Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 22:35, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть проблемы экономической безопасности в России.
Задачи данной работы:
- рассмотреть понятие и основные угрозы экономической безопасности России;
- охарактеризовать мероприятия по снижению угрозы экономической безопасности России.
Введение
Теоретические основы факторов – угроз
Понятие и сущность стратегических факторов-угроз
Виды стратегических факторов-угроз (внешние, внутренние)
Современное социально – экономическое положение России
2.1 Пути решения, возникающих проблем
2.2 Особенности экономической политики Российского государства с учетом стратегических факторов-угроз
Заключение
Список литературы
Геополитические
интересы России определяются ее географическим
положением, территорией, населением,
уровнем развития экономики, участием
в мировых и европейских
Россия
возникла не вчера, а насчитывает
более тысячи лет. Например, потеря
русского влияния на Балканах в начале
20 столетия привела к тому, что
место России в политике Болгарии
перешло к Германии и Австрии.
По оценке крупного русского политика
П. И. Милюкова, такая потеря не замедлила
отразиться на нашем положении в
Турции 24 .
История
повторяется в конце 20 столетия.
Военные события в бывшей Югославии,
активное участие в разрешении конфликта
стран Запада и США, авиабомбордировки
НАТО, игнорирование интересов и роли
России на Балканах – далеко не полный
перечень фактов, свидетельствующих о
глубоком кризисе во внешнеполитической
деятельности России. Возможно, это горькая
расплата России за ее уступничество и
преклонение перед США. Интересно, что
14 марта 1994 г. экс-президент Р. Никсон, выступая
перед членами Государственной думы, подчеркнул:
«Й Если бы я был русским политиком, я бы
сообразил, что не нужно все время идти
в фарватере американской политики» 25 .
Видимо, такого рода прозрения наступают
лишь у бывших президентов.
Сейчас, накануне войны с Ираком, пророчества железного Збига (так звали бывшего советника президента США) сбываются. Америка, по существу, играет роль сверхдержавы и диктует условия поведения всему миру. У США имеется для этого огромный военный потенциал. Так, военный бюджет Америки – $380 млрд., что в полтора раза превышает суммарные расходы таких стран как Япония, Англия, Франция, Германия, Саудовская Аравия, Китай, Италия, Индия, Россия, Бельгия, Турция 26 . Мировое сообщество, практически, раскололось на две половины: страны, безоговорочно поддерживающие политику США по Ираку, и государства, не разделяющие имперские позиции Америки.
В целях
выхода из политической изоляции и
повышения ее роли в международных
делах (в свете кризиса вокруг
Ирака) Россия сделала правильный выбор
союзников по антиамериканской политике.
Германия и Франция совместно
с Россией оказывают должное
сопротивление диктату США. По мнению
З. Бжезинского, Германия занимает лидирующее
положение в Европе. Судя по всему,
Германия стремится взять реванш
и расширить сферу своего влияния
на восток. Америке это не нравится.
В геополитическом
плане наблюдается процесс
Учитывая
естественные противоречия Запада и
США, России необходимо играть роль организатора
коллективных усилий по объединению
Запада в противовес США. Расширение
американского влияния опасно не
только для России, но и для западных
стран.
Пора
завершать наш экскурс в
Рыночная
экономика (особенно в такой стране
как Россия) немыслима без элементов центра
В этой
связи можно выделить основные направления
государственно-правового
В экономической
программе России надо основной упор
сделать на развитии (с элементами
мощной государственной поддержки
и протекционизма) системообразующих
отраслей народного хозяйства, таких как
машиностроение, металлургическая промышленность,
топливно-энергетический, химико-лесной
комплексы, легкая промышленность. Именно
в эти сферы экономики следует целенаправленно
и систематически осуществлять инвестиции
и вливания капитала.
Главными
звеньями в российской экономике
являются крупные интегрированные
структуры – финансово-промышленные группы
(ФПГ) и холдинги. Наряду с государственными
предприятиями оборонной промышленности,
ФПГ и холдинги способны вывести отечественную
экономику из состояния стагнации на уровень
прогрессирующего развития.
С позиции
обеспечения национальной экономической
безопасности архиважная проблема – рентный
доход России. По оценкам академика Д.
С. Львова, ежегодная чистая народнохозяйственная
прибыль страны составляет 60-80 млрд. долл.
США, что в 2–2,5 раза больше объема нынешних
бюджетных средств29 . Поэтому, если
нераспределенный доход составляет 60-80
млрд. долл., то на долю ренты приходится
где-то $45–60 млрд. Таким образом, сегодня
большая часть рентного дохода России
оказалось приватизированной (например,
в теневом бизнесе, офшорных зонах, криминальных
структурах). Однако, по справедливому
замечанию ученого-экономиста, рентный
доход не является результатом непосредственной
предпринимательской деятельности, коммерческих
рисков, а это то, что в России от Бога.
Следовательно, рентный доход должен
принадлежать всем. Ни меньше и ни больше.
Перераспределение
рентного дохода позволит, с одной
стороны, устранить (или, по крайней
мере, сократить) разрыв в имущественном
положении граждан России – между
бедными и очень богатыми. Здесь не до
коммунистического призыва «Грабь награбленное».
Рентный доход принадлежит народу с морально-этической
и нравственной точек зрения, надо придать
ему ранг закона. С другой стороны, указанное
перера-спределение позволит несколько
уменьшить количество отечественных миллиардеров,
присваивающих значительную часть рентного
дохода.
В ходе
массовой и ускоренной приватизации
70 % промышленного потенциала России
перешло в частную
В целях
обеспечения национальной экономической
безопасности руководству страны надо
проводить более взвешенную и
последовательную внешнюю политику.
Главное – не надо слепо идти в русле американской
политике, во вред собственным национальным
интересам.
2.1 Пути решения, возникающих проблем
Государство в рыночной экономике выступает как организатор экономического порядка, ответственный за установление правил игры и являющийся гарантом их стабильности и выполнения, и как выразитель общественных интересов. Переход к современному рынку - это проблема выбора между скоростью перехода и достижимостью ожидаемого эффекта. В сложившихся условиях эволюционное формирование эффективного рыночного хозяйства в России требует длительного времени, предопределит её дальнейшего отставание от стран - лидеров экономического развития и будет сопровождаться крупномасштабной потерей производственного и ресурсного потенциала, неприемлемо большими социальными издержками.
В основе стратегии
должны лежать высокие, достойные России
и одновременно достижимые долгосрочные
цели. Это превращение России в
динамично развивающуюся
Условием успешного экономического развития является социальная консолидация. Для того чтобы запустить взаимообусловленные процессы социальной консолидации и укрепления государства, необходимы следующие условия:
· выбор такой стратегической цели, которая обладает консолидирующим потенциалом, способна объединить усилия разных социальных групп. Формирование механизма социального контракта между государством, властью, бизнесом, обществом, на котором, в частности, будут базироваться институты легитимности государства и собственности;
· создание новой системы социального порядка, регулирующей поведение основных социальных субъектов в контексте реализации стратегических целей государства.
Успешная стратегия
развития государства по принципу благосостояния
для большинства будет
В настоящее время в соответствии с западными стандартами благосостояния живут только 5 - 7% людей. А весь сегодняшний российский класс, который сохранил доперестроечный уровень жизни, составляет не более 20%. Слой бедности, в котором среднедушевые доходы не покрывают даже прожиточного минимума, охватывает почти 60 млн., или около 40% населения страны. При этом почти 30 млн. человек живут на грани нищеты, которая стала носить застойный характер.
Механизмы достижения стратегических и социально - экономических целей. Решающим условием в обеспечении экономического роста, а следовательно, и всей стратегии развития России как социального государства в ближайшие 10 лет становится инвестиционный прорыв. Он предполагает:
- форсированный рост капиталовложений;
- инвестиционную
поддержку ряда ключевых
- инновационное наполнение инвестиций.
Но чтобы инвестиции стали значимым фактором роль в их материальном обеспечении должно играть отечественное производство инвестиционных товаров, в частности машиностроение. Это предполагает ускоренную модернизацию данного сектора на основе отечественного и импортного оборудования и технологий.
Необходимо учитывать
ряд угроз экономической
1. Недостаточность внутреннего спроса.
2. Внешний долг.
3. Неготовность инвестиционного комплекса к масштабным инвестициям.
4. Непропорционально высокий темп роста цен на топливо, электроэнергию, транспортных тарифов.
Эффективная траектория экономического роста в среднесрочной перспективе естественным образом распадается на три периода.
Первый период
- высоких темпов роста и наращивания
инвестиций, опирающихся на вовлечение
в экономический оборот пока еще
не используемого потенциала и связанных
с этим возможностей значительного
повышения эффективности
Второй период
- существенного снижения динамики
обусловлен исчерпанием резервов и
запаздыванием ввода новых
Третий период.
Начиная с 2006 г. возможен выход на
стационарную траекторию развития с
сохранением в течение
О бюджетной
политике. Необходима сбалансированность
между социальными