Стратегические факторы-угрозы прогрессу российской экономики и российского общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - рассмотреть проблемы экономической безопасности в России.
Задачи данной работы:
- рассмотреть понятие и основные угрозы экономической безопасности России;
- охарактеризовать мероприятия по снижению угрозы экономической безопасности России.

Содержание

Введение
Теоретические основы факторов – угроз
Понятие и сущность стратегических факторов-угроз
Виды стратегических факторов-угроз (внешние, внутренние)

Современное социально – экономическое положение России
2.1 Пути решения, возникающих проблем
2.2 Особенности экономической политики Российского государства с учетом стратегических факторов-угроз
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

стратегический.docx

— 54.63 Кб (Скачать)

Дефицит федерального бюджета просто переместился в бюджеты  субъектов РФ. Это происходит из - за того, что не учитываются социальные обязательства регионов, которые также являются государственными обязательствами, т.е. финансовые ресурсы перемещаются в федеральный бюджет, а обязательства и ответственность остается в финансово не обеспеченных регионах. Азбучной истиной является то, что единое государство должно иметь и единый государственный бюджет, который обязан учитывать всю сумму доходов и расходов за соответствующий год на территории страны.

Генеральным принципом  достижения сбалансированного и  действительного бездефицитного бюджета  является не снижение расходов, чем  занимается постоянно последнее  правительство, а опережающий рост доходов в бюджет, основой которого являются доходы, полученные реальным сектором. (10) 
 
 
 
 
 
 

    2.2  Особенности  экономической  политики Российского  государства с  учетом стратегических  факторов-угроз 

Экономическая политика - это комплекс управленческих стратегий и технологий по использованию  имеющихся ресурсов для достижения намеченных целей развития в русле  определенной идеологической парадигмы.

Для российской экономики сохраняется угроза оказаться  в числе стран, чье влияние  на развитие мировой экономики является незначительным. Продолжает снижаться  доля России в мировом производстве и торговле. По прогнозам экономистов  Россия уже в среднесрочной перспективе  столкнется как с ограничениями  эффективных производственных фондов, так и с энергетическими ограничениями  на сколько-нибудь существенный экономический  рост. Без значительного реформирования российская финансовая система еще  долго будет оставаться потенциальным  источником нестабильности и потрясений в стране. Ухудшение демографической  ситуации, кризис в сферах образования  и здравоохранения могут вызвать  ускоренную деградацию человеческого  капитала страны.

Единственным  способом ответа на вызовы является достижение устойчиво высоких темпов экономического роста, который остается крайне неустойчивым и обязан, прежде всего, благоприятному состоянию мировой конъюнктуры  последних лет, за счет чего наша экономика  получила значительные экономические  преимущества и большие дополнительные доходы. Быстрый и устойчивый рост может быть только тогда, когда производится конкурентоспособная продукция. По мнению Президента России "конкурентоспособным  должно быть все - товары и услуги, технологии и идеи, бизнес и само государство, частные компании и государственные институты, предприниматели и государственные служащие, студенты, профессора, наука и культура".

В 2001-2003 годы начата реализация экономической политики, основанной на новых принципах. Дерегулирование экономики, гарантии прав собственности и равных условий конкуренции провозглашаются основными мотивами экономической политики. В этот период планировалось сосредоточить инвестиционную активность государства на обновлении всего спектра производственной и финансовой инфраструктуры. Цель финансовой политики государства - обеспечение финансовой стабильности и снижение долговой нагрузки на экономику. Предполагалось, что основным фактором экономического роста на этом этапе будет развитие "нового сектора" на базе высвобождения предпринимательской инициативы.

В 2004-2010 годы стал периодом масштабной структурной перестройки экономики, которая будет стимулироваться всем комплексом социально-экономических факторов - накоплением новых инвестиций, растущей внешней конкуренцией, созданием более эффективных механизмов перетока капитала и рабочей силы, которые должны привести к росту эффективности факторов производства. Этот период  связан с ростом покупательной способности национальной валюты, переходом денежно-кредитной политики к механизмам регулирования процентных ставок. Доля государства в перераспределении валового внутреннего продукта снизилась по мере роста экономики, обеспеченного высокой инвестиционной активностью, включая приток иностранных инвестиций.

