Стратегический менеджмент: понятие, сущность, значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 00:38, реферат

Описание работы

В целом стратегический менеджмент призван решить в принципе: в каком качественном состоянии данная конкретная организация должна быть в заданной стратегической перспективе; какую принципиальную позицию организация должна занять на соответствующем рынке; как на качественном уровне надо изменить рыночные ниши организации по всем направлениям деятельности и т.д.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
1. Общая характеристика стратегического менеджмента……………………..
1.1. Понятие стратегического менеджмента………………………………...
1.2. Эволюция теорий стратегического менеджмента………………………
1.3. Становление стратегического менеджмента как самостоятельной исследовательской области и управленческой практика……………..
1.4. Модель стратегического менеджмента………………………………….
2. Сущность стратегического менеджмента……………………………………
2.1. Сущность стратегического менеджмента……………………………….
2.2. Характерные особенности и принципы стратегического менеджмента……………………………………………………………..
2.3. Понятия и виды стратегий.………………………………………………
3. Значение стратегического менеджмента…………………………………….
3.1. Значение использования стратегического менеджмента в деятельности предприятия………………………………………………………
3.2. Основные требования к стратегическому менеджеру………………...
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

менеджмент.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ___________________________________________________________________________________________________________________

НОУ ВПО «Московский  институт управления» 

Кафедра экономики и управления

Специальность «Экономика и управление на предприятии (в природопользовании)»

Форма обучения: заочная 
 

РАБОТА  ПО ПРОЙДЕННОМУ КУРСУ 

студента ___________ учебной группы

__________Эдемской Ирины Эдуардовны_____________________

(ФАМИЛИЯ,  ИМЯ, ОТЧЕСТВО) 

По дисциплине: «               МЕНЕДЖМЕНТ                                                       »

Тема: «      Стратегический менеджмент: понятие, сущность, значение           » 
 

Руководитель:_______________________

                                                                                                                                                      (ученая степень, звание) 

_______________________________________________________

                                                                                                     (ФАМИЛИЯ, ИНИЦИАЛЫ) 
 
 

«_____» ______________ 200_г. 
 
 
 
 
 

МОСКВА 2008 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 
 
Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Общая  характеристика стратегического  менеджмента…………………….. 4
    1.1. Понятие стратегического менеджмента………………………………... 4
    1.2. Эволюция теорий стратегического  менеджмента……………………… 5
        1.3. Становление  стратегического менеджмента как  самостоятельной        исследовательской области и  управленческой практика……………..
 
7
        1.4. Модель стратегического менеджмента………………………………….
12
2. Сущность  стратегического менеджмента…………………………………… 14
    2.1. Сущность стратегического менеджмента………………………………. 14
        2.2. Характерные  особенности и принципы стратегического  менеджмента……………………………………………………………..
 
18
    2.3. Понятия и виды стратегий.……………………………………………… 20
3. Значение  стратегического менеджмента……………………………………. 22
     3.1. Значение использования стратегического  менеджмента в деятельности предприятия………………………………………………………  
22
     3.2. Основные требования к стратегическому  менеджеру………………... 25
Заключение………………………………………………………………………. 26

Список  литературы………………………………………………………………

29

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     Современное состояние рыночной экономики характеризуется  усиливающейся нестабильностью внешней среды. События становятся все более непривычными и неузнаваемыми; повышаются темпы изменений, которые значительно превосходят скорости ответных реакций организации; возрастает частота появления неожиданных событий, их непредсказуемость.

     В таких условиях становится невозможным осуществлять управление путем реакции на уже возникшие проблемы на основе предшествующего опыта или его экстраполяции. Для своевременной и эффективной ответной реакции необходимы предвидение, исследования и творчество. Все это требует использования специфических моделей принятия и реализации стратегических решений.

     Стержнем  современного стратегического управления становится стратегия организации, точнее, система стратегий, включающая ряд взаимосвязанных конкретных маркетинговых, предпринимательских и функциональных стратегий. Правильно выбранная стратегия является первым важнейшим результатом и эффективным механизмом стратегического управления, поскольку она целеустремляет и мобилизует использование всего потенциала организации в определенных направлениях, гарантирующих достижение успеха.

