Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 00:38, реферат
В целом стратегический менеджмент призван решить в принципе: в каком качественном состоянии данная конкретная организация должна быть в заданной стратегической перспективе; какую принципиальную позицию организация должна занять на соответствующем рынке; как на качественном уровне надо изменить рыночные ниши организации по всем направлениям деятельности и т.д.
Введение…………………………………………………………………………..
1. Общая характеристика стратегического менеджмента……………………..
1.1. Понятие стратегического менеджмента………………………………...
1.2. Эволюция теорий стратегического менеджмента………………………
1.3. Становление стратегического менеджмента как самостоятельной исследовательской области и управленческой практика……………..
1.4. Модель стратегического менеджмента………………………………….
2. Сущность стратегического менеджмента……………………………………
2.1. Сущность стратегического менеджмента……………………………….
2.2. Характерные особенности и принципы стратегического менеджмента……………………………………………………………..
2.3. Понятия и виды стратегий.………………………………………………
3. Значение стратегического менеджмента…………………………………….
3.1. Значение использования стратегического менеджмента в деятельности предприятия………………………………………………………
3.2. Основные требования к стратегическому менеджеру………………...
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………
Эта проблема нахождения методов и форм эффективного менеджмента осознавалась уже классиками дисциплины. Известно, например, сколько интеллектуальных усилий затратили А. Файоль или Ф. Тейлор при разработке теории эффективного менеджмента и выделения принципов и правил результативного управления. Однако решение этой проблемы лежало не на пути уточнения дефиниций, а в расширении сферы управленческих исследований и совершенствовании их методологии и техники. Так возникли школы и направления в менеджменте, которые делали акценты, например, на мотивации и взаимоотношениях людей в процессе труда (школа человеческих отношений и психологическая школа), совершенствовании организационных структур (системный анализ, структурно-функциональный подход), оптимизации трудовых процессов (научная организация труда), организационной культуре, коммуникациях и т.д.
Важно отметить, что возникновение различных школ и направлений теории менеджмента всякий раз определялось новыми реалиями, с которыми сталкивались организации, работающие, прежде всего, в сфере бизнеса. Так, например, в первой четверти XX в., когда бурно развивалась тяжелая индустрия, требовалось большое количество низкоквалифицированных рабочих, которые были обеспокоены главным образом тем, как подороже продать свой труд. В свою очередь, собственники и управляющие предприятиями были заинтересованы в том, чтобы получить за оговоренную оплату труда максимальную трудовую отдачу от нанятых работников. Ответить на вопрос, как выполнить эти требования, и было призвано сложившееся первым направление в дисциплине - школа научного менеджмента (Ф.Тейлор, Г. Гантт, X.Эмерсон и др.).
В
30-50-е годы в США требования к рабочей
силе изменились: возник дефицит высококвалифицированных
рабочих, выполняющих сложную работу на
дорогостоящем оборудовании. Управление
таким персоналом требовало развитой
системы мотивации, учета разнообразия
ожиданий от работы, роста затрат на переподготовку
и повышение
квалификации
кадров. Отклик на эти новые потребности
бизнеса со стороны теории менеджмента
выразился в появлении психологической
школы, которая сконцентрировала внимание
на проблемах человеческого фактора на
производстве. Подобные примеры связи
изменений условий ведения бизнеса и соответствующих
теоретических разработок, предлагающих
новые условия организации труда и управления,
можно привести еще. Не является исключением
из этого ряда и возникновение теории
стратегического менеджмента.
Ограничиваясь пока самым общим представлением,
согласно которому стратегический
менеджмент
есть процесс планирования, определения
и осуществления деятельности организации
в долговременной перспективе, отметим,
что его возникновение как самостоятельной
научной дисциплины также было связано
с новыми условиями деятельности корпораций,
прежде всего в США, сложившимися к началу
1960-х годов. Эти условия определялись,
во-первых, технологическими взрывами,
вызванными научно-технической революцией,
требующими прогнозирования новых производственно-
Становление
стратегического менеджмента
1. Бюджетирование и контроль. Эти управленческие функции активно разрабатывались и совершенствовались уже в первой четверти. XX в. Значительный вклад в их развитие внесла школа научного менеджмента. Так, например, диаграммы Г. Гантта (полосовые диаграммы) и в паши дни являются одним из самых распространенных методов планирования. Основная посылка бюджетирования и контроля — представление о стабильной среде организации, как внутренней, так и внешней: существующие условия деятельности фирмы (например, технологии, конкуренция, степень доступности ресурсов, уровень квалификации персонала и т.п.) в будущем существенно не изменятся. Перемена начальных условий рассматривается как препятствие, преодолимое на основе прошлого опыта. Бюджетирование и контроль по-прежнему являются важнейшими методами управления, однако в настоящее время более точно определена область их успешного применения — это гак называемые «жесткие» проблемы, которые характеризуются определенностью задач, средств для их решения, необходимого количества ресурсов; применением известных методов достижения целей и определенными временными рамками. Позже, в 70-е годы, в методологии менеджмента широкое распространение получил взгляд, согласно которому «жесткие» проблемы не исчерпывают все проблемное поле менеджмента и должны быть дополнены «мягкими» проблемами, которые характеризуются неустранимыми (по крайней мере, без использования специальных процедур) неопределенностями в исходных параметрах ситуаций, рассматриваемых как управленческие задачи.
