Стратегический менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 11:46, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования:
Определить инструменты и методы для всех составляющих стратегического маркетинга, анализа, прогнозирования, управления и других.
Задачи исследования:
o определить сущность и задачи стратегического менеджмента;
o определить и изучить инструменты, применяемые в стратегическом менеджменте;
o изучить методы, применяемые в стратегическом менеджменте;
o описать миссию организации и способы формирования целей;
o описать и изучить различные способы разработки стратегии организации;
o сделать выводы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………... 3
1. Сущность и задачи стратегического менеджмента…………………….. 5
2. Инструменты, применяемые в стратегическом менеджменте………… 9
2.1. Элементы среды……………………………………………………... 9
2.2. Методы анализа среды……………………………………………… 10
2.3. SWOT анализ………………………………………………………… 11
2.4. Методы и технологии обработки информации……………………. 13
3. Миссия организации и формирование целей…………………………... 16
3.1. Миссия и цели……………………………………………………….. 16
3.2. Основные направления плана маркетинга………………………… 19
3.3. Этапы разработки плана маркетинга………………………………. 19
4. Разработка стратегии организации………………………………………. 22
4.1. Сущность стратегии организации………………………………….. 22
4.2. Типы стратегий развития бизнеса………………………………….. 23
4.3. Стратегия СЗХ……………………………………………………….. 26
Заключение…………………………………………………………………… 30
Список используемой литературы……………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая_инструменты.doc

— 212.50 Кб (Скачать)

      Стратегический  менеджмент

      Содержание

 
Введение……………………………………………………………………... 3
1. Сущность  и задачи стратегического менеджмента…………………….. 5
2. Инструменты, применяемые в стратегическом менеджменте………… 9
   2.1. Элементы среды……………………………………………………... 9
   2.2. Методы анализа среды……………………………………………… 10
   2.3. SWOT анализ………………………………………………………… 11
   2.4. Методы и технологии обработки  информации……………………. 13
3.  Миссия организации и формирование  целей…………………………... 16
   3.1. Миссия и цели……………………………………………………….. 16
   3.2. Основные направления плана маркетинга………………………… 19
   3.3. Этапы разработки плана маркетинга………………………………. 19
4. Разработка  стратегии организации………………………………………. 22
   4.1. Сущность стратегии организации………………………………….. 22
   4.2. Типы стратегий развития бизнеса………………………………….. 23
   4.3. Стратегия СЗХ……………………………………………………….. 26
Заключение…………………………………………………………………… 30
Список  используемой литературы………………………………………….. 32

      Введение

      Определение и реализация стратегий относятся  к числу сложных и трудоемких работ, которые раньше в на предприятиях нашей страны редко выполнялись на должном уровне. Сегодня же управление большинства предприятий ориентировано главным образом на решение краткосрочных проблем. В этих условиях часты смены задач, приоритетов деятельности, решений, следствием чего является несовершенство структуры показателей деятельности, снижение конкурентоспособности предприятий.

      Многие  предприятия напоминают временные  структуры, не обладающие необходимым  запасом интеллектуальной, организационной, экономической, производственной «прочности», позволяющей провести в случае необходимости эффективное обновление. Развитие рыночных отношений делает необходимым изменение сложившихся стереотипов хозяйствования, характера управления. В первую очередь это относится к деятельности, определяющей перспективы развития предприятий, т.е. стратегическому менеджменту.

      По  данным Ассоциации консультантов по экономике и управлению (АКЭУ) можно  выделить три уровня проблем, стоящих  перед руководителями предприятий. На первом уровне руководители объясняют существование проблем либо неблагоприятными условиями внешней среды, либо недостатками внутренней среды предприятий. Второй уровень понимания руководителями проблем объясняет их существование в основном отсутствием перспективного видения, обусловленного плохим знанием рынка, факторов, определяющих конкурентные преимущества предприятия, недостаточным уровнем квалификации и т.п. И, наконец, третий уровень понимания сути проблем включает тех руководителей, которые видят их истоки в недостаточном знании и умении мотивировать работников, разрабатывать стратегии развития предприятия, выбирать эффективные способы повышения инновационного потенциала, использовать результаты маркетинговых исследований. Различный уровень понимания сути проблем отражает представление руководителей о сложности управления организацией и их возможностях. Попытки некоторых из них управлять сложной организацией как простой из-за слабого знания современных методов руководства и организационных структур, неумения определять стратегию ценообразования и поведения предприятия на рынке - оборачивается на практике потерями, истинную величину которых трудно представить. В самом деле, если потенциальные возможности страны по наличию природных ресурсов, идей, производственных мощностей и образованию людей оцениваются экспертами как выше средних в мире, то конечные результаты деятельности, которые определяются действующей системой управления, вряд ли устроят кого-либо из нас. [6]

      Актуальность  исследования заключается в изучении и рассмотрении современных инструментов и методов стратегического маркетинга с возможностью последующего применения их на практике.

      Цель  исследования:

      Определить  инструменты и методы для всех составляющих стратегического маркетинга, анализа, прогнозирования, управления и других.

      Задачи  исследования:

    • определить сущность и задачи стратегического менеджмента;
    • определить и изучить инструменты, применяемые в стратегическом менеджменте;
    • изучить методы, применяемые в стратегическом менеджменте;
    • описать миссию организации и способы формирования целей;
    • описать и изучить различные способы разработки стратегии организации;
    • сделать выводы.
 
 
 

      1. Сущность и задачи стратегического менеджмента 

      В настоящее время стратегическое управление является важнейшим фактором успешного выживания в усложняющихся рыночных условиях. Тем не менее, постоянно можно наблюдать в действиях организаций отсутствие стратегичности, что и приводит их зачастую к поражению в конкурентной борьбе.

      Стратегическое  управление в каждый данный момент фиксирует, что организация должна делать в настоящем, чтобы достичь поставленных целей в будущем, исходя при этом из того, что окружение будет изменяться, и условия жизни организации будут изменяться тоже. Т.о. если внутрифирменное управление ориентировано на создание оптимальных управленческих условий (моделей), обеспечивающих реализацию запланированных целей, то стратегическое управление ориентировано на создание соответствующих условий конкурентоспособности и развития фирмы в зависимости от изменений внешней рыночной среды.

      На  сегодняшний день не существует однозначного достаточно четкого определения  понятия «стратегический менеджмент». Приведем наиболее распространенные определения.

      Стратегический  менеджмент – это процесс определения взаимодействия организации с ее окружением выражаемое через использование избранных целей и достижение желаемого результата путем распределения ресурсов организации в соответствии с эффективным планом действий.

      Стратегический  менеджмент – это процесс, посредством которого менеджеры устанавливают долгосрочные направления развития организации, ее специфические цели, развивают стратегии их достижения в свете всех возможных внутренних и внешних обстоятельств и принимают к исполнению выбранный план действий.

      Стратегический  менеджмент — это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей. [3]

      Содержанием стратегического менеджмента являются:

    • определение назначения и главных целей бизнеса фирмы;
    • анализ внешней среды фирмы;
    • анализ ее внутренней обстановки;
    • выбор и разработка стратегии фирмы;
    • анализ портфеля диверсифицированной фирмы, проектирование ее организационной структуры;
    • выбор степени интеграции и систем управления;
    • управление комплексом «стратегия - структура – контроль»;
    • определение нормативов поведения и политик фирмы в отдельных сферах ее деятельности;
    • обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании;
    • совершенствование стратегии, структуры, управления.

      Инструментами стратегического менеджмента являются:

    • метод экспертных оценок;
    • анализ «разрывов»;
    • анализ шансов и рисков (сильных и слабых сторон);
    • анализ портфеля;
    • метод проверочного списка;
    • метод оценки по системе баллов;
    • концепция жизненного цикла товара, и также иные методы прогнозирования, планирования и принятия решений. [7]

      В связи с вышеизложенным можно  определить основные задачи стратегического  менеджмента:

    • распределение ресурсов наиболее эффективным образом для развития организации;
    • осуществление функций планирования и контроля за реализацией поставленной стратегической цели;
    • определение наиболее перспективных направлений развития организации. [13]

      Цель  стратегического менеджмента сводиться  к формулированию стратегии, реализация которой позволит организации иметь максимальное развитие через определенный промежуток времени.

      Основные  особенности стратегического менеджмента:

      1.Ориентирован  на длительную рыночную перспективу  (5 и более лет).

      2.Предполагает  взаимодействие различных хозяйственных подразделений, осуществляющих единую хозяйственную политику.

      3.Основные  принципы стратегического менеджмента  определяются состоянием и изменениями  внешней среды.

      Алгоритм  разработки стратегической политики показан  на рис. 1 

      

 

      Рис. 1 Алгоритм разработки стратегической политики

      Существует  ряд ограничений на использование  стратегического управления, которые  указывают на то, что и этот тип  управления, равно как и все  другие, не универсален для любых  ситуаций и любых задач.

      Во-первых, стратегическое управление уже в силу своей сущности не дает, да и не может дать точной и детальной картины будущего. Вырабатываемое в стратегическом управлении описание желаемого будущего организации — это совокупность качественных пожеланий к тому, в каком состоянии должна находиться организация в будущем, какую позицию она должна занимать на рынке и в бизнесе.

      Во-вторых, стратегическое управление не может быть сведено к набору рутинных правил, процедур и схем. У него нет теории, которая предписывает, что и как делать при решении определенных задач или же в определенных ситуациях. Конечно, существует ряд рекомендаций, правил и логических схем анализа проблем и выбора стратегии, а также осуществления стратегического планирования и практической реализации стратегии.

      В-третьих, резко усиливаются негативные последствия ошибок стратегического предвидения. В условиях, когда в сжатые сроки создаются совершенно новые продукты, кардинально меняются направления вложений, когда неожиданно возникают новые возможности для бизнеса и на глазах исчезают возможности, существовавшие много лет, цена расплаты за неверное предвидение и соответственно за ошибки стратегического выбора становится зачастую роковой для организации. Особенно трагическими последствия неверного прогноза бывают для организаций, осуществляющих безальтернативный путь функционирования либо же реализующих стратегию, не поддающуюся принципиальной корректировке. [2] 
 
 
 

2. Инструменты, применяемые в стратегическом менеджменте 

      2.1. Элементы среды

      В стратегическом управлении анализ среды  предполагает изучение трех элементов: макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды.

Информация о работе Стратегический менеджмент