Стратегический менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 05:41, реферат

Описание работы

Стратегическое управление в каждый данный момент фиксирует, что организация должна делать в настоящем, чтобы достичь поставленных целей в будущем, исходя при этом из того, что окружение будет изменяться, и условия жизни организации будут изменяться тоже. Стратегическое управление ориентировано на создание соответствующих условий конкурентоспособности и развития фирмы в зависимости от изменений внешней рыночной среды.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….. 3
1. СОДЕРЖАНИЕ И ЦЕЛИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА………………………………………………
4
2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ…………… 6
3. ТИПЫ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ………… 9
4. ПРИНЦИПЫ ВОЕННОЙ СТРАТЕГИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ 12
5. ОБЗОРНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ ВПО 1999-2009 гг………………………………...
15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………… 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Реферат - Стратегический менеджмент.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО  «Братский государственный университет» 
 
 
 
 

Кафедра ЭиМ

Стратегический  менеджмент 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат 
 

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ  МЕНЕДЖМЕНТ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:

студент гр. ФПСэ-06       Шакиров В.А. 

Проверил:

к.э.н., доцент         Никишина О.Б. 
 
 
 

Братск 2009

СОДЕРЖАНИЕ 

  ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….. 3
1. СОДЕРЖАНИЕ  И ЦЕЛИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА………………………………………………  
4
2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ  И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ…………… 6
3. ТИПЫ СТРАТЕГИЙ  РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ………… 9
4. ПРИНЦИПЫ ВОЕННОЙ СТРАТЕГИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ 12
5. ОБЗОРНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ ВПО 1999-2009 гг………………………………...  
15
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………… 20
  СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………. 21
     
     
     
     
     
     
     
     
     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ  

    В настоящее время стратегическое управление является важнейшим фактором успешного выживания в усложняющихся  рыночных условиях. Тем не менее, постоянно  можно наблюдать в действиях  организаций отсутствие стратегического поведения, что и приводит их зачастую к поражению в конкурентной борьбе.

    Стратегическое  управление в каждый данный момент фиксирует, что организация должна делать в настоящем, чтобы достичь  поставленных целей в будущем, исходя при этом из того, что окружение  будет изменяться, и условия жизни организации будут изменяться тоже. Стратегическое управление ориентировано на создание соответствующих условий конкурентоспособности и развития фирмы в зависимости от изменений внешней рыночной среды.

    На  сегодняшний день не существует однозначного достаточно четкого определения понятия «стратегический менеджмент». Наиболее распространенные определения следующие.

    Стратегический  менеджмент – это процесс определения  взаимодействия организации с ее окружением выражаемое через использование избранных целей и достижение желаемого результата путем распределения ресурсов организации в соответствии с эффективным планом действий.

     Стратегический  менеджмент — это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей. 

1. СОДЕРЖАНИЕ  И ЦЕЛИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 

    Содержанием стратегического менеджмента являются:

- определение  назначения и главных целей  организации;

- анализ внешней среды организации;

- анализ  ее внутренней обстановки;

- выбор  и разработка стратегии организации;

- анализ  портфеля диверсифицированной организации, проектирование ее организационной структуры;

- выбор  степени интеграции и систем  управления;

- управление комплексом «стратегия - структура – контроль»;

- определение  нормативов поведения и политик  организации в отдельных сферах ее деятельности;

- обеспечение  обратной связи результатов и  стратегии компании;

- совершенствование  стратегии, структуры, управления.

    В связи с вышеизложенным, можно определить основные задачи стратегического менеджмента:

- распределение  ресурсов наиболее эффективным  образом для развития организации;

- осуществление  функций планирования и контроля  за реализацией поставленной  стратегической цели;

-определение  наиболее перспективных направлений  развития организации.

    Цель  стратегического менеджмента сводиться  к формулированию стратегии, реализация которой позволит организации иметь  максимальное развитие через определенный промежуток времени.

    Основные  особенности стратегического менеджмента:

1.Ориентирован  на длительную рыночную перспективу  (5 и более лет).

2.Предполагает  взаимодействие различных хозяйственных  подразделений, осуществляющих единую  хозяйственную политику.

3. Основные принципы стратегического менеджмента определяются состоянием и изменениями внешней среды.

    Алгоритм  разработки стратегической политики показан  на Рис. 1.

