Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:17, курсовая работа
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в условиях стремительного роста числа враждебных поглощений и неоправданных с экономической точки зрения слияний, необходимым становится создание такой структуры взаимовыгодного сотрудничества, которая в сложившихся рыночных условиях обеспечивала бы высокое качество корпоративного управления. В этом отношении стратегический альянс представляет собой выгодную альтернативу слияниям и поглощениям, так как предполагает создание союза независимых компаний, имеющих общие цели и готовых объединить свои ресурсы в ходе реализации совместного проекта. Таким образом, формирование стратегических альянсов является принципиально новой корпоративной стратегией, а всестороннее исследование качественных характеристик этой формы межфирменной кооперации является в настоящее время актуальной задачей и имеет прикладное значение для развития российского рынка корпоративного контроля, поскольку возможность вступать в альянсы может дать компаниям серьезное стратегическое преимущество.
Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1 Основные теоретические аспекты анализа стратегических альянсов как формы межфирменных образований…………………………………………………….5
1.1 Содержание и основные характеристики стратегических альянсов…………..5
1.2 Обобщенная классификация стратегических альянсов………………………...8
1.3 Стратегический альянс как фактор развития конкуренции………………..…13
Глава 2 Механизм и практика формирования стратегических альянсов…………….16
2.1 Этапы создания и жизненный цикл стратегических альянсов………………..16
2.2 Зарубежный и российский опыт создания международных стратегических
альянсов………………………………………………………………………………22
Глава 3 Практика создания стратегического альянса на примере корпоративного взаимодействия ОАО «Лукойл» и компании «КонокоФиллипс»…………………….27
3.1 Характеристика организаций, вступающих в международное сотрудничество…………………………………………………………………………..27
3.2 Процесс реализации стратегического партнерства в соответствие с этапами
формирования стратегических отношений………………………………………...30
Заключение……………………………………………………………………………….37
Список использованных источников…………………………………………………...38
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Основные
теоретические аспекты анализа стратегических
альянсов как формы межфирменных образований…………………………………………………
1.1 Содержание
и основные характеристики
1.2 Обобщенная
классификация стратегических
1.3 Стратегический альянс как фактор развития конкуренции………………..…13
Глава 2 Механизм и практика формирования стратегических альянсов…………….16
2.1 Этапы
создания и жизненный цикл
стратегических альянсов……………….
2.2 Зарубежный и российский опыт создания международных стратегических
альянсов…………………………………………………………
Глава 3 Практика создания стратегического альянса на примере корпоративного взаимодействия ОАО «Лукойл» и компании «КонокоФиллипс»…………………….27
3.1 Характеристика
организаций, вступающих в международное
сотрудничество…………………………………………
3.2 Процесс
реализации стратегического
формирования стратегических отношений………………………………………...30
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников………………………………………………….
Введение
В современной
экономике наиболее эффективными являются
те структуры, которые функционируют
на принципах свободной
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в условиях стремительного роста числа враждебных поглощений и неоправданных с экономической точки зрения слияний, необходимым становится создание такой структуры взаимовыгодного сотрудничества, которая в сложившихся рыночных условиях обеспечивала бы высокое качество корпоративного управления. В этом отношении стратегический альянс представляет собой выгодную альтернативу слияниям и поглощениям, так как предполагает создание союза независимых компаний, имеющих общие цели и готовых объединить свои ресурсы в ходе реализации совместного проекта. Таким образом, формирование стратегических альянсов является принципиально новой корпоративной стратегией, а всестороннее исследование качественных характеристик этой формы межфирменной кооперации является в настоящее время актуальной задачей и имеет прикладное значение для развития российского рынка корпоративного контроля, поскольку возможность вступать в альянсы может дать компаниям серьезное стратегическое преимущество.
В зарубежной
экономической литературе, посвященной
теории и практике корпоративного управления,
феномен стратегических альянсов подробно
анализируется уже более
Цель работы – оценка эффективности механизма создания международного стратегического альянса на примере сотрудничества ОАО «Лукойл» и корпорации «КонокоФиллипс».
Объект исследования – процесс формирования стратегических альянсов в международном бизнесе.
Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие при реализации стратегического сотрудничества.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
2. Выявить сущность и значимость создания стратегических альянсов.
3. Смоделировать обобщенную классификацию видов стратегических альянсов.
4. Рассмотреть механизм и практический опыт формирования стратегических альянсов.
При написании курсовой работы были использованы различные теоретические и эмпирические методы исследования: изучение и сравнительный анализ научной литературы, текстов монографий, а также статей экономических журналов по данной теме; наблюдение за процессом создания стратегического альянса ОАО «Лукойл» и корпорации «КонокоФиллипс».
Структура курсовой работы определена ее целью и поставленными задачами. Работа состоит из введения, 3-х глав, заключения и списка использованных источников.
1 Основные теоретические аспекты анализа стратегических альянсов как формы межфирменных образований
1.1 Содержание и основные характеристики стратегических альянсов
В практике современного международного бизнеса выработаны разнообразные, в том числе достаточно гибкие формы международной кооперации, к числу которых относятся стратегические альянсы.
Стратегический
альянс представляет собой союз, объединение
двух или более участников организации
для достижения определенных долговременных
целей и задач, которые являются
взаимно выгодными. Эти цели и
задачи могут преследоваться как
в экономической, так и в других
сферах общественной деятельности. Взаимная
выгода не означает равенства доходов,
но означает, что все участники
альянса получают прибыль от участия
в зависимости от вклада. Альянс
– это взаимодействие и партнерство.
В сфере бизнеса существуют различные
формы межфирменного
Тактические альянсы имеют существенные отличия от стратегических. Альянс можно считать стратегическим, если имеют место условия, представленные в схеме на рисунке 1.
