Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 22:43, курсовая работа
Цель исследования - рассмотреть особенности стимулирования персонала в современных российских условиях на примере акционерного общества (ОАО) “Петро-Холод”, специализирующегося на производстве и реализации продуктов питания.
Задачи исследования:
1.Определить понятие мотива, потребности и стимула, осуществить анализ наиболее известных теорий мотивации.
2.Осуществить обзор основных научных подходов к мотивации и стимулированию трудовой деятельности.
Введение 3
Глава 1.Мотивация и стимулирование персонала в организации: 5
основы построения системы стимулирования 5
1.1.Понятия потребности, мотива и стимула 5
1.2.Обзор основных теорий мотивации 14
1.3.Основные подходы к мотивации и стимулированию трудовой деятельности 17
1.4. Методология и практика построения систем
стимулирования и формирования мотивации персонала 24
Глава 2.Анализ системы мотивации и стимулирования персонала
на предприятии АО “Петро-Холод” 39
3.1.Краткая характеристика предприятия 39
3.2.Оценка системы мотивации и стимулирования персонала на предприятии 44
3.3.Выводы и предложения по формированию системы стимулирования и
мотивации персонала предприятия 49
Заключение 58
Список литературы 61
Приложение 1 63
Но Россия только что отошла в определенном смысле от трудовой идеологии, в которой работник (трудящийся) декларировался как главная общественная ценность и хозяин своего предприятия, а в самом трудовом процессе доминировали принципы коллективизма и культивировалась его духовная значимость. В советской промышленности ведущей единицей организации трудового процесса была бригада, а не отдельный работник.
А сегодня российский менеджмент сталкивается с соблазном перенести на российскую почву механизмы мотивации, выработанные западными фирмами, благо опыт и привычка к коллективности и бесплатному труду еще не забыты. Однако необходимо учесть, что направления происходящих изменений отражают два исторических этапа общественного развития. В России происходит завершение индустриального этапа развития, а на Западе складывается постиндустриальная экономика. В системе преобладающих оценок эпохи позднего индустриализма трудно воспринять смысл тех перемен, которые происходят на Западе. Необходимо их объяснение, перевод с языка, отражающего ценности постиндустриальной западной культуры, на язык сегодняшних российских возможностей.
Трудности такого “перевода”, на наш взгляд, можно рассмотреть на примере так называемой организационной культуры, широко распространенной в практике западного менеджмента.
Не вызывает сомнения, что организационная культура как система общих и специфических ценностей, закрепленная в совокупности символических действий и знаков, - инструмент организации труда и повышения отдачи от применяемых мер мотивации работников. Меры делаются более понятными, их внедрение опирается на коллективный контроль, а результаты становятся контролируемыми. Но вот содержание этих ценностей, а также функции организационной культуры в российской и западной фирмах - разные. Это видно, если проанализировать опыт успешных российских фирм.
В результате опроса
журналом “Эксперт” и консультационной
фирмой “Альт” руководителей наиболее
успешно функционирующих
АО “Хлебный дом” (директор В. Федоренко)
Рабочие после окончания смены ушли, бросив аварийную печь. На другой день на собрании заявили: “Не нравится - мы уволимся”. Директор ответил: “Увольняйтесь!” Безответственность была преодолена, и дисциплина установлена.
Завод турбинных лопаток (директор В. Чернышев)
Директор предпринял решительные действия по прекращению вранья, прежде всего на уровне среднего звена управления.
АО “Русские самоцветы” (директор А. Горыня)
Были реконструированы и оснащены
современным импортным
Приведенные примеры показывают, что заканчивается время безвластия. В новой ситуации персонал противостоит директору. В этом противостоянии заявлена позиция директора. И если эта позиция объективно правильная, а директор имеет соответствующие полномочия, то она принимается персоналом.
Наведение элементарного порядка - это культурная база для успешного функционирования российских фирм в современных условиях.
Что же дальше, какие пути возможны в формировании организационной культуры в контексте западного опыта?
Применительно к социальной внутрифирменной среде и к стимулированию труда бюрократическая вертикаль выполняет функцию подавления социальных различий, подчинения целей различных групп одной общей цели. В соответствии с этим определением функции бюрократии организационную культуру вполне оправданно интерпретировать как идеологизированную. С помощью термина “идеология” наиболее полно и привычно для нас выражаются две закрепленные за ним особенности: во-первых, производный, надстроечный характер идей и ценностей; во-вторых, репрессивный характер этих идей и ценностей.
Современная внутриорганизационная
политика позволяет сделать
Новый характер трудовых отношений ясно обнаруживается в крупных западных компаниях, отражая глобальные общественные сдвиги, переход общества к постиндустриальным ценностям и формам жизни. В крупных западных фирмах работа с персоналом приобретает тотальный характер, позволяющий говорить и о принципиальном изменении отношений к наемному труду. Перенос опыта этой работы на российскую почву должен происходить с осторожностью. Для отечественных условий в настоящее время на большинстве предприятий полезнее использовать традиционные механизмы организационного и символического насилия.
Символическое насилие следует понимать как функцию власти, предполагающую ее бессознательное принятие посредством системы значений и иерархии ценностей, приобретающих “само собой разумеющийся” характер. Цветаев В. Мотивация наемного труда в разных ситуациях //Персонал-МИКС.-2002.-№ 3(10)
Определим основные, на наш взгляд, стимулы и мотивирующие критерии в профессиональной деятельности:
- любые стимулирующие
действия должны быть
- людям важно испытывать радость от работы, отвечать за результаты, быть лично причастными к работе с людьми, чтобы их действия были для кого-то конкретно важны;
- каждый на своем
рабочем месте призван
- любой человек
стремится выразить себя в
труде, познать себя в его
результатах, получать
важно интересоваться отношением людей к потенциальным улучшениям условий их работы;
- каждому работнику
следует предоставить
- в достижении
цели, которую работник сам себе
определил или в
- хорошие работники
имеют полное право на
- сотрудники должны
иметь свободный,
- любые серьезные
решения об изменениях в
- самоконтроль: должен сопровождать любые действия работника;
- сотрудникам должна
быть предоставлена
- всегда следует поощрять инициативу, а не стремиться выжимать из сотрудников все, на что они способны;
- сотрудникам важно
постоянно предоставлять
- каждый работник по возможности должен быть сам себе шефом.
Глава
2.Анализ системы мотивации и
на предприятии АО “Петро-Холод” (г.Санкт-Петербург)
3.1.Краткая характеристика предприятия
АО “Петро-Холод”
создано в 1993 г. и сегодня является
крупным многопрофильным
Основная задача
АО “Петро-Холод” - это обеспечение
жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской
области высококачественными
Для достижения поставленных целей АО “Петро-Холод” выделило приоритетные доходные направления развития:
внедрение новых технологических линий по производству мороженого;
развитие розничной торговли продовольственными товарами, приобретаемыми без посредников;
сокращение непроизводительных расходов;
структурную и технологическую реорганизацию предприятия;
освоение новых производств, расширение ассортимента, улучшение качества производимой продукции;
удержание уровня цен на достаточно низком уровне.
Необходимым условием
для успешной работы в рыночных условиях
явилось освоение АО “Холод” современных
маркетинговых технологий, проведение
структурных и организационно-
Предприятием накоплен исключительный опыт работы в рыночной экономики, сформирован трудно оцениваемый кадровый потенциал, освоены современные технологии управления, обеспечена практически полное отсутствие такого бича российских предприятий как коррупция, воровство, некомпетентность, безответственность при принятии управленческих решений.
Приводимые результаты в части субъективных условий обеспечения деятельности достигнуты комплексом жестких мер к руководителям, специалистам и персоналу. В настоящее время предприятие представляет собой достаточно крепкий автономно функционирующий хозяйственный механизм, имеющий определенный запас прочности, четкие производственные и инвестиционные программы, слаженный коллектив, способный решить стоящие перед ним задачи.
Положительные результаты АО “Петро-Холод” достигнуты в условиях, когда подавляющее большинство производителей мороженого и других предприятий в данном секторе рынка практически простаивали или испытывали серьезнейшие финансовые затруднения.
Руководство предприятия
уделяет внимание не только качеству
выпускаемой продукции, но и культуре
обслуживания клиентов, внешнему и
моральному облику работников предприятия,
их уровню образования и
АО “Петро-Холод” приступило к разработке и ведению системы качества на основе международных стандартов “Управление качеством продукции” ИСО 9000, обеспечивающей контроль качества на всех этапах деятельности предприятия.
С этой целью на предприятие создана рабочая группа специалистов под руководством начальника отдела планирования и прогнозирования. Ежемесячно проводятся заседания комиссии, где обсуждаются и намечаются планы мероприятий по разработке и созданию систем качества. Информацию о политике и планах предприятия в области качества доводят до персонала цехов на совещаниях по качеству, которые проводятся в цехах.
Ежемесячно главным
инженером предприятия
Выделяются необходимые ресурсы для изучения прогрессивного опыта по управлению качеством, на приобретение необходимой литературы, различных прикладных программ. Для улучшения качества и скорости исполнения работы, на предприятии установлена мощная локальная компьютерная сеть, во всех подразделениях и отделах установлена оргтехника.
В целях обеспечения
эффективности реализации политики
и планов предприятия по улучшению
качества продукции на комбинате
проводится целенаправленная работа по
совершенствованию структуры
Долгосрочные планы разрабатываются на основе прогноза развития холодильной промышленности России, СНГ, Европы, Америки.
Ежегодным бизнес-планом предприятия определяется порядок, последовательность, сроки и затраты на выполнение взаимосвязанных действий, намеченных на достижение желаемого конечного результата по следующим показателям: