Стратегический менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 05:41, реферат

Описание работы

Стратегическое управление в каждый данный момент фиксирует, что организация должна делать в настоящем, чтобы достичь поставленных целей в будущем, исходя при этом из того, что окружение будет изменяться, и условия жизни организации будут изменяться тоже. Стратегическое управление ориентировано на создание соответствующих условий конкурентоспособности и развития фирмы в зависимости от изменений внешней рыночной среды.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….. 3
1. СОДЕРЖАНИЕ И ЦЕЛИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА………………………………………………
4
2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ…………… 6
3. ТИПЫ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ………… 9
4. ПРИНЦИПЫ ВОЕННОЙ СТРАТЕГИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ 12
5. ОБЗОРНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ ВПО 1999-2009 гг………………………………...
15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………… 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Реферат - Стратегический менеджмент.doc

— 136.00 Кб (Скачать)
ify">    Неизвестно, был ли знаком с этим постулатом легендарный менеджер ХХ столетия Ли Якокка, однако, возглавив в 1979 г. находившуюся на грани       банкротства  корпорацию Chrysler, он повел себя в  точном соответствии с      заветом великого китайского полководца. Якокка поставил четкую цель перед руководством и сотрудниками компании, сосредоточил всю власть в своих руках, провел тщательное изучение рынка, сократил операционные расходы, преподнес несколько неприятных сюрпризов конкурентам и в результате менее чем за три года вывел компанию из кризиса.

    Но  важно не доводить идею до абсурда. Ричард Л. Дафт в своем учебнике       менеджмента приводит следующий  пример: некоторое время пост президента американской компании Tenneco занимал бывший профессор военной академии в Вест-Пойнте Дэн Мид. Одним из принципов, которым руководствовался Мид в своей работе, был девиз знаменитого американского генерала Джорджа Паттона "Планировать не спеша, исполнять молниеносно". Долгое время в кабинете Мида висела веревка. "Первый же руководитель отдела, который доложит о невыполнении показателей, - говаривал президент Tenneco, - примерит эту веревку на своей шее". Ему явно не хватало гибкости. Веревка исчезла из кабинета только после протестов оскорбленных сотрудников. 

5. ОБЗОРНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ ВПО 1999-2009 гг. 

    Исследования  конца девяностых годов выявили  важнейшие проблемы, препятствующие функционированию и развитию организаций  системы ВПО: - нехватка государственного финансирования;

- плохое  социально-экономическое положение; 

- снизившийся  престиж высшего образования; 

- конкуренция  со стороны зарубежных университетов  и исследовательских центров; 

- изношенность  различных материальных фондов, которыми располагали вузы;

- отток в бизнес и за границу наиболее квалифицированных кадров;

- неумение  управленческого аппарата вузов  хозяйствовать в рыночных условиях.

    Проблемы  успешного развития вузов существуют и сейчас. Это «демографическая яма», а также недобросовестная конкуренция со стороны коммерческих и государственных вузов, в частности, за счет открытия непрофильных специальностей. Тем не менее, ряду вузов, при примерно одинаковой стартовой ситуации, удается развиваться гармоничнее и быстрее, чем другим.

    В 1999 г. к вузам-лидерам было отнесено 29 (9.4%) вузов, в основном имевших хорошее исходное, на момент получения самостоятельности, финансово-материальное, имиджевое и кадровое положение. Этому способствовало и столичное расположение. Большинство вузов-лидеров составляли технические вузы (18). В равной степени в кластере присутствовали классические университеты, а также архитектурные и строительные вузы (всего 8). Только один объект имел престижный в то время экономико-менеджериальный профиль. Надежда на то, что рост бюджетного финансирования приведет к принципиальному улучшению положения системы ВПО, не подтвердилась.

    Результаты 2000 г. показали, что все позитивные изменения ограничились финансовой сферой, а по остальным наблюдалась  даже большая дифференциация положения  вузов, чем в предыдущем году. Число объектов-лидеров несколько уменьшилось (23, т.е. 8.9%). Причиной отчасти являлось то, что говорить об осознанно выбранной и последовательно реализуемой стратегии развития даже по отношению к лучшим объектам было преждевременно. Скорее, это было «стратегическое поведение», т.е. не целенаправленное, случайное, часто достаточно непоследовательное развитие.

    В 2005 г. произошло выравнивание положения  большинства организаций системы  ВПО, прежде всего, за счет увеличения числа объектов, имеющих средние значения всех показателей деятельности, и сокращения доли явных «аутсайдеров». Число лидеров при этом изменилось незначительно. К ним был отнесен 31 вуз.

