Стратегический менеджмент: понятие, сущность, значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 00:38, реферат

Описание работы

В целом стратегический менеджмент призван решить в принципе: в каком качественном состоянии данная конкретная организация должна быть в заданной стратегической перспективе; какую принципиальную позицию организация должна занять на соответствующем рынке; как на качественном уровне надо изменить рыночные ниши организации по всем направлениям деятельности и т.д.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
1. Общая характеристика стратегического менеджмента……………………..
1.1. Понятие стратегического менеджмента………………………………...
1.2. Эволюция теорий стратегического менеджмента………………………
1.3. Становление стратегического менеджмента как самостоятельной исследовательской области и управленческой практика……………..
1.4. Модель стратегического менеджмента………………………………….
2. Сущность стратегического менеджмента……………………………………
2.1. Сущность стратегического менеджмента……………………………….
2.2. Характерные особенности и принципы стратегического менеджмента……………………………………………………………..
2.3. Понятия и виды стратегий.………………………………………………
3. Значение стратегического менеджмента…………………………………….
3.1. Значение использования стратегического менеджмента в деятельности предприятия………………………………………………………
3.2. Основные требования к стратегическому менеджеру………………...
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

менеджмент.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

     Другое  определение стратегического менеджмента – это деятельность по обеспечению реализации целей организации в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды, позволяющая оптимально использовать существующий потенциал и оставаться восприимчивой к внешним изменениям.

     Стратегический менеджмент можно определить как такое управление организацией, которое:

    • осуществляет гибкое регулирование, своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ;
    • ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей;
    • опирается на человеческий потенциал, как основу организации.

     Система стратегического менеджмента, получившая развитие на современном этапе, предусматривает:

    • выделение ресурсов корпорации под стратегические цели независимо от фактической структуры управления производственно хозяйственной деятельностью;создание центров руководства каждой стратегической целью;
    • оценку и стимулирование производственных подразделений и их руководителей по степени достижения стратегических целей.

     Это в совокупности позволяет организации  выживать и развиваться, достигая своей  цели в долгосрочной перспективе. 

     Цель  стратегического менеджмента сводится к формулированию стратегии, реализация которой позволит организации иметь максимальное развитие через определенный промежуток времени.

Основные  особенности стратегического менеджмента:

        1. Ориентирован на длительную рыночную перспективу (5 и более лет).
        2. Предполагает взаимодействие различных хозяйственных подразделений, осуществляющих единую хозяйственную политику.
        3. Основные принципы стратегического менеджмента определяются состоянием и изменениями внешней среды.

     Алгоритм  разработки стратегической политики показан  на рис. 3

     

     Рис. 3 Алгоритм разработки стратегической политики.

    Существует  ряд ограничений на использование  стратегического управления, которые  указывают на то, что и этот тип  управления, равно как и все  другие, не универсален для любых  ситуаций и любых задач.

    Во-первых, стратегическое управление уже в  силу своей сущности не дает, да и не может дать точной и детальной картины будущего. Вырабатываемое в стратегическом управлении описание желаемого будущего организации — это совокупность качественных пожеланий к тому, в каком состоянии должна находиться организация в будущем, какую позицию она должна занимать на рынке и в бизнесе.

    Во-вторых, стратегическое управление не может  быть сведено к набору рутинных правил, процедур и схем. У него нет теории, которая предписывает, что и как  делать при решении определенных задач или же в определенных ситуациях. Конечно, существует ряд рекомендаций, правил и логических схем анализа проблем и выбора стратегии, а также осуществления стратегического планирования и практической реализации стратегии.

    В-третьих, резко усиливаются негативные последствия ошибок стратегического предвидения. В условиях, когда в сжатые сроки создаются совершенно новые продукты, кардинально меняются направления вложений, когда неожиданно возникают новые возможности для бизнеса и на глазах исчезают возможности, существовавшие много лет, цена расплаты за неверное предвидение и соответственно за ошибки стратегического выбора становится зачастую роковой для организации. Особенно трагическими последствия неверного прогноза бывают для организаций, осуществляющих безальтернативный путь функционирования либо же реализующих стратегию, не поддающуюся принципиальной корректировке. 

    1. Характерные особенности и  принципы стратегического  менеджмента
 

      Особенностями выработки стратегии является то, что она осуществляется на высшем уровне управления и основана на решении следующих задач:

    • разработка стратегических целей компании;
    • оценка ее возможностей и ресурсов;
    • анализ тенденций в области маркетинговой деятельности;
    • оценка альтернативных путей деятельности; определение стратегии на перспективу;
    • подготовка детальных оперативных планов, программ и бюджетов;
    • оценка деятельности фирмы на основе определенных критериев с учетом намеченных целей и планов.

      Исходя  из необходимости решения вышеперечисленных  задач, в процессе разработки стратегии производится оценка потенциала фирмы, ее возможностей и ресурсов для достижения общих целей; анализ внутренних факторов, обеспечивающих рост и укрепление позиций фирмы: коммерческих, технологических, социальных; анализ внешних факторов, требующих принятия мер, направленных на приспособление к изменившимся условиям и возникшим ситуациям; оценка альтернативных направлений деятельности фирмы и выбор оптимальных вариантов для достижения поставленных целей; принятие решений, взятых за основу при разработке долгосрочных планов функционирования и развития фирмы.

    На  основе проведенного анализа, в процессе разработки стратегии происходит

    • формирование  стратегического мышления путем  обсуждения и согласования с управленческим линейным аппаратом концепции развития фирмы в целом;
    • рекомендация новых стратегий развития, создание новых видов изделий, совершенствование уже выпускаемой продукции,;
    • формулирование проектов целей и подготовка директив для долгосрочного планирования;
    • разработка стратегических планов и контроль за их выполнением.

