Стратегические факторы-угрозы прогрессу российской экономики и российского общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - рассмотреть проблемы экономической безопасности в России.
Задачи данной работы:
- рассмотреть понятие и основные угрозы экономической безопасности России;
- охарактеризовать мероприятия по снижению угрозы экономической безопасности России.

Содержание

Введение
Теоретические основы факторов – угроз
Понятие и сущность стратегических факторов-угроз
Виды стратегических факторов-угроз (внешние, внутренние)

Современное социально – экономическое положение России
2.1 Пути решения, возникающих проблем
2.2 Особенности экономической политики Российского государства с учетом стратегических факторов-угроз
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

стратегический.docx

— 54.63 Кб (Скачать)

Геополитические интересы России определяются ее географическим положением, территорией, населением, уровнем развития экономики, участием в мировых и европейских политических процессах. И, конечно, геополитика  не зависит от того, кто руководит  страной.

Россия  возникла не вчера, а насчитывает  более тысячи лет. Например, потеря русского влияния на Балканах в начале 20 столетия привела к тому, что  место России в политике Болгарии перешло к Германии и Австрии. По оценке крупного русского политика П. И. Милюкова, такая потеря не замедлила  отразиться на нашем положении в  Турции 24  

История повторяется в конце 20 столетия. Военные события в бывшей Югославии, активное участие в разрешении конфликта  стран Запада и США, авиабомбордировки НАТО, игнорирование интересов и роли России на Балканах – далеко не полный перечень фактов, свидетельствующих о глубоком кризисе во внешнеполитической деятельности России. Возможно, это горькая расплата России за ее уступничество и преклонение перед США. Интересно, что 14 марта 1994 г. экс-президент Р. Никсон, выступая перед членами Государственной думы, подчеркнул: «Й Если бы я был русским политиком, я бы сообразил, что не нужно все время идти в фарватере американской политики» 25 . Видимо, такого рода прозрения наступают лишь у бывших президентов.  

Сейчас, накануне войны с Ираком, пророчества  железного Збига (так звали бывшего советника президента США) сбываются. Америка, по существу, играет роль сверхдержавы и диктует условия поведения всему миру. У США имеется для этого огромный военный потенциал. Так, военный бюджет Америки – $380 млрд., что в полтора раза превышает суммарные расходы таких стран как Япония, Англия, Франция, Германия, Саудовская Аравия, Китай, Италия, Индия, Россия, Бельгия, Турция 26 . Мировое сообщество, практически, раскололось на две половины: страны, безоговорочно поддерживающие политику США по Ираку, и государства, не разделяющие имперские позиции Америки.

В целях  выхода из политической изоляции и  повышения ее роли в международных  делах (в свете кризиса вокруг Ирака) Россия сделала правильный выбор  союзников по антиамериканской политике. Германия и Франция совместно  с Россией оказывают должное  сопротивление диктату США. По мнению З. Бжезинского, Германия занимает лидирующее положение в Европе. Судя по всему, Германия стремится взять реванш и расширить сферу своего влияния  на восток. Америке это не нравится.   

В геополитическом  плане наблюдается процесс лидерства  двух крупнейших держав – США и Германии. Как верно отмечает В. А. Печенев, Германия без громких программных заявлений, но последовательно и неотступно осуществляет быстрое экономическое продвижение в страны Восточной Европы 27 . Она сильно укрепила свои позиции в Венгрии, Польше, Чехии. Ее взоры обращены на Россию и Украину. И не только взоры. Доля германских кредитов и инвестиций в российскую экономику велика (по сравнению с другими государствами).

Учитывая  естественные противоречия Запада и  США, России необходимо играть роль организатора коллективных усилий по объединению  Запада в противовес США. Расширение американского влияния опасно не только для России, но и для западных стран.  

Пора  завершать наш экскурс в область  геополитики, экономической безопасности и подвести некоторые итоги. В  стратегическом плане российскому  руководству необходимо отказаться от догматического следования нынешнему курсу либеральных реформ. Об этом пишут академик Д. С. Львов, доктор философских наук профессор В. А. Печенев, академик В. В. Лаптев. По мнению представителя хозяйственного (предпринимательского) права, экономическая программа Г. Грефа воспроизводит идеи либеральной экономики, равного отношения государства ко всем субъектам предпринимательства. Государство по сути рассматривается в качестве «ночного сторожа» 28 . Более того, авторитетный ученый утверждает, что программа Грефа ориентирует на повторение пресловутой «шоковой терапии», разрушительные последствия которой привели страну на грань национальной катастрофы.  