    В развитии лучших вузов страны сейчас можно выделить следующие закономерности. В числе вузов-лидеров крайне редки случаи бурного экстенсивного развития, что свидетельствует о снижении перспективности такого пути. Важнейшей предпосылкой попадания вузов в «элиту» российского образования является их региональная принадлежность, однако влияние этого фактора принципиально изменилось. В составе объектов, отнесенных к лидерам, существенно сократилось число нестоличных вузов: если в 1999 г. из 29 их было 8, то в 2005 г. - лишь 3 из 31, что сопровождалось увеличением доли московских вузов. Однако столичный статус перестал что-либо гарантировать. На столичных рынках наблюдается значительная дифференциация положения вузов. Часть их резко ухудшила свои результаты по сравнению с 1999 и 2000 гг. То, что лишь небольшая доля региональных вузов отнесена к «элите», является не только следствием менее благоприятного социально-экономического положения. В связи с длительным периодом экстенсивного развития многих вузов и «демографической ямой» также выросла конкуренция между вузами. Появился ряд городов, в которых все вузы, независимо от профиля деятельности, даже востребованного рынком, показывают средние результаты. На успешность развития лучших вузов по-прежнему влияет профиль их деятельности.

    К лучшим вузам не был отнесен ни один педагогический вуз. По-прежнему основную часть составляют технические (23), причем четыре из них связаны с добычей и переработкой полезных ископаемых. Еще одна его часть приходится на престижные экономико-финансовые и менеджериальные вузы. Число классических университетов уменьшилось до одного, причем он расположен в уникальном по своему экономическому положению регионе. Если в 1999 г. на фоне удачного развития строительной индустрии была выделена группа из четырех архитектурных и строительных вузов, то на этот раз можно говорить о появлении группы творческих вузов. Большее разнообразие объектов, отнесенных к лидерам в 2005г., в определенной степени является результатом их деятельности.

    На  основании кейсов, представленных 20 вузами, было разработано дерево решений, анализ которого позволил сделать следующие выводы:

    1. Наблюдается постепенный переход  вузов от стратегического поведения  к осмысленному и последовательному  стратегическому управлению;

    2. В результате появления в системе  ВПО профессиональных менеджеров, роста их опыта, быстрого распространения информации о лучших практиках и т.д., качество принимаемых управленческих решений увеличивается. Из-за быстрого тиражирования число «нестандартных» решений уменьшается;

    3. Существует определенная закономерность  между числом эффективных управленческих решений, используемых вузами, и результатами их развития. У лучших вузов больше управленческих решений, которые редко используются в практике других организаций;

    4. Практически у всех проанализированных  вузов заметно превалирование управленческих решений в области маркетинговой деятельности;

    5. При разработке управленческих решений большинство обследованных вузов в большей мере ориентировано на привычные проблемы, чем на новые вызовы. Лишь наиболее успешно развивающиеся объекты активно занимаются такими вопросами, как

- реальное  вхождение в Болонский процесс; 

- интеграция  образования и науки; 

- совершенствование  внутреннего управления вузом; 

- гармонизация  отношений между вузом и ключевыми  стейкхолдерами, а также внутри  самого вуза. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Стратегический  менеджмент – это процесс определения  взаимодействия организации с ее окружением выражаемое через использование избранных целей и достижение желаемого результата путем распределения ресурсов организации в соответствии с эффективным планом действий.

    Цель  стратегического менеджмента сводиться  к формулированию стратегии, реализация которой позволит организации иметь  максимальное развитие через определенный промежуток времени.

    Стратегия менеджмента уходит своими корнями  в военную стратегию со всеми ее теориями и практическими методами ведения боевых действий.

    Существует  ряд особенностей стратегического  управления. Во-первых, стратегическое управление не может дать точной и детальной картины будущего. Во-вторых, стратегическое управление не может быть сведено к набору рутинных правил, процедур и схем. В-третьих, резко усиливаются негативные последствия ошибок стратегического предвидения.

    В стратегическом управлении анализ среды  предполагает изучение макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды.

    Анализ  внешней среды направлен на то, чтобы выяснить, на что может рассчитывать фирма, если она успешно поведет  работу, и на то, какие осложнения могут ее ждать, если она не сумеет вовремя отвратить негативные выпады. Анализ внутренней среды вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей.

    Обзорный  анализ развития организаций системы  ВПО показывает, что наблюдается постепенный переход вузов от стратегического поведения к осмысленному и последовательному стратегическому управлению. В результате появления в системе ВПО профессиональных менеджеров, роста их опыта, быстрого распространения информации о лучших практиках и т.д., качество принимаемых управленческих решений увеличивается.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Виханский О.С. Стратегическое управление. Учебник – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Гардарика, 2000.

2. Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент. – Таганрог: Издат-во ТРТУ, 2003.

3. Смирнов Н.Н. Стратегический менеджмент. – СПб.: Питер 2002.

4. Попов  С.Г. Основы менеджмента – М.: Ось – 89, 2003.

5. Интернет-ресурс: www.hse.ru

Информация о работе Стратегический менеджмент