Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 18:49, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в проведении сравнительного анализа подходов в исследовании стилей управления.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы формирования стилей управления
в организации.
2. Проанализировать методологические подходы в организации стилей управления.
3. Провести сравнительный анализ стилей управления в организации.
При написании работы применялись следующие методы исследования,– изучение, анализ, систематизирование, изложение изученного материала.
Введение 3 - 4
Глава 1 Теоретические основы формирования стилей управления 5 - 10
в организации
1.1. Стили управления как объект научного анализа 5 - 8
1.2. Роль стиля управления в развитии организации 8 - 10
Глава 2 Анализ методологических подходов в организации
стилей управления 11 - 24
2.1. Обзор основных подходов в исследовании стилей управления 11 - 20
2.2. Сравнительный анализ подходов в исследовании 20 - 24
стилей управления
Заключение 25 - 26
Список использованной литературы 27 – 28
Приложение
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО
КАФЕДРА РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
И УПРАВЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИЯМИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Теория управления
на тему: Стили управления: основные подходы
Омск-2010
содержание
Введение
Глава 1 Теоретические основы формирования стилей управления 5 - 10
в организации
1.1. Стили управления
как объект научного анализа
1.2. Роль стиля управления
в развитии организации
Глава 2 Анализ методологических подходов в организации
стилей управления
2.1. Обзор основных подходов в исследовании стилей управления 11 - 20
2.2. Сравнительный анализ подходов в исследовании 20 - 24
стилей управления
Заключение
Список использованной
литературы
Приложение
введение
Наше общество осуществляет исключительно в трудную, во многом пpотивоpечивую, но исторически неизбежную и необратимую пеpестpойку. В социально-политической жизни - это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике - от административно -командной системы к рынку. Такие изменения в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения нас самих. Очень важны эти изменения в организации. Организация составляет основу мира менеджеров, которые формируют ее культуру.
Актуальность
выбранной темы в том, что правильно
выбранный и успешно
Уровень разрабатываемой темы в литературе
Множество книг, научных публикаций, статей, работ различных авторов (Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л., Веснин В.Р., Ксенчук Е.) посвящены изучению и анализу управления организацией, стилям управления, подходам применяемым в управлении организацией. Не обошла вниманием данный вопрос и глобальная сеть Интернета.
Объект и предмет исследования
Объектом исследования является процесс управления организацией.
Предметом исследования является сравнение методологических подходов в организации стилей управления
Цель курсовой работы заключается в проведении сравнительного анализа подходов в исследовании стилей управления.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы формирования стилей управления
в организации.
2. Проанализировать
методологические подходы в
3. Провести сравнительный
анализ стилей управления в организации.
При написании работы применялись следующие
методы исследования,– изучение, анализ,
систематизирование, изложение изученного
материала.
Данная работа состоит из двух глав: В первой главе раскрываются теоретические основы формирования стилей управления в организации. Во второй главе проводится анализ методологических подходов в организации стилей управления.
Глава
1. Теоретические основы
формирования стилей
управления в организации.
1.1.
Стили управления как
объект научного анализа.
Слово “стиль” греческого происхождения. Первоначально оно означало стержень для писания на восковой доске, а позднее употреблялось в значении “почерк”.
Одно
из глубоких исследований стиля в
современной психологии управления
провёл А.А. Журавлёв. Он дал следующее
определение : «стиль – это
индивидуально-типические особенности
устойчивой системы воздействия
руководителя на коллектив»
В
толковом словаре по управлению сказано
«Стиль управления –
совокупность наиболее характерных и
устойчивых методов решения задач и
проблем, используемых руководителями
организаций и предприятий в своей
практической деятельности».
В
своих работах Майкл Мескон дает
определение, стилю руководства – это
привычная манера поведения руководителя
по отношению к подчинённым, чтобы оказать
на них влияние и побудить к достижению
стилей организации.
В современной литературе встречаются
множество определений стиля
управления. Общим в определениях стиля
управления является трактовка его как
способа воздействия руководителя на
подчиненных. Считается, что стиль управления
- своего рода “почерк” в действиях менеджера,
типичный вид поведения руководителя
в отношении с подчиненными в процессе
достижения поставленной цели.
Стиль руководства является принадлежностью всякого аппарата управления. В литературе различают индивидуальный и общий стиль руководства. Понятие стиля уместно применить, прежде всего, в приложении к личности руководителя, причем индивидуальный стиль предстает как особая форма сочетания производственной функции руководителя с его функцией регулирования личностных взаимоотношений между членами подчиненного ему коллектива. Однако нельзя сводить целиком к личности руководителя и оценивать как своеобразную форму проявления его индивидуальности. Особенности личности руководителя при всей их значимости далеко не исчерпывают компоненты, формирующие присущий ему стиль руководства. Компоненты эти составляют субъективное начало и субъективный элемент стиля, а между тем стиль всегда имеет и общую объективную основу.
Стиль управления - индивидуально-типические характеристики устойчивой системы методов, способов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью выполнения организационных задач и управленческих функций. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего о выполнении задачи - все отражает стиль руководства, характеризующий данного руководителя.
Вот уже более полувека в социальной психологии и менеджменте ведется изучение феномена стилей руководства. Вопросами типологии стилей руководства занимались психологи в разное время, начиная с 30-х годов до настоящего времени. Одно из самых ранних исследований стилей менеджмента было выдвинуто Куртом Левином. Его типология индивидуальных стилей руководства, разработанная еще в 30-е годы, вместе со своими сотрудниками он провел эксперименты, и определил три ставших классическими стили руководства: авторитарный, демократический, нейтральный (анархический).
Позднее
предпринимались попытки
В
1964 году была опубликована книга профессора
Массачусетского
Работы Мак Грегора помогают менеджерам избегать неуверенности и стремиться к достижению максимального успеха. Он описывает систему руководства с двух противоположных позиций, каждую из которых может занять руководитель по отношению к своим подчиненным.
Управление
рассматривается как вид
• принятие управленческого решения;
• реализация принятого решения;
• контроль.
Таблица 1.
Классификация функций управления
Стадии управления | Функции управления |
Принятие управленческого решения | Прогнозирование |
Планирование | |
Реализация принятого | Организация |
Координация и регулирование | |
Активизация и стимулирование | |
Контроль | Учет |
Анализ |
1.2. Роль стиля управления
в развитии организации
Стиль руководства явление строго индивидуальное, так как он определяется специфическими характеристиками конкретной личности и отражает особенности работы с людьми и технологию принятия решения именно данной личности. Изучая стили управления возникает вопрос , а стоит ли поощрять различия в стилях работы, не лучше ли, и не проще ли добиваться выработки единого стиля управленческой деятельности в одной организации и даже во всех организациях. Ответ дает практика управления организациями, которая требует разных стилей руководства, при их общих базовых особенностях, в разных отраслях, в разных условиях и на разных этапах развития предприятий. Важнейшим элементом современного стиля деятельности является именно умение менять стиль работы в зависимости от актуальных требований момента.
Руководитель - это ключевое звено в кадровой системе. Опираясь на аппарат, руководитель направляет деятельность всего коллектива организации. Он одновременно и представитель высшего звена управления в управленческом коллективе, и лидер коллектива.
По занимаемому в управленческой иерархии уровню руководители составляют три звена: первичное, среднее и высшее. К первичному звену принято относить руководителей на уровне цехов, участков, производств, как линейных так и функциональных. Среднее звено - руководитель крупных структурных подразделений организаций. Высшее звено - это те руководители, которые, как правило, подчинены уже не другим руководителям, а собственникам - хозяева организации.