Стратегический менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 11:46, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования:
Определить инструменты и методы для всех составляющих стратегического маркетинга, анализа, прогнозирования, управления и других.
Задачи исследования:
o определить сущность и задачи стратегического менеджмента;
o определить и изучить инструменты, применяемые в стратегическом менеджменте;
o изучить методы, применяемые в стратегическом менеджменте;
o описать миссию организации и способы формирования целей;
o описать и изучить различные способы разработки стратегии организации;
o сделать выводы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………... 3
1. Сущность и задачи стратегического менеджмента…………………….. 5
2. Инструменты, применяемые в стратегическом менеджменте………… 9
2.1. Элементы среды……………………………………………………... 9
2.2. Методы анализа среды……………………………………………… 10
2.3. SWOT анализ………………………………………………………… 11
2.4. Методы и технологии обработки информации……………………. 13
3. Миссия организации и формирование целей…………………………... 16
3.1. Миссия и цели……………………………………………………….. 16
3.2. Основные направления плана маркетинга………………………… 19
3.3. Этапы разработки плана маркетинга………………………………. 19
4. Разработка стратегии организации………………………………………. 22
4.1. Сущность стратегии организации………………………………….. 22
4.2. Типы стратегий развития бизнеса………………………………….. 23
4.3. Стратегия СЗХ……………………………………………………….. 26
Заключение…………………………………………………………………… 30
Список используемой литературы……………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая_инструменты.doc

— 212.50 Кб (Скачать)

      Миссия  задает глобальный масштаб развитию организации очень многогранно. Ее формулировка и смысловое содержание не ограничены временем, т.е. миссия достигается в течение всего времени существования организации.

      Если  миссия задает общие ориентиры, направления функционирования организации, выражающие смысл ее существования, то конкретное конечное состояние, к которому в каждый момент времени стремится организация, фиксируется в виде ее целей. Иначе говоря, цели — это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность. Значимость целей для организации невозможно переоценить. Цели являются исходной точкой планирования деятельности, цели лежат в основе построения организационных отношений, на целях базируется система мотивирования, используемая в организации, наконец, цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и организации в целом.

      Накопленный в бизнесе большой опыт по установлению целей позволяет выделить несколько  ключевых требований формулирования целей.

      Во-первых, цель должна быть ясной, четкой, конкретной. Цель должна четко фиксировать, что необходимо получить в результате деятельности, в какие сроки следует ее достичь и кто должен ее достигать. Чем более конкретна цель, тем легче выработать стратегию ее достижения.

      Во-вторых, цель должна быть сформулирована таким образом, чтобы ее смысл читался однозначно.

      В-третьих, цели должны быть измеримыми. Это означает, что цели должны быть сформулированы таким образом, чтобы их можно было количественно измерить, либо же можно было бы каким-то другим объективным способом оценить, была ли цель достигнута. Если цели неизмеримы, то они порождают разночтения, затрудняют процесс оценки результатов деятельности и вызывают конфликты.

      В-четвертых, цели должны быть ограничены во времени, т.е. должно быть четкое понимание того, в какой момент времени будет осуществляться то или иное действие.

      В-пятых, цель должна быть ограничена в пространстве.

      В-шестых, цель должна быть достижимой. Необходимо соотносить ресурсы и возможности. Достижимость определяется уровнем развития организации. В том случае если организация не имеет достаточного уровня стабильности и развития необходимо, укрепив внутренние и рыночные позиции, с течением времени формулировать масштабные цели конкурентоспособности и продвижения вперед. Это важно в силу того, что организация может подорвать свои внутренние резервы, если сразу начнет резкое движение в направлении достижения неадекватных собственным ресурсам крупномасштабных стратегических целей. [9]