     Стратегическое  управление представляет собой органическую часть системы управления организацией в целом. Цикл стратегического управления имеет долгосрочный период и включает в себя несколько циклов оперативного и текущего управления, обеспечивая непрерывность процесса реализации стратегии. Создание эффективного механизма управления является, наряду с разработкой стратегии, важнейшим результатом стратегического управления.

     Стратегии и механизмы управления взаимно обуславливают друг друга: механизмы управления адаптируются к вновь формируемой стратегии, а при невозможности этого – стратегия адаптируется к реальному механизму управления.

     В целом стратегический менеджмент призван  решить в принципе: в каком качественном состоянии данная конкретная организация должна быть в заданной стратегической перспективе; какую принципиальную позицию организация должна занять на соответствующем рынке; как на качественном уровне надо изменить рыночные ниши организации по всем направлениям деятельности и т.д.

     В итоге все наработки стратегического  менеджмента могут сводиться  к полноценному обоснованию стратегического  конкурентного преимущества, которое  является желательным для данной конкретной организации в данной перспективе, а также к заданию соответствующих стратегических целей по его достижению. 

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО  МЕНЕДЖМЕНТА
 

     Термин  «стратегическое управление» был  введен в оборот на рубеже 60-70 годов, чтобы подчеркнуть различия между  руководством фирмой и руководством текущей деятельностью предприятий, входящих в нее (производственными, снабженческо-сбытовыми, кадровыми процессами).

      Как академическая дисциплина стратегический менеджмент начал формироваться  после выхода книги Ричарда Румелта  «Стратегия, структура и результаты» в 1974 году. Следующий важный вклад был сделан Майклом Портером и его книгой «Конкурентная стратегия», которая вышла в 1980 году. Поскольку данная дисциплина молода и охватывает очень сложные процессы современного управления в бизнесе, то не существует однозначного достаточно четкого ее определения. Приведем наиболее распространенные определения. 

    1. Понятие стратегического  менеджмента
 

     Стратегический  менеджмент – это процесс, посредством  которого менеджеры устанавливают  долгосрочные направления развития организации, ее специфические цели, развивают стратегии их достижения в свете всех возможных внутренних и внешних обстоятельств и принимают к исполнению выбранный план действий.

     Стратегический  менеджмент – это процесс формирования целей организации и управления для их достижения.

     Стратегический  менеджмент – это процесс оценки внешней среды, формулирования организационных  целей, принятия решений, их реализация и контроль, сфокусированные на достижение целей в настоящей и будущей внешней среде организации.

     Стратегический  менеджмент представляет собой набор  процедур и решений, с помощью  которых разрабатывается стратегия  предприятия, обеспечивающая достижение целей его функционирования

     В научной и методической литературе представлено достаточное количество вариантов определений стратегического менеджмента, которые акцентируют внимание на тех или иных аспектах этого сложного управленческого процесса. Однако все они сводятся к одному из трех подходов (или их комбинации):

анализ окружения, акцентирующий внимание на параметрах организационного окружения;

цели и средства, основывающиеся на определении долгосрочных целей организации и путей их достижения;

деятельностный подход, ставящий во главу угла деятельность по реализации стратегии. 

      1.2. Эволюция теорий  стратегического  менеджмента 

      Для того чтобы понять стратегический менеджмент, полезно кратко ознакомиться с его  историей и рассмотреть ключевые идеи. Стратегический менеджмент развился на основе преподавания и изучения делового администрирования (управления бизнесом). Корни преподавания стратегического менеджмента прослеживаются от бизнес-политики, или курса общего менеджмента, который к 1960-м годам стал обязательным курсом бизнес-школ, завершающим программу изучения бизнеса. Преподаватели бизнес-политики столкнулись с необходимостью систематического осмысления стратегий, применяемых компаниями, что, в конце концов, привело к самостоятельному изучению стратегического менеджмента.

      С исследовательских, аналитических  позиций можно выделить четыре периода эволюции теорий стратегического менеджмента (рис. 1). С теоретической точки зрения, недавно оформившиеся теории стратегического менеджмента (такие, как подход к фирме с позиций ее ресурсов) сместили фокус внимания в сторону внутренних аспектов компании, чьи характеристики представляли основное поле исследований на ранних стадиях развития стратегического менеджмента. Самые первые исследователи стратегий Andrews и Ansoff больше внимания уделяли содержанию понятия «лучшая практика ведения бизнеса», которая обеспечивает успех компании. Приверженцы этого направления в основном интересовались осмыслением внутреннего механизма развития компании, так называемого «черного ящика», и утверждали, что постоянный успех компании является функцией ее внутренних и уникальных конкурентных ресурсов.

   

Внешнее                    Экономика организации

факторы             промышленности 
 
 
 
 

Фокус на               Организационная экономика

организационных

факторах 
 
 

Внутренние           Ранний этап                                                      Ресурсный подход

 факторы              

                     Ранее время                        Время                   Последнее время

               

  Рис. 1. Эволюция теорий стратегического  менеджмента

      В течение следующего периода развития стратегического менеджмента и теоретически и методологически отошел от особенностей ранней стадии и переключил внимание на экономику организации отрасли. Начиная с 1970-х годов, исследования сосредоточились на экономике организации отрасли, теоретические основы которой были заложены в работах Mason (1939) и Bain (1968). В работе Hoskisson (1999) утверждается, что этот переход к новому объекту изучения с внутренних на внешние по отношению к компании факторы, а именно на структуру отрасли и сохранение конкурентных позиций в ее пределах. Экономика организации отрасли рассматривает структурные аспекты отрасли, в то время как работы по стратегическим группам сфокусированы преимущественно на группировании фирм в пределах отрасли. В современном стратегическом менеджменте  весьма популярные области исследования – стратегические группы и конкурентная динамика.

      На  третьем этапе эволюционного  развития теорий стратегического менеджмента  отчетливо прослеживается возврат  к фирме как объекту изучения. Возрождение интереса к внутренним характеристикам компании со всей очевидностью проявляется в том, что основной акцент делается на конкурентную динамику и граничные взаимоотношения фирмы с окружающей средой. Стратегический менеджмент значительно ближе придвинулся к фирме и прямому конкурентному соперничеству между конкурентными компаниями в рамках конкурентной внешней среды. Наконец, в последнее время популярность подхода с точки зрения ресурсов снова привлекла внимание к внутренней сфере компании. С теоретических позиций в центре ресурсного подхода находятся фундаментальные вопросы о причинах различий между компаниями и способах достижения и поддержания ими конкурентного преимущества. 

      1.3 Становление стратегического менеджмента как самостоятельной исследовательской области и управленческой практики 

      Понятие «менеджмент» широко известно не только специалистам в области управления. В самом общем смысле менеджмент означает профессионализм или даже искусство в деле эффективного управления организацией. При этом эффективное управление может обозначать разные понятия. Например, неуклонное и последовательное продвижение в направлении установленных целей, или результаты, свидетельствующие о росте прибыли или снижении числа жалоб клиентов. Под этим могут подразумеваться успехи в повышении качества обслуживания, расширении сети филиалов или внедрении новых технологий производства. Ряд примеров подобного рода, показывающих широту понимания менеджмента, можно продолжить. Менеджмент - это эффективное управление, критерии оценки качества которого меняются в зависимости от типа организации, отрасли, в которой он функционирует, его социальной значимости и многих других параметров. Таким образом, менеджмент - широкое понятие с неопределенными границами. Неопределенность возрастает, если сконцентрироваться на аспекте «искусства» управления. Искусство - это всегда присутствие чего-то субъективного, иррационального, интуитивного, выходящего за рамки рациональных схем и правил. Особенно значимо искусство управления в тех случаях, когда главные проблемы организации связаны с поведением и взаимоотношениями людей - самыми сложными проблемами организационной жизни. Интуиция, воля, такт, лидерство — в этих и подобных понятиях проявляется хороший менеджмент по отношению к людям и их группам как внутри организации, так и вне ее, но с которыми организация связана в своей деятельности.

Информация о работе Стратегический менеджмент: понятие, сущность, значение