Рисунок 1- Признаки стратегического альянса
На основе рассмотренных признаков стратегический альянс можно определить как долгосрочное, взаимовыгодное объединение предприятий - партнеров, сохраняющих свою самостоятельность в целях координации совместных действий и обеспечения конкурентных преимуществ (М. А. Бобина, М. В. Грачев, 2006).
Стратегические альянсы базируются на трех фундаментальных аспектах:
Активное развитие стратегических альянсов, которое происходит в последние 10-15 лет, является одной из наиболее заметных особенностей настоящего времени. Стратегические альянсы являются самой перспективной формой интеграции компаний. Именно они из всех возможных форм оказались в центре внимания ТНК в 90-х годах. Прогнозируется, что в XXI в. они превратятся в важнейшее орудие конкурентной борьбы. Заключение альянсов представляет собой один из наиболее быстрых и дешевых путей реализации глобальной стратегии.
На рисунке 2 представлены мотивы, в соответствии с которыми компании вступают в стратегические альянсы.
Рисунок 2 – Мотивы вступления компаний в стратегические альянсы
Цели, ради которых компании вступают в стратегические альянсы, существенно различаются. Исторически компании развитых стран, ориентированные на экспорт, искали возможности альянса с компаниями менее развитых стран, чтобы импортировать и продвигать на местный рынок свою продукцию. В последнее время ведущие компании из разных частей света создают стратегические альянсы для усиления своих совместных возможностей по обслуживанию целых континентов и продвижению к еще большей вовлеченности в деятельность на мировом рынке. Как японские, так и американские компании создают альянсы для укрепления своей конкурентоспособности на рынке стран Европейского союза и освоения открывающихся рынков восточноевропейских стран.
На современном этапе все более распространенными становятся стратегические альянсы между компаниями разных стран. Цели таких международных альянсов различны, но чаще всего это объединение научного потенциала корпораций, производственное кооперирование и раздел рисков в основном без взаимного поглощения. Даже такая крупнейшая транснациональная корпорация, как американский гигант «IBM», считает целесообразным объединение усилий с другими ТНК в сфере НИОКР капиталоемкой и наукоемкой продукции.
Некоторые виды стратегических альянсов рассчитаны на расширение ассортимента продукции и круга потребителей. В качестве примера можно привести альянс традиционных конкурентов – японской автомобилестроительной компании «Ниссан мотор» с немецким ТНК «Даймлер-Бенц». На первом этапе сотрудничества было решено наладить совместное производство легких грузовиков грузоподъемностью от 3 до 10 тонн. Основными рынками сбыта для них были определены Азия, Южная и Центральная Америка. Этот альянс дал возможность ТНК «Даймлер-Бенц» увеличить свою долю на азиатском рынке до 20%.
Известны случаи, когда стратегические альянсы приводят к слиянию их участников. Так, стратегическое партнерство американской ТНК «Форд» с японской компанией «Мазда» закончилось покупкой ее контрольного пакета акций (И. В. Краснов, 2005).
В качестве особенностей стратегических альянсов можно назвать следующие:
Таким образом, стратегические альянсы одна из основных форм международного сотрудничества, включающая в себя все типы компаний и имеющая целый ряд разнообразных форм.
1.2 Обобщенная
классификация стратегических
В последние годы в западной литературе появились попытки осмыслить содержание стратегических альянсов, провести их классификацию и раскрыть наиболее существенные черты каждого из типов. При проведении классификации используются различные критерии. В этой связи определенный интерес представляют работы П. Налпо, Дж. Остерведца, Р. М. Кантера, К. Оливера и др.
В данных исследовательских работах стратегические альянсы группируют исходя из мотивационных факторов, таких как: возможности получения технологии и (или) производственных способностей; получению доступа к определенным рынкам; сокращению финансового риска; сокращению политического риска; обеспечению конкурентоспособного паритета. И хотя эта типология не получила широкого применения, но она отражает существующие разнообразие видов стратегических альянсов (А. Н. Петрова, 2005).
Следует отметить, что поскольку в реальной деятельности возникают различные типы стратегических альянсов, то представляется достаточно сложным провести полную и всеохватывающую их классификацию. В научной литературе существует множество категорий и критериев, по которым подразделяются стратегические альянсы. На рисунке 3 представлена типология стратегических альянсов исходя из функций их образования, отраслевых особенностей и количества участвующих сторон, а также в зависимости от временных рамок и продолжительности существования стратегического альянса.
Рисунок 3 – Обобщенная классификация альянсов в международном бизнесе
Предложенная выше классификация является весьма простой и вопросов не вызывает. Остановимся только на позиции финансового стратегического альянса.
Стратегические альянсы финансового характера связаны с передачей (продажей) акций одной компании другой и вплотную подходят к форме слияний и поглощений. Так, японская автомобилестроительная индустрия в 90-е годы переживала серьезные трудности; после пика продаж в 1990 г., когда они составили 7,78 млн. машин, в Японии началось падение спроса на автомобили, усугубившееся увеличением налога на потребление, и к 1999 г. уровень объема продаж снизился до 5,86 млн. машин. Это обстоятельство привело к объединению Toyota Jidosha с Daihatsu Jidosha, Hino Jidosha и Yamaha Jidosha. В этих фирмах компания Toyota Jidosha имеет 51,2%, 33,8% и 5,4% акций соответственно. Такой альянс создал дополнительные конкурентные преимущества участвующим компаниям не только на внутреннем, но и на мировом рынке (Р. Б. Ноздрева, 2002).
Информация о работе Стратегический альянс как конкурентное преимущество