      Принятие  и проведение своевременных решений  в связи с возникновением неожиданных  ситуации (меры правительства, действия иностранных конкурентов, результаты научно-технических достижении) требуют  применения в управлении системы так называемого ранжирования стратегических задач.

      Эта система предусматривает следующее:

    • проведение постоянного наблюдения и анализ внешних факторов: рыночных, научно-технических, общеэкономических, социальных, политических;
    • доведение результатов анализа и их оценки до высшего руководства фирмы, которое проводит ранжирование задач по степени принятия по ним решений и очередности использования:

       а)  самые срочные и важные, требующие  немедленного рассмотрения,

      б) важные задачи средней срочности, которые могут быть решены в пределах следующего планового периода,

      в)  важные, но не срочные задачи, требующие  постоянного контроля;

      г)  задачи, не заслуживающие внимания и не требующие принятия по ним  решений.

     Срочные задачи передаются немедленно проектным  группам для принятия по ним решений, а также соответствующим оперативно-хозяйственным  подразделениям — производственным отделениям. Работа по ранжированию задач и выделению из них наиболее приоритетных ведется высшим руководством фирмы постоянно, также как и последующий контроль за их выполнением.

      Стратегический  менеджмент основывается на стратегических целях компании, а именно, не на нынешней, а на будущей структуре хозяйственной деятельности, не на имеющемся, а на создаваемом научном, производственном, сбытовом потенциале фирмы, под который целевым направлением выделяются ресурсы. 

    1. Понятия и виды стратегий
 

      В основе стратегического менеджмента  организации лежит понятие стратегии. В деятельности предприятия можно выделить стратегические и тактические аспекты. Различие между ними состоит в том, сто они характеризуют разные состояния предприятия: развитие и функционирование. Именно понятие стратегии определяется развитие предприятия: в результате стратегии определяется развитие предприятия: в результате разработки стратегии мы должны получить ответы на основные вопросы по развитию предприятия.

      В экономике под стратегией понимается комплекс долгосрочных мер или подходов.

      В стратегическом планировании под стратегией понимается комплекс целей и основных задач по их достижению.

      В более узком смысле стратегия  представляет собой план наиболее эффективного распределения ресурсов для достижения целей.

      В рыночной экономике существует три  направления формирования стратегии:

    • Достижение лидерства в области минимизации затрат;
    • Специализация;
    • Фиксация определенного сегмента рынка и концентрация усилий предприятия на этом сегменте рынка

    Процесс формирования стратегий включает три  этапа:

    1. Формирование  общей стратегии предприятия;
    2. Формирование конкурентной стратегии предприятия;
    3. Определение функциональных стратегий

      Общая стратегия организации формируется  высшим руководством. Все разнообразие общих стратегий может быть сведено  к стратегиям:

      • Стабильности (сосредоточения на существующих направлениях бизнеса и их поддержка, обычно используется крупными фирмами, которые доминируют на рынке);
      • Роста (увеличение предприятия, часто через захват новых рынков сбыта);
      • Сокращения (применяется в случаях, когда выживание организации находится под угрозой)

      Конкурентная  стратегия нацелена на достижение конкурентных преимуществ. Если предприятие занято только одним видом бизнеса, то эта  стратегия является частью общей  стратегии. В противном случае разрабатывается  несколько конкурентных стратегий

      Функциональные стратегии характеризуют  цели и задачи предприятия в рамках всех функциональных всех функциональных областей предприятия;

    • Стратегия научно-исследовательских и опытно-констукторских разработок (обобщает все идеи о новом продукте – от его первоначальной разработки до внедрения на рынок);
    • Производственная стратегия (сосредоточена на решениях о необходимых мощностях, размещениях промышленного оборудования);
    • Маркетинговая стратегия (заключатся в определении подходящих продуктов, услуг и рынков, которым они могут быть предложены);
    • Финансовая стратегия (отвечает за прогнозирование финансовых показателей стратегического плана, оценку инвестиционных проектов, распределение и контроль финансовых ресурсов);
    • Стратегия управления персоналом (решает проблемы повышения привлекательности труда, мотивации, аттестации персонала и т.д.)
 
  1. ЗНАЧЕНИЕ  СТРАТЕГИЧЕСКОГО  МЕНЕДЖМЕНТА
 

      3.1. Значение использования  стратегического  менеджмента в  деятельности предприятия 

     Внешняя среда, в которой действуют ныне разнообразные по форме хозяйственные организации, становится качественно иной: постоянно повышается степень ее неопределенности, появляются неучтенные факторы риска. Управление должно быть теперь более приспособленным к рыночной саморегуляции. Все чаще говорят о новой роли менеджмента, новых подходах к стратегическому планированию и управлению.

     Примеры использования стратегического  подхода к управлению деловыми организациями  начали прослеживаться еще в 20-30-х  годах нынешнего столетия. Но понятие  стратегии вошло в лексикон менеджмента лишь в 50-е годы, когда реакция компаний и фирм на неожиданные изменения во внешней рыночной среде приобрела исключительно важное значение.

     Существует  множество определений стратегии, но их можно свести к одному - как установленной на достаточно длительный период совокупности норм, ориентиров, направлений, сфер, способов и правил деятельности, обеспечивающих рост и высокую конкурентную способность организации, укрепляющих позиции на рынке, повышающих способность к выживанию в конкретной ситуации.

     Стратегия выступает не только в качестве инструмента обоснования, выработки и реализации долгосрочных целей и задач производственного, научно-технического, экономического, организационного и социального характера, не только как фактор, регулирующий деятельность организации до тех пор, пока намеченные цели и задачи не будут достигнуты, но одновременно и как средство связи предприятия с внешней рыночной средой.

Информация о работе Стратегический менеджмент: понятие, сущность, значение