Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 11:46, курсовая работа
Цель исследования:
Определить инструменты и методы для всех составляющих стратегического маркетинга, анализа, прогнозирования, управления и других.
Задачи исследования:
o определить сущность и задачи стратегического менеджмента;
o определить и изучить инструменты, применяемые в стратегическом менеджменте;
o изучить методы, применяемые в стратегическом менеджменте;
o описать миссию организации и способы формирования целей;
o описать и изучить различные способы разработки стратегии организации;
o сделать выводы.
Введение……………………………………………………………………... 3
1. Сущность и задачи стратегического менеджмента…………………….. 5
2. Инструменты, применяемые в стратегическом менеджменте………… 9
2.1. Элементы среды……………………………………………………... 9
2.2. Методы анализа среды……………………………………………… 10
2.3. SWOT анализ………………………………………………………… 11
2.4. Методы и технологии обработки информации……………………. 13
3. Миссия организации и формирование целей…………………………... 16
3.1. Миссия и цели……………………………………………………….. 16
3.2. Основные направления плана маркетинга………………………… 19
3.3. Этапы разработки плана маркетинга………………………………. 19
4. Разработка стратегии организации………………………………………. 22
4.1. Сущность стратегии организации………………………………….. 22
4.2. Типы стратегий развития бизнеса………………………………….. 23
4.3. Стратегия СЗХ……………………………………………………….. 26
Заключение…………………………………………………………………… 30
Список используемой литературы……………………………………
Макроокружение создает общие условия нахождения организации во внешней среде. В большинстве случаев макроокружение не имеет специфического характера, применительно к отдельно взятой организации. Хотя степень влияния состояния макроокружения на различные организации различна, что связано с различиями, как в сферах деятельности, так и с внутренним потенциалом организаций.
Анализ внешней среды (макро- и непосредственного окружения) направлен на то, чтобы выяснить, на что может рассчитывать фирма, если она успешно поведет работу, и на то, какие осложнения могут ее ждать, если она не сумеет вовремя отвратить негативные выпады, которые может преподнести ей окружение. Анализ макроокружения включает изучение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-технического и технологического развития общества, инфраструктуры и т.п.
Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы.
Анализ
внутренней среды вскрывает те возможности,
тот потенциал, на который может рассчитывать
фирма в конкурентной борьбе в процессе
достижения своих целей. Анализ внутренней
среды позволяет также лучше уяснить цели
организации, более верно сформулировать
миссию, т.е. определить смысл и направления
деятельности фирмы. Внутренняя среда
анализируется по следующим направлениям:
кадры фирмы, их потенциал, квалификация,
интересы и т.п.; организация управления;
система производства; финансы фирмы;
маркетинг; организационная культура.
2.2. Методы анализа среды
Во
внешней среде постоянно
Т.о.,
анализ среды, как он проводится в
стратегическом управлении, направлен
на выявление угроз и
2.3. SWOT анализ
Применяемый для анализа среды метод SWOT (англ. SWOT) — сила (strength), слабость (weakness), возможности (opportunities) и угрозы (threats) — является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды.
Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, и после этого установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.
На каждом из полей (СИВ (сила и возможности); СИУ (сила и угрозы); СЛВ (слабость и возможности); СЛУ (слабость и угрозы)) исследователь должен рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации.
В отношении тех пар, которые были выбраны с поля СИВ, следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон организации для того, чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде.
Для тех пар, которые оказались на поле СЛВ, стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости.
Если пара находится на поле СИУ, то стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угрозы.
Наконец, для пар, находящихся на поле СЛУ, организация должна вырабатывать такую стратегию, которая позволила бы ей как избавиться от слабости, так и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу.
Вырабатывая стратегии, следует помнить, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованная возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент. Или наоборот, удачно предотвращенная угроза может открыть перед организацией дополнительные возможности в том случае, если конкуренты не смогли устранить эту же угрозу.
Томпсон и Стриклeнд предложили следующий примерный набор характеристик, заключение по которым должно позволить составить список слабых и сильных сторон организации, а также список угроз и возможностей для нее, заключенных во внешней среде (таблица 1).
Таблица 1. Список слабых и сильных сторон организации, и список угроз и возможностей для нее, заключенных во внешней среде
Сильные
стороны:
• выдающаяся компетентность; • адекватные финансовые ресурсы; • высокая квалификация; • хорошая репутация у покупателей; • известный лидер рынка; • возможность получения экономии от роста объема производства; • подходящая технология; • преимущества в области издержек; • преимущества в области конкуренции; • наличие инновационных способностей и возможности их реализации; •
проверенный временем |
Слабые
стороны:
• нет ясных стратегических направлений; • ухудшающаяся конкурентная позиция; • устаревшее оборудование; • недостаток управленческого таланта и глубины владения проблемами; • отсутствие
некоторых типов ключевой • отставание в области исследований и разработок; • очень узкая производственная линия; • слабое представление о рынке; • конкурентные недостатки; • ниже
среднего маркетинговые • неадекватные финансовые ресурсы |
Возможности:
• выход на новые рынки или сегменты рынка; • расширение производственной линии; • увеличение разнообразия во взаимосвязанных продуктах; • добавление сопутствующих продуктов; • вертикальная интеграция; • возможность перейти в группу с лучшей стратегией; • самодовольство среди конкурирующих фирм; • ускорение роста рынка. |
Угрозы:
• возможность появления новых конкурентов; •рост продаж замещающего продукта; • замедление роста рынка; • неблагоприятная политика правительства; • возрастающее конкурентное давление; • рецессия и затухание делового цикла; • возрастание силы торга у покупателей и поставщиков; • изменение потребностей и вкуса покупателей; • неблагоприятные демографические изменения. |
Организация может дополнить каждую из четырех частей списка теми характеристиками внешней и внутренней среды, которые отражают конкретную ситуацию, в которой она находится. После того как конкретный список слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей составлен, наступает этап установления связей между ними. Для установления этих связей составляется матрица SWOT.