      Установленные цели должны иметь статус закона для  организации, для всех ее подразделений  и для всех членов. Однако из требования обязательности целей никак не следует неизменность. В силу динамизма среды цели могут меняться. Можно подходить к проблеме изменения целей следующим образом: цели корректируются всякий раз, когда этого требуют обстоятельства. В этом случае процесс изменения целей носит сугубо ситуационный характер. Но возможен другой подход. Многие организации осуществляют систематическое упреждающее изменение целей. При таком подходе в организации устанавливаются долгосрочные цели. На базе этих долгосрочных целей вырабатываются детализированные краткосрочные цели (обычно годовые). По достижении этих целей разрабатываются новые долгосрочные цели. При этом в них учитываются те изменения, которые происходят в среде, и те изменения, которые происходят в наборе и уровне требований, выдвигаемых по отношению к организации субъектами влияния. На основе новых долгосрочных целей определяются краткосрочные, по достижении которых опять происходит выработка новых долгосрочных целей. При таком подходе не происходит достижения долгосрочных целей, так как они регулярно изменяются. Однако постоянно в деятельности организации присутствует долгосрочная целевая ориентация и регулярно проводится корректировка курса с учетом возникающих новых обстоятельств и возможностей. 

      3.2. Основные направления плана маркетинга

      Исходя  из определенной стратегии развития предприятия и намеченных рыночных (маркетинговых) целей в плане  маркетинга в первую очередь необходимо определить ключевую задачу текущего момента (например - проведение ситуационного  анализа текущего положения в области маркетинга холдинга).

      Далее, мероприятия в плане маркетинга можно подразделить на следующие  основные блоки:

    • меры по активизации сбыта продукции;
    • меры по ориентации предприятия на потребителя;
    • мероприятия по сбору коммерческой информации;
    • мероприятия по подготовке аналитических материалов по анализу наиболее перспективных сегментов рынка;
    • предложения по ценообразованию;
    • предложения по ассортименту выпускаемой продукции;
    • предложения по рекламе и отношениям с общественностью.

      План  маркетинга удобнее представлять в табличной форме. Причем намечаемые к реализации мероприятия целесообразно разделить на два раздела - регулярные (в этом случае срок - это периодичность) и разовые (контрольная дата, отчетность).

      Результат может быть выражен как в количественных, так и в качественных показателях деятельности предприятия.

      Ключевая  задача текущего момента - обеспечить потребителю максимально благоприятные условия обслуживания. [13] 

      3.3. Этапы разработки плана маркетинга

      Работы, которые необходимо предварительно проделать любой организации перед началом разработки плана маркетинга:

    • выявить ключевые бизнес-процессы в организации по всем функциональным направлениям;
    • сформировать стратегию развития предприятия на совместном совещании руководителей и специалистов по финансам, маркетингу и производству.

      Кроме того, еще одна группа мероприятий  особого рода - это мероприятия  по сбору и анализу коммерческой информации. С одной стороны, эти  мероприятия дают основные исходные предпосылки для формирования стратегии, а с другой стороны сами являются строками в разработанном плане маркетинга.

      

                                                      РЫНОК

      Рис. 2. Процедура разработки плана маркетинга предприятия.

      Рассмотрим  более подробно процедуру разработки плана маркетинга предприятия, используя следующую поэтапную технологию (рис. 2).

      Этап 1. Первоначальную информацию для построения плана деятельности на рынке можно почерпнуть из анализа фактической деятельности предприятия (если такая информация накапливалась, лучше - в компьютерном виде). Данную работу проводит служба маркетинга.

      Этап 2. Для формирования стратегических установок, в том числе для установления рыночных целей, несомненно, будет полезна информация о тенденциях продаж предприятия, на каких сегментах рынка предприятие уже присутствует, а какие еще не охвачены и т.д. Работы по целеполаганию проводятся на коллективном совещании руководства предприятия.

      Этап 3. На совещании-семинаре генерируется список стратегических и тактических мероприятий для достижения поставленных целей.

      Этап 4. Финансовым отделом разрабатывается Проект финансового плана предприятия и бюджеты для подразделений и служб.

      Этап 5. Проводится оценка затрат. Суть его для рассматриваемого случая маркетинговых мероприятий состоит в следующем. Прежде всего, для каждого мероприятия оценивается его эффективность по отдаче (эффекту) на единицу затрат. Затем, все проекты упорядочиваются по мере убывания их эффективности. Далее, если выделенные финансовые средства, менее требуемых на реализацию мероприятий, Правление принимает одно из трех возможных решений:

    • выбрать наиболее эффективные мероприятия в рамках бюджета (и соответственно скорректировать в сторону уменьшения целевые установки);
    • пересмотреть бюджет в расходной и доходной части;
    • формировать новый расширенный список коммерческих и маркетинговых мероприятий.

      Этап 6. В последних двух случаях требуется дополнительное согласование бюджета мероприятий плана маркетинга.

      Этап 7. Исходя из разработанной стратегии, необходимо сформировать ориентированную на Потребителя структуру управления предприятием.

      Этап 8. Результатом предыдущих этапов будет пакет мероприятий. Далее необходимо назначить ответственных (с учетом усовершенствованной структуры управления и личностных качеств сотрудников) за реализацию мероприятий принятого плана, а также за сроки их выполнения.

      Этап 9. Реализация намеченного плана маркетинга. Его корректировка осуществляется с учетом возмущающих воздействий рынка.[7] 

      4. Разработка стратегии организации 

      4.1. Сущность стратегии организации

      Выбор стратегии и ее реализация составляют основное содержание стратегического  менеджмента.

      Совершенно  очевидно, что к одной и той  же цели можно двигаться различными способами. Например, можно наращивать прибыль путем снижения издержек. Но можно добиться этого и путем увеличения полезности для потребителя производимого организацией продукта. Разные фирмы, исходя из обстоятельств, исходя из возможностей и их силы, принимают различные решения по поводу того, как они будут решать эту задачу. Выбор способа достижения цели и будет являться решением по поводу стратегии фирмы.

      Существует  два противоположных взгляда  на понимание стратегии. Первое понимание  стратегии базируется на то, что  стратегия — это конкретный долгосрочный план достижения конкретной долгосрочной цели, а выработка стратегии — это нахождение цели и составление долгосрочного плана. Такой подход, бесспорно, основывается на том, что все изменения предсказуемы, что все происходящие в среде процессы детерминированы и поддаются полному контролю и управлению. Однако данная предпосылка неверна даже для плановой экономики. Тем более она совершенно неверна в экономике рыночной. Более того, развитие рыночных экономических систем в последние десятилетия говорит о том, что скорость процессов изменения среды, а также величина дополнительных возможностей, которые заключены в этих изменениях, постоянно возрастают. Поэтому и стратегия поведения организации в рыночной экономике должна в первую очередь нести в себе возможность получения преимуществ от изменений.

      При втором понимании стратегии, которое и используется в стратегическом менеджменте, стратегия — это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям. Такое понимание стратегии исключает детерминизм в поведении организации, так как стратегия, определяя направление в сторону конечного состояния, оставляет свободу выбора с учетом изменяющейся ситуации. В данном случае стратегию в общем виде можно охарактеризовать как выбранное направление, путь дальнейшего поведения в среде, функционирование в рамках которого должно привести организацию к достижению стоящих перед ней целей. [14] 

      4.2. Типы стратегий развития бизнеса

      Определение стратегии для фирмы принципиально  зависит от конкретной ситуации, в  которой она находится. На выбор  стратегии бизнеса влияют сильные  стороны предприятия, его цели, интересы и отношения руководства к рыночным возможностям и потенциалу фирмы, финансовые ресурсы, квалификация сотрудников, обязательства предприятия, степень зависимости от внешней среды, временной фактор, позиция предприятия относительно рынка. Можно сказать, что, сколько существует фирм, столько же существует конкретных стратегий. Однако это не означает, что невозможно провести типологизацию стратегий. Существуют общие подходы к формулированию стратегии и общие рамки, в которые вписываются стратегии.

Информация о работе Стратегический менеджмент