует, что организация должна делать в настоящем, чтобы достичь поставленных целей в будущем, исходя при этом из того, что окружение будет изменяться, и условия жизни организации будут изменяться тоже. Стратегическое управление ориентировано на создание соответствующих условий конкурентоспособности и развития фирмы в зависимости от изменений внешней рыночной среды.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….. 3
1. СОДЕРЖАНИЕ И ЦЕЛИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА………………………………………………
4
2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ…………… 6
3. ТИПЫ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ………… 9
4. ПРИНЦИПЫ ВОЕННОЙ СТРАТЕГИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ 12
5. ОБЗОРНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ ВПО 1999-2009 гг………………………………...
15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………… 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Но
важно не доводить идею до абсурда.
Ричард Л. Дафт в своем учебнике
менеджмента приводит следующий
пример: некоторое время пост президента
американской компании Tenneco занимал бывший
профессор военной академии в Вест-Пойнте
Дэн Мид. Одним из принципов, которым руководствовался
Мид в своей работе, был девиз знаменитого
американского генерала Джорджа Паттона
"Планировать не спеша, исполнять молниеносно".
Долгое время в кабинете Мида висела веревка.
"Первый же руководитель отдела, который
доложит о невыполнении показателей, -
говаривал президент Tenneco, - примерит эту
веревку на своей шее". Ему явно не хватало
гибкости. Веревка исчезла из кабинета
только после протестов оскорбленных
сотрудников.
5. ОБЗОРНЫЙ
АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ
ВПО 1999-2009 гг.
Исследования конца девяностых годов выявили важнейшие проблемы, препятствующие функционированию и развитию организаций системы ВПО: - нехватка государственного финансирования;
- плохое
социально-экономическое
- снизившийся престиж высшего образования;
- конкуренция
со стороны зарубежных
- изношенность различных материальных фондов, которыми располагали вузы;
- отток в бизнес и за границу наиболее квалифицированных кадров;
- неумение
управленческого аппарата
Проблемы успешного развития вузов существуют и сейчас. Это «демографическая яма», а также недобросовестная конкуренция со стороны коммерческих и государственных вузов, в частности, за счет открытия непрофильных специальностей. Тем не менее, ряду вузов, при примерно одинаковой стартовой ситуации, удается развиваться гармоничнее и быстрее, чем другим.
В 1999 г. к вузам-лидерам было отнесено 29 (9.4%) вузов, в основном имевших хорошее исходное, на момент получения самостоятельности, финансово-материальное, имиджевое и кадровое положение. Этому способствовало и столичное расположение. Большинство вузов-лидеров составляли технические вузы (18). В равной степени в кластере присутствовали классические университеты, а также архитектурные и строительные вузы (всего 8). Только один объект имел престижный в то время экономико-менеджериальный профиль. Надежда на то, что рост бюджетного финансирования приведет к принципиальному улучшению положения системы ВПО, не подтвердилась.
Результаты 2000 г. показали, что все позитивные изменения ограничились финансовой сферой, а по остальным наблюдалась даже большая дифференциация положения вузов, чем в предыдущем году. Число объектов-лидеров несколько уменьшилось (23, т.е. 8.9%). Причиной отчасти являлось то, что говорить об осознанно выбранной и последовательно реализуемой стратегии развития даже по отношению к лучшим объектам было преждевременно. Скорее, это было «стратегическое поведение», т.е. не целенаправленное, случайное, часто достаточно непоследовательное развитие.
В
2005 г. произошло выравнивание положения
большинства организаций
В развитии лучших вузов страны сейчас можно выделить следующие закономерности. В числе вузов-лидеров крайне редки случаи бурного экстенсивного развития, что свидетельствует о снижении перспективности такого пути. Важнейшей предпосылкой попадания вузов в «элиту» российского образования является их региональная принадлежность, однако влияние этого фактора принципиально изменилось. В составе объектов, отнесенных к лидерам, существенно сократилось число нестоличных вузов: если в 1999 г. из 29 их было 8, то в 2005 г. - лишь 3 из 31, что сопровождалось увеличением доли московских вузов. Однако столичный статус перестал что-либо гарантировать. На столичных рынках наблюдается значительная дифференциация положения вузов. Часть их резко ухудшила свои результаты по сравнению с 1999 и 2000 гг. То, что лишь небольшая доля региональных вузов отнесена к «элите», является не только следствием менее благоприятного социально-экономического положения. В связи с длительным периодом экстенсивного развития многих вузов и «демографической ямой» также выросла конкуренция между вузами. Появился ряд городов, в которых все вузы, независимо от профиля деятельности, даже востребованного рынком, показывают средние результаты. На успешность развития лучших вузов по-прежнему влияет профиль их деятельности.
К лучшим вузам не был отнесен ни один педагогический вуз. По-прежнему основную часть составляют технические (23), причем четыре из них связаны с добычей и переработкой полезных ископаемых. Еще одна его часть приходится на престижные экономико-финансовые и менеджериальные вузы. Число классических университетов уменьшилось до одного, причем он расположен в уникальном по своему экономическому положению регионе. Если в 1999 г. на фоне удачного развития строительной индустрии была выделена группа из четырех архитектурных и строительных вузов, то на этот раз можно говорить о появлении группы творческих вузов. Большее разнообразие объектов, отнесенных к лидерам в 2005г., в определенной степени является результатом их деятельности.
На основании кейсов, представленных 20 вузами, было разработано дерево решений, анализ которого позволил сделать следующие выводы:
1.
Наблюдается постепенный
2.
В результате появления в
3.
Существует определенная
4.
Практически у всех
5. При разработке управленческих решений большинство обследованных вузов в большей мере ориентировано на привычные проблемы, чем на новые вызовы. Лишь наиболее успешно развивающиеся объекты активно занимаются такими вопросами, как
- реальное
вхождение в Болонский процесс;
- интеграция образования и науки;
- совершенствование внутреннего управления вузом;
- гармонизация
отношений между вузом и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стратегический менеджмент – это процесс определения взаимодействия организации с ее окружением выражаемое через использование избранных целей и достижение желаемого результата путем распределения ресурсов организации в соответствии с эффективным планом действий.
Цель
стратегического менеджмента
Стратегия менеджмента уходит своими корнями в военную стратегию со всеми ее теориями и практическими методами ведения боевых действий.
Существует ряд особенностей стратегического управления. Во-первых, стратегическое управление не может дать точной и детальной картины будущего. Во-вторых, стратегическое управление не может быть сведено к набору рутинных правил, процедур и схем. В-третьих, резко усиливаются негативные последствия ошибок стратегического предвидения.
В стратегическом управлении анализ среды предполагает изучение макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды.
Анализ внешней среды направлен на то, чтобы выяснить, на что может рассчитывать фирма, если она успешно поведет работу, и на то, какие осложнения могут ее ждать, если она не сумеет вовремя отвратить негативные выпады. Анализ внутренней среды вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей.
Обзорный анализ развития организаций системы ВПО показывает, что наблюдается постепенный переход вузов от стратегического поведения к осмысленному и последовательному стратегическому управлению. В результате появления в системе ВПО профессиональных менеджеров, роста их опыта, быстрого распространения информации о лучших практиках и т.д., качество принимаемых управленческих решений увеличивается.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Виханский О.С. Стратегическое управление. Учебник – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Гардарика, 2000.
2. Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент. – Таганрог: Издат-во ТРТУ, 2003.
3. Смирнов Н.Н. Стратегический менеджмент. – СПб.: Питер 2002.
4. Попов С.Г. Основы менеджмента – М.: Ось – 89, 2003.
5. Интернет-ресурс: www.hse.ru