Рис. 1. Алгоритм разработки стратегической политики 

    Существует  ряд особенностей стратегического управления.

    Во-первых, стратегическое управление не может  дать точной и детальной картины  будущего. Вырабатываемое в стратегическом управлении описание желаемого будущего организации - это совокупность качественных пожеланий будущего состояния организации.

    Во-вторых, стратегическое управление не может  быть сведено к набору рутинных правил, процедур и схем. У него нет теории, которая предписывает, что и как  делать при решении определенных задач или же в определенных ситуациях. Существует лишь ряд рекомендаций, правил и логических схем анализа проблем и выбора стратегии, а также осуществления стратегического планирования.

    В-третьих, резко усиливаются негативные последствия  ошибок стратегического предвидения. В условиях, когда внешнее окружение изменяется достаточно быстро, ошибки стратегического выбора становятся зачастую непоправимыми.  
 
 

2. АНАЛИЗ  ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ 

    Основу  стратегических возможностей фирмы  составляют ее конкурентные преимущества. Конкурентоспособность – многоплановая экономическая категория, которую можно рассматривать на нескольких уровнях. Это конкурентоспособность товаров, товаропроизводителей, отраслей, страны. Между всеми этими уровнями существует тесная взаимосвязь: ведь страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависит от способности производителей выпускать конкурентоспособные товары, т.е. от сильных сторон предприятия и реализованных им возможностей.

    Любая организация находится и функционирует  в среде. Каждое действие всех без  исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе. Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление не только о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, но и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внешнее окружение изучается стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.

    Обладание стратегическими ресурсами позволяет  экономическому субъекту принципиально определить характер их использования во взаимоотношениях с внешней средой предприятия. Приспособляемость к изменяющимся условиям среды может быть основанием для длительного и успешного существования предприятия. Однако стратегия означает не столько следование за изменениями окружения и осуществление стратегических изменений в организации, сколько активное взаимодействие с внешней средой. Стратегически активное предприятие должно направленно воздействовать на среду, изменяя и приспосабливая ее к реализации стратегии, создавая условия для достижения стратегических целей. В определенном смысле можно утверждать, что это и будут стратегические изменения, важнейшая составная часть реализации стратегии.

    Вряд  ли следует доказывать, что воздействие  на внешнюю среду не означает и не предполагает изменение макроэкономической ситуации в стране. Оно направлено в первую очередь на формирование среды непосредственного окружения предприятия – потребителей, поставщиков, конкурентов, региональные и местные органы власти. Формы и методы этого воздействия могут быть разнообразны – реклама, выбор партнеров по бизнесу и условия сотрудничества с ними, ценовая политика, методы конкурентной борьбы и способы защиты собственных экономических интересов, влияние на органы государственной власти, привлечение средств массовой информации (в том числе создание собственных). Нельзя не отметить здесь некоторые особенности современной российской государственности (коррупция, бесконтрольное использование бюджетных средств), создающие широкие возможности для деловых кругов формировать необходимую среду обитания.

    В стратегическом управлении анализ среды  предполагает изучение трех элементов: макроокружения, непосредственного  окружения и внутренней среды.

    Рассмотрим  то, по каким компонентам анализируется каждая из сред. Макроокружение создает общие условия нахождения организации во внешней среде. В большинстве случаев макроокружение не имеет специфического характера, применительно к отдельно взятой организации. Хотя степень влияния состояния макроокружения на различные организации различна, что связано с различиями, как в сферах деятельности, так и с внутренним потенциалом организаций.

    Анализ  внешней среды (макро- и непосредственного  окружения) направлен на то, чтобы  выяснить, на что может рассчитывать фирма, если она успешно поведет работу, и на то, какие осложнения могут ее ждать, если она не сумеет вовремя отвратить негативные выпады, которые может преподнести ей окружение. Анализ макроокружения включает изучение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-технического и технологического развития общества, инфраструктуры и т.п.

    Непосредственное  окружение анализируется по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы.

    Анализ  внутренней среды вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может  рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих  целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели организации, более верно сформулировать миссию, т.е. определить смысл и направления деятельности фирмы. Исключительно важно всегда помнить, что организация не только производит продукцию для окружения, но и обеспечивает возможность существования своим членам, давая им работу, предоставляя возможность участия в прибылях, обеспечивая их социальными гарантиями и т.п.

Информация о работе Стратегический менеджмент