В целях  сокращения административного влияния  на экономику и повышения эффективности  деятельности правительственного аппарата осуществлена реорганизация его  деятельности. Изменена структура правительства, которая стала трехуровневой. Министерства призваны вырабатывать государственную  политику в конкретных областях; Федеральные  службы - проводить в жизнь политику министерств и контролировать результаты; Федеральные агентства призваны оказывать государственные услуги. Предполагается, что такая структура повысит личную ответственность руководителей различных подразделений за конечный результат и приведет к совершенствованию деятельности исполнительного органа власти, что позитивно скажется на проведении экономической политики государства. Альтернативные проекты экономической политики в современной России разрабатываются оппозицией. Особенно активной она бывает в периоды предвыборных кампаний, в ходе принятия принципиальных документов (например, государственного бюджета) и при определении путей, способов и инструментов приватизации, проведения финансово-кредитной, антиинфляционной, промышленной и социальной политики.

Из альтернативных проектов экономической политики можно  выделить либеральный, коммунистический, социалистический (социал-демократический), национал-патриотический.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     В ходе курсовой работы были рассмотрены  понятия «экономическая политика»  и «экономическая стратегия»; исследованы  тенденции экономической политики России на современном этапе; охарактеризована роль государства в реализации задач  экономического роста в России; выявлены актуальные проблемы стратегического  развития российской экономики и  определены направления повышения  эффективности экономической политики и стратегии России.

     Решение поставленных задач позволило сделать  следующие выводы:

Успех экономической  политики во многом определяется правильной постановкой стратегических задач.

Для реализации эффективной экономической политики в России, чрезвычайно важно научиться пользоваться инструментами государственного воздействия на экономические процессы. Для этого необходимо обратиться к опыту стран, имеющих наибольшие достижения в деле государственного регулирования рыночной системой хозяйства.

Сегодня экономическое развитие страны практически  полностью определяется требованиями рынка стран Запада. Россия продолжает покорно выполнять роль топливно-сырьевого придатка экономики западных стран. 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

1. Абалкин П.И.  Экономическая безопасность России // Вестн. РАН. - 2007. - Т.67, N 9.  
2. Абалкин П.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопр. экономики. - 2007. - N 12.  
3. Актуальные проблемы национальной безопасности России на современном этапе.// Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Аналитический вестник 1 (221). - М. 2008.  
4. Воропай Н.И. Стратегические угрозы экономической безопасности России / Н.И.Воропай, С.М.Сендеров, В.И.Рабчук // ЭКО. - 2007. - N 12  
5. Вызовы экономической безопасности: Российский взгляд. // Материалы Международной конференции "Латинская Америка в XXI веке: универсализм и самобытность". - М.: Изд-во ИСАА. 2008.  
6. Герасимов А.П. Экономическая безопасность российской государственности: экономико-правовые аспекты. - СПб., 2007.  
7. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения) (одобрена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г.).  
8. Загашвили В. Национальная экономическая безопасность // Обществ. науки и современность. - 2006. - N 2.  
9. Зубков А. И. Геополитика и проблемы национальной безопасности России: Курс лекций //Ассоциация юридический центр; Академия управления МВД России. - СПб. :Юридический центр Пресс, 2007.  
10. Информационная безопасность Российской Федерации. // Аналитическое управление аппарата Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации. Серия: Развитие России. Аналитический вестник 14 (266). - М. 2007.  
11. Кобрин Ю. К вопросу об обеспечении стратегии экономической безопасности России //Экономист. - 2007. - 12 
12. Пархалина Т.Г. Откуда исходит угроза России. // Политический журнал. 27 (30). 2008.  
13. Общая теория национальной безопасности: Учебник / Под общ. ред. А.А.Прохожева. - М.: Изд-во РАГС, 2007.  
14. Перспективы социально-экономического развития Российской Федерации. Аналитический вестник. Аналитическое управление Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Аналитический вестник 4 (256). - М.
 
 
 
 
 


Информация о работе Стратегические факторы-угрозы прогрессу российской экономики и российского общества