Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 14:30, реферат
Работа менеджера представляется как выполнение управленческих функций в системе «человек-человек». Это накладывает свой отпечаток на выбор стиля руководства фирмой. Невозможно с высокой степенью вероятности прогнозировать управленческую деятельность, поскольку каждая личность, на которую направлено управляющее воздействие, по своему уникальна, а ее поведение в пространстве и времени зависит как от субъективных, так и от объективных факторов. Поэтому использовать такой тонкий инструмент менеджмента, как стиль управления, следует с большой осторожностью и на высоком профессиональном уровне.
Все определения стиля управления сводятся к совокупности характерных для менеджера приемов и способов решения задач управления, т.е. стиль – это система постоянно применяемых методов руководства.
Введение 3
1. Дуглас МакГрегор. «Человеческая сторона предприятия» 4
2. Теория X и Y 6
2.2 Теория X 8
2.3 Теория Y 9
3. Кравченко А.И. «История менеджмента»
3.1 Теория стилей руководства Д.МакГрегора 10
3.2 Конкретный пример. Макгрегор Д. Человеческий аспект предприятия 13
Заключение
Достижение
школы науки о поведении легли
в основу концепции управления человеческими
ресурсами, основное содержание которой
не сводится только к увеличению морального
компонента и степени личной удовлетворенности
в организации, как это было свойственно
теории человеческих отношений. Цель управления
на основе человеческих ресурсов организации
заключается в
Концепция
управления человеческими ресурсами
исходит из предпосылки, что моральный
климат на предприятии, равно как
и удовлетворенность
2.2
Теория Х
В этой
теории управление предполагает, что
работники изначально ленивы и будут
по возможности избегать работы. Из-за
этого работники должны быть под
пристальным наблюдением, для чего
разрабатываются комплексные
Менеджер
по Теории X, как правило, считает, что всё
должно заканчиваться возложением ответственности
на кого-нибудь. Он считает, что все предполагаемые
работники ищут выгоды для себя. Как правило,
такие руководители полагают, что единственная
цель заинтересованности сотрудников
в работе — это деньги. В большинстве случаев
они обвиняют в первую очередь человека,
не ставя вопрос о том, что, может быть,
винить надо систему, стратегию или отсутствие
подготовки.
Более
того, руководители Теории X не могут доверять
ни одному сотруднику, и это постоянно
всеми средствами показывается вспомогательному
персоналу. Менеджера Теории X можно назвать
препятствием производительности и моральному
духу сотрудников.
Многие
руководители (в 60-е годы), как правило,
поддерживали Теорию X в том её аспекте,
что они довольно пессимистически оценивали
своих работников. Менеджер Теории X считает,
что его сотрудники не хотят по-настоящему
работать, что они скорее будут избегать
обязанностей и что работа менеджера заключается
в структурировании деятельности и побуждении
сотрудников. Результатом такого мышления
стало то, что руководители Теории X естественным
образом принимают более авторитарный
стиль, основанный на угрозе наказания.
Один
из серьезных недостатков этого
стиля управления — то, что он
имеет гораздо больше шансов вызвать
отрицательный эффект масштаба в
больших предприятиях. Теория Y позволяет
расширять бизнес при одновременном увеличении
прибыли, поскольку заводские рабочие
имеют свои собственные обязанности.
2.3
Теория Y
Правление
предполагает, что работники могут
быть амбициозными, иметь внутренние
стимулы, стