Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2011 в 20:30, курсовая работа
Цель работы - анализ процесса управления производительностью, материальным и нематериальным сти¬мулированием (мотивацией) труда, в современ¬ных условиях.
Введение……………………………………………………………………. 3
1. Сущность стимулирования……………………………………………… 6
1.1. Понятие и сущность стимулирования труда………………………… 6
1.2. Функции и принципы стимулирования труда……………………….. 8
1.3. Формы организации стимулирования………………………………... 12
1.4. Внешнее и внутреннее вознаграждение……………………………... 14
1.5. Виды стимулирования труда…………………………………………. 16
2. Особенности материального и нематериального стимулирования….. 17
2.1. Материальное стимулирование……………………………………… 17
2.2. Нематериальное стимулирование……………………………………. 26
2.2.1. Материально-социальные стимулы………………………………… 26
2.2.2. Морально-психологические стимулы……………………………… 28
3. Примеры стимулирования работы……………………………………... 32
Заключение ………………………………………………………………… 40
Список литературы………………………………………………………… 42
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
1. Сущность
стимулирования………………………………………… |
6 |
1.1. Понятие и сущность стимулирования труда………………………… | 6 |
1.2. Функции и принципы стимулирования труда……………………….. | 8 |
1.3. Формы организации стимулирования………………………………... | 12 |
1.4. Внешнее и внутреннее вознаграждение……………………………... | 14 |
1.5. Виды стимулирования труда…………………………………………. | 16 |
2.
Особенности материального и
нематериального |
17 |
2.1.
Материальное стимулирование……… |
17 |
2.2. Нематериальное стимулирование……………………………………. | 26 |
2.2.1. Материально-социальные стимулы………………………………… | 26 |
2.2.2. Морально-психологические стимулы……………………………… | 28 |
3. Примеры стимулирования работы……………………………………... | 32 |
Заключение ………………………………………………………………… | 40 |
Список
литературы…………………………………………………… |
42 |
Введение
С одной стороны, человек существо инертное и стремится к покою, с другой, в психике человека есть составляющая, позволяющая вызвать активность организма, определить ее направленность…
Сейчас – именно то время, когда руководители организаций и менеджеры по персоналу всерьез задумываются о построении корпоративной системы, о повышении уровня профессионализма сотрудников, активизации работоспособности.
И к каким вопросам в сфере управления персоналом мы не обратимся, так или иначе, сталкиваемся с проблемой стимулирования.
Стимулирование – это, прежде всего, внешнее побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере труда, это материальная оболочка мотивации персонала и нематериальная, которая дает возможность работнику реализовать себя не только как профессионала, но и как личность. Она выполняет экономическую, социальную, нравственную функции.
Как
правило, в организациях существует
несколько категорий
Очевидно, что для каждой категории применима своя система мотивации. Это определяется следующими факторами. Во-первых, сотрудник в каждой категории выполняет работу разного рода сложности, ответственности и значимости. Во-вторых, уровень общего развития также может разница, что ведет к отличным системам приоритетов для каждой категории, а также отдельного сотрудника. В приоритетах оказываются вопросы первой необходимости, имеющие наибольшую значимость для сотрудника. Так, для продавцов это может быть заработная плата и признание в коллективе, для менеджеров возможность карьерного роста и востребованность, а для управляющего персонала влиятельность и стремление к достижению сложных задач. Таким образом, чем выше мы поднимаемся по служебным ступеням иерархической системы, тем боле сложными становятся ожидания сотрудника от деятельности и требования к работе.
Истинные побуждения, которые заставляют отдавать работе максимум усилий, определить не так уж просто. Они чрезвычайно сложны. Овладев современными возможностями мотивации, руководитель в состоянии значительно расширить свои возможности в привлечении образованного, обеспеченного работника сегодняшнего дня к выполнению задач, направленных на достижение целей компании.
Руководство
организации может разработать
прекрасные планы и стратегии, найти
оптимальные структуры и
Путь
к эффективному управлению человеком
лежит через эффективное
Объектом
исследования служит мотивация и
стимулирование как основа формирования
трудового поведения и
Цель работы - анализ процесса управления производительностью, материальным и нематериальным стимулированием (мотивацией) труда, в современных условиях.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
1.
Сущность стимулирования
1.1
Понятие и сущность
стимулирования труда
Стимулами выступают любые блага (потребности человека), получение которых предполагают трудовую деятельность, т.е. благо становится стимулом труда, если оно формирует мотив труда. Другими словами, говоря о мотивах труда, мы ведем речь о работнике, стремящемся получить благо посредством трудовой деятельности (мотив), а говоря о стимулах, об органах управления, обладающих набором благ, необходимых работнику и предоставляющих их ему при условии эффективной трудовой деятельности [2].
Для эффективного стимулирования, рассматриваются три ее функции: экономическая, социальная и психологическая. Которые наиболее полно охватывают прогрессивные социальные отношения, являясь воздействием на объект управления. Оно предполагает создание такой внешней ситуации, которая побуждает личность или коллектив к действиям, соответствующим стоящим целям. При этом личности сами выбирают именно эти действия, поскольку создают все необходимые и достаточные условия. Улучшение показателей труда влечет за собой повышение степени удовлетворения каких-либо потребностей объекта, а ухудшение показателей грозит снижением полноты их удовлетворения.
Стимулирование как способ управления предполагает необходимость учета интересов личности, трудового коллектива, степени их удовлетворения, так как именно потребности являются важнейшим фактором поведения социальных систем. Необходимо отметить, что набор потребностей различных индивидуумов, входящих в состав любой социальной системы, не одинаков.
Сама по себе потребность не может побудить работника к каким-то определенным действиям. Только тогда, когда потребность встречается с предметом, способным ее удовлетворить, она может направлять и регулировать деятельность социальной системы, управлять ее поведением. Осознание потребностей вызывает интересы, желания, стремления, влечения.
Выполнение объектом управления в стимулирующих ситуациях определенных расчетов свидетельствует о том, что механизм стимулирования основан на прямом обмене (симметричном, эквивалентном и гарантированном). Симметричность проявляется тогда, когда при наличии договора на оплату не безвозмездного труда усилия одной из сторон предполагают компенсирующие действия другой. Эквивалентность означает наличие устраивающего обе стороны договорного соотношения между действием и вознаграждением (взыскание). Гарантированность требует от обеих сторон неукоснительного соблюдения обязанностей в отношении друг друга.
В системе стимулирования труда ведущее место занимает заработная плата. Она является главным источником повышения благосостояния трудящихся, поскольку составляет три четверти их доходов. Заработная плата рабочих и служащих организаций представляет собой их долю в фонде индивидуального потребления национального дохода в денежном выражении. Как основная форма необходимого продукта она pаспpеделяется в соответствии с количеством и качеством затраченного труда и его индивидуальными и коллективными результатами [2].
1.2
Функции и принципы
стимулирования труда
Стимулирование
труда - это, прежде всего, внешнее побуждение,
элемент трудовой ситуации, влияющий
на поведение человека в сфере
труда, материальная оболочка мотивации
персонала. Одновременно оно несет
в себе и нематериальную нагрузку,
позволяющую работнику
Экономическая функция выражается в том, что стимулирование труда содействует повышению эффективности производства, которое выражается в повышении производительности труда и качества продукции.
Нравственная функция определяется тем, что стимулы к труду формируют активную жизненную позицию, высоконравственный климат в обществе. При этом важно обеспечить правильную и обоснованную систему стимулов с учетом традиции и исторического опыта[3].
Социальная функция обеспечивается формированием социальной структуры общества через различный уровень доходов, который в значительной степени зависит от воздействия стимулов на различных людей. Кроме этого формирование потребностей, а в итоге и развитие личности предопределяются формированием и стимулированием труда в обществе.
Стимул
часто характеризуется как
Когда стимулы проходят через психику и сознание людей и преобразуются ими, они становятся внутренними побудительными причинами или мотивами поведения работника. Мотивы - это осознанные стимулы. Стимул и мотив не всегда согласуются между собой, но между ними нет «китайской стены». Это две стороны, две системы воздействия на работника, побуждения его к определенным действиям. Поэтому стимулирующее воздействие на персонал направлено преимущественно на активизацию функционирования работников предприятия, а мотивирующее воздействие на активизацию профессионально-личностного развития работников. На практике необходимо применение механизмов сочетания мотивов и стимулов труда. Но важно различать стимуляционные и мотивационные механизмы поведения работников и администрации предприятий, осознавать важность их взаимодействия и взаимообогащения.
Стимулы
могут быть материальными и
К первой группе относятся денежные (заработная плата, премии и т.д. ) и неденежные (путевки, бесплатное лечение, транспортные расходы и др.). Ко второй группе стимулов можно отнести: социальные (престижность труда, возможность профессионального и служебного роста), моральные (уважение со стороны окружающих, награды) и творческие (возможность самосовершенствования и самореализации).
Существуют определенные требования к организации стимулирования труда. Это комплексность, дифференцированность, гибкость и оперативность[4].