Для успешного анализа окружения организации методом SWOT важно не только уметь вскрывать угрозы и возможности, но и уметь оценивать их с точки зрения важности и степени-влияния на стратегию организации. Для оценки возможностей и угроз применяется метод позиционирования каждой конкретной возможности и угрозы на матрицах возможностей и угроз. [12]
Очевидно,
что для использования
Таблица 2. Методы и технологии стратегического менеджмента
Вид работ (операций, действий) | Методы, подходы, технологии |
Ситуационный
анализ
Макроокружение организации: • экономика и политика; • технология и экология; • правовое обеспечение; • демография, общество. |
• обзоры, информационные
обобщения, проекты, отчеты, библиографические
справки, статистические рефераты;
• кабинетные исследования, разнообразные методы сегментации, сбора данных, анализа и статистической оценки; • PEST-анализ. |
Непосредственное
окружение (внешние
связи, субъекты рынка):
• заказчики; • посредники; • конкуренты; • внешние влияния; • общественность; • поставщики. |
• анализ рыночной
позиции, отношения к торговой марке
и престижа организации;
• анализ конкуренции и прочих влияний (кабинетные исследования и непосредственные наблюдения). |
Собственно
организация:
• результаты реализации целей прошлой стратегии; • оценка состояния маркетинговой совокупности; • возможности, ресурсы; • маркетинговая инфраструктура. |
• сравнительный
анализ «цели – план – факт –
оптимизация – отклонения»;
• причинный анализ, пирамидальная структура; • анализ, балльная оценка возможностей и способностей; • информационная служба, бухгалтерский и оперативный учет. |
Конфронтационный
анализ (организация
– конкуренция):
идентификация слабых и сильных сторон на основе оценки возможностей с помощью инструментария маркетинговой совокупности. |
• анализ SWOT;
• методы сравнительного анализа. |
Детальный
анализ параметров маркетинговой
совокупности:
• анализ позиций стратегических единиц в области рыночных цен; • анализ процесса продаж продукции, затрат и прибыли в течение жизненного цикла изделия; • анализ доли торговых расходов; • анализ цикла «продукция – рынок - товарооборот – прибыль – затраты». |
• анализ портфеля
заказов (по методике Boston Consulting Group, Mc Kinsey,
сочетание анализа портфеля и
поступления денежных средств);
• классификация продукции по П. Дракеру; • метод анализа сбыта в течение жизненного цикла изделий; • АВС-анализ, оптимум Парето. |
Синтез:
определение актуальных проблемных областей, узких мест, ограничений, шансов, опасностей, рисков. |
• причинный
анализ;
• анализ SWOT, анализ портфеля заказов. |
Прогнозы
и предсказания
• динамика окружения организации; • динамика параметров рынка; • динамика параметров организации. |
• сценарий развития;
• нормативный метод; • анализ временных рядов, экстраполяция тенденций, анализ критических связей; • операционные исследования, имитационные модели; • методы экспертных оценок Дельфи, мозговой атаки и др. |
Планирование
целей
• миссия организации, ее идентификация, путь развития; • выбор целевого рынка (сегментов и локальных рынков); • профилирование предложений; • целевые приоритеты, целевые траектории; • масштабы целей (технико-экономическая оценка, эффективность с учетом временных и пространственных параметров). |
• портфель заказов
(план);
• SWOT (план); • модели принятия решений, методы оценки вариантов; • операционные исследования, моделирование; • анализ риска; • методы творческого мышления при стоимостном анализе; • методы экспертных оценок. |
План
стратегических операций
• выделение стратегических предпринимательских подразделений; • типовая стратегия роста, конкурентная стратегия; • стратегические операции с помощью инструментария маркетинговой совокупности; • формулирование стратегических вариантов; • идентификация и оценка потенциально узловых проблем и рисков; • коррекция на основе обратной связи. |
• портфель заказов
(план);
• SWOT (план); • операционные исследования, моделирование; • методы теории запасов, теории массового обслуживания (очередей); • методы сетевого анализа; • анализ риска; • метод мозговой атаки, прочие методы стоимостного анализа; • методы экспертных оценок. |
Следовательно, организации работают с информацией, взятой, прежде всего, из анализов, прогнозов и изучения тенденций. Основу информационного обеспечения составляет глубокое многоуровневое исследование отечественного и иностранного рынков по широкому спектру показателей и величин, влияющих на управление и результаты работы организации. Важную роль при этом играет так называемый анализ параметров маркетинговой совокупности, который посредством информации о цене, продукции, месте ее производства и способе продвижения на рынок в значительной степени воздействует на решения, принимаемые при формировании стратегии организации. [1]
При
определении стратегических целей,
а также выборе вида и типа стратегии
применяются разнообразные
3. Миссия организации и формирование целей
3.1. Миссия и цели
Стратегический менеджмент тесно связан с понятиями: миссия и стратегическая цель. Никакая организация не может успешно выживать в конкурентной среде, если она не имеет четко определенных ориентиров, направлений, которые задают то, к чему она стремится, чего она хочет добиться своей деятельностью.
При
самом обобщенном и в то же время
при самом углубленном
В широком понимании миссия — это философия и предназначение, смысл существования организации.
В узком понимании миссия — это сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, т.е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.