Рыночная  экономика (особенно в такой стране как Россия) немыслима без элементов централизованного руководства. Там, где это разумно, необходимо активно внедрять методы государственного планирования и руководство экономической жизнью страны.

В этой связи можно выделить основные направления  государственно-правового регулирования  экономики в целом и предпринимательской  деятельности в частности. Это, в  частности: государственная собственность  и предпринимательство, использование  форм и методов государственного планирования и нормирования (нормы, нормативы, квоты, система государственных, региональных и муниципальных заказов); государственное регулирование национального рынка России, государственное регулирование международных экономических отношений.   

В экономической  программе России надо основной упор сделать на развитии (с элементами мощной государственной поддержки  и протекционизма) системообразующих отраслей народного хозяйства, таких как машиностроение, металлургическая промышленность, топливно-энергетический, химико-лесной комплексы, легкая промышленность. Именно в эти сферы экономики следует целенаправленно и систематически осуществлять инвестиции и вливания капитала.  

Главными  звеньями в российской экономике  являются крупные интегрированные  структуры – финансово-промышленные группы (ФПГ) и холдинги. Наряду с государственными предприятиями оборонной промышленности, ФПГ и холдинги способны вывести отечественную экономику из состояния стагнации на уровень прогрессирующего развития.  

С позиции  обеспечения национальной экономической  безопасности архиважная проблема – рентный доход России. По оценкам академика Д. С. Львова, ежегодная чистая народнохозяйственная прибыль страны составляет 60-80 млрд. долл. США, что в 2–2,5 раза больше объема нынешних бюджетных средств29 . Поэтому, если нераспределенный доход составляет 60-80 млрд. долл., то на долю ренты приходится где-то $45–60 млрд. Таким образом, сегодня большая часть рентного дохода России оказалось приватизированной (например, в теневом бизнесе, офшорных зонах, криминальных структурах). Однако, по справедливому замечанию ученого-экономиста, рентный доход не является результатом непосредственной предпринимательской деятельности, коммерческих рисков, а это то, что в России от Бога. Следовательно, рентный доход должен принадлежать всем. Ни меньше и ни больше.   

Перераспределение рентного дохода позволит, с одной  стороны, устранить (или, по крайней  мере, сократить) разрыв в имущественном  положении граждан России – между бедными и очень богатыми. Здесь не до коммунистического призыва «Грабь награбленное». Рентный доход принадлежит народу с морально-этической и нравственной точек зрения, надо придать ему ранг закона. С другой стороны, указанное перера-спределение позволит несколько уменьшить количество отечественных миллиардеров, присваивающих значительную часть рентного дохода.  

В ходе массовой и ускоренной приватизации 70 % промышленного потенциала России перешло в частную собственность. Процесс преобразования отношений  собственности продолжается. Актуальны  вопросы обуправлении государственной собственностью и деприватизации приватизированных предприятий.Необходимо внести существенные коррективы в процесс приватизации и действующее законодательство. В частности, нужен закон об управлении федеральной государственной собственностью. Добавим, не только. Современная Россия нуждается в принятии закона о национализации. Участникам имущественного оборота должна быть известна общая экономическая политика государства.  

В целях  обеспечения национальной экономической  безопасности руководству страны надо проводить более взвешенную и  последовательную внешнюю политику. Главное – не надо слепо идти в русле американской политике, во вред собственным национальным интересам. 
 

  1. Современное социально – экономическое  положение России.

    2.1  Пути решения,  возникающих проблем

Государство в  рыночной экономике выступает как  организатор экономического порядка, ответственный за установление правил игры и являющийся гарантом их стабильности и выполнения, и как выразитель общественных интересов. Переход к  современному рынку - это проблема выбора между скоростью перехода и достижимостью  ожидаемого эффекта. В сложившихся  условиях эволюционное формирование эффективного рыночного хозяйства в России требует длительного времени, предопределит  её дальнейшего отставание от стран - лидеров экономического развития и будет сопровождаться крупномасштабной потерей производственного и  ресурсного потенциала, неприемлемо  большими социальными издержками.

В основе стратегии  должны лежать высокие, достойные России и одновременно достижимые долгосрочные цели. Это превращение России в  динамично развивающуюся державу, обеспечивающуюся на основе интенсивного труда и деловой инициативы, разумной и последовательной экономической  политики среднеевропейские стандарты  уровня жизни в российских природно-климатических  и географических условиях. (6)

Условием успешного  экономического развития является социальная консолидация. Для того чтобы запустить  взаимообусловленные процессы социальной консолидации и укрепления государства, необходимы следующие условия:

· выбор такой  стратегической цели, которая обладает консолидирующим потенциалом, способна объединить усилия разных социальных групп. Формирование механизма социального  контракта между государством, властью, бизнесом, обществом, на котором, в частности, будут базироваться институты легитимности государства и собственности;

· создание новой  системы социального порядка, регулирующей поведение основных социальных субъектов  в контексте реализации стратегических целей государства.

Успешная стратегия  развития государства по принципу благосостояния для большинства будет определяться динамикой формирования массового  среднего класса. Становление среднего класса предполагает формирование новой  модели потребления российского  стандарта благосостояния. Такой стандарт должен включать качественное жильё, высокую обеспеченность товарами длительного пользования и качественные здравоохранение и образование.

В настоящее  время в соответствии с западными  стандартами благосостояния живут  только 5 - 7% людей. А весь сегодняшний  российский класс, который сохранил доперестроечный уровень жизни, составляет не более 20%. Слой бедности, в котором среднедушевые доходы не покрывают даже прожиточного минимума, охватывает почти 60 млн., или около 40% населения страны. При этом почти 30 млн. человек живут на грани нищеты, которая стала носить застойный характер.

Механизмы достижения стратегических и социально - экономических  целей. Решающим условием в обеспечении  экономического роста, а следовательно, и всей стратегии развития России как социального государства в ближайшие 10 лет становится инвестиционный прорыв. Он предполагает:

- форсированный  рост капиталовложений;

- инвестиционную  поддержку ряда ключевых секторов;

- инновационное  наполнение инвестиций.

Но чтобы инвестиции стали значимым фактором роль в их материальном обеспечении должно играть отечественное производство инвестиционных товаров, в частности машиностроение. Это предполагает ускоренную модернизацию данного сектора на основе отечественного и импортного оборудования и технологий.

Необходимо учитывать  ряд угроз экономической динамике:

1. Недостаточность  внутреннего спроса.

2. Внешний долг.

3. Неготовность  инвестиционного комплекса к  масштабным инвестициям.

4. Непропорционально  высокий темп роста цен на  топливо, электроэнергию, транспортных  тарифов.

Эффективная траектория экономического роста в среднесрочной  перспективе естественным образом  распадается на три периода.

Первый период - высоких темпов роста и наращивания  инвестиций, опирающихся на вовлечение в экономический оборот пока еще  не используемого потенциала и связанных  с этим возможностей значительного  повышения эффективности использования  ресурсов. В рамках этого периода  возможно достижение темпов роста на уровне 8 - 10%.

Второй период - существенного снижения динамики обусловлен исчерпанием резервов и  запаздыванием ввода новых мощностей, осуществляемых за счет инвестиций последних  лет. Расчеты показывают, что его  длительность может составлять два - три года. Темпы экономического роста при этом могут снизиться  до 2 - 4% в год.

Третий период. Начиная с 2006 г. возможен выход на стационарную траекторию развития с  сохранением в течение десятилетия  темпов роста на уровне не ниже 5% в  год. Задача состоит в том, чтобы  создать условия расширенного воспроизводства на основе преимущественных внутренних накоплений и инвестиционных возможностей.

О бюджетной  политике. Необходима сбалансированность между социальными обязательствами  и её возможностями мобилизации  финансовых ресурсов, как на федеральном, так и на региональных уровнях.

Информация о работе Стратегические факторы-угрозы прогрессу российской экономики и российского общества