2. Долгосрочное планирование. Этот метод сформировался в 1950-е годы. Он основывается на выявлении текущих изменений определенных экономических показателей деятельности организации и экстраполяции выявленных тенденций (или трендов) в будущее. Этот подход оказался наиболее полезным для планирования использования ресурсов в долгосрочной перспективе с учетом как потенциального роста компании, так и запланированного сокращения производства того или иного вида продукции или услуг.
3. Стратегическое планирование. Его широкое применение в практике бизнеса начинается с конца 1960-х — начала 1970-х годов. Этот подход основывается на выявлении трендов не только экономического развития корпорации, но и среды ее существования. Среда понимается как сложная, структурированная система факторов, воздействующая на организацию и ее конкурентов. Нестабильность среды при этом рассматривается как решающий фактор планирования. Такое планирование с учетом существующих тенденций в изменении конкурентного окружения опирается на выявленные сильные и слабые стороны организации, благоприятные возможности, предоставляемые переменами в окружении и угрозами со стороны конкурентов и социальных, политических, технологических и экономических факторов окружения.
4.
Стратегический менеджмент.
Как самостоятельная дисциплина он появляется
в середине 1970-х годов. Подобно стратегическому
планированию, стратегический менеджмент
основывается на изучении изменений во
внешней среде организации. Однако этот
подход не сводится к восприятию окружения
как фактора, ограничивающего процесс
организационного планирования, но предполагает
установление ясно определенных целей
и разработку путей их достижения на основе
использования сильных сторон организации
и благоприятных возможностей среды, а
также компенсации слабых сторон и методов
избежания угроз.
1.4. Модель стратегического
менеджмента
Модель стратегического менеджмента, представленная на рис.2, является синтезом известных подходов, подтвердивших на практике свою эффективность.
Рис.2. Модель стратегического менеджмента
Модель наглядно показывает, что стратегический менеджмент представляет собой замкнутый управленческий процесс с обязательной и существенно значимой обратной связью. Модель также показывает, что стратегическое управление является циклической профессиональной деятельностью, имеющей свою собственную достаточно сложную структуру и несколько направлений внутренней специализации.
В целом модель отражает 8 основных этапов стратегического менеджмента. Эти этапы представляют следующую пошаговую процедуру действий универсального замкнутого стратегического цикла.
1.
Проведение диагностики
2. Системный стратегический анализ конкретной ситуации по конкретной организации.
3.
Установление миссии
4.
Разработка стратегий основных
подсистем организации (
5.
Установление полной системы
стратегических приоритетов (
6.
Сведения всех стратегий в
единую общую стратегию.
7.
Реализация общей стратегии
8.
Стратегический контроллинг в
качестве комплексной
В рамках данной модели стратегический менеджмент представляется в качестве непрерывного и динамичного процесса. Для реализации его высокопрофессиональная и рационально специализированная управленческая деятельность оптимальным образом распределяется по всей структуре организации.
В
представленном контексте весь стратегический
менеджмент сводится к процессу управления
стратегическими изменениями, а эффективность
стратегического менеджмента – к эффективности
и особому качеству соответствующих стратегических
преобразований.
Сущность
стратегического менеджмента
Для ответа на первый вопрос менеджеры должны хорошо понимать текущую ситуацию, в которой находится предприятие, прежде чем решать, куда двигаться дальше. А для этого необходима информационная основа, обеспечивающая процесс принятия стратегических решений соответствующими данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций.
Второй вопрос отражает такую важную особенность стратегического менеджмента, как его ориентация на будущее. Для ответа на него необходимо четко определить, к чему стремиться, какие цели ставить.
Третий вопрос стратегического менеджмента связан с реализацией выбранной стратегии, в ходе которой может происходить корректировка двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими или ограничениями данного этапа являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет реализовывать выбранную стратегию.
И. Ансофф (Ansoff) рекомендует рассматривать стратегическое управление как состоящее из двух взаимодополняющих подсистем: анализа и выбора стратегической позиции и оперативного управления в реальном масштабе времени. Таким образом, стратегический менеджмент в отличие от стратегического планирования является действенно ориентированной системой, которая включает в рассмотрение процесс реализации стратегии, а также оценку и контроль. Причем осуществление стратегии – это ключевая часть стратегического управления, так как при отсутствии механизмов реализации стратегический план остается лишь фантазией.
Отличия стратегического менеджмента от стратегического планирования помимо того, что они связаны с процессом реализации стратегии, определяются еще несколькими важными факторами:
Информация о работе Стратегический менеджмент: понятие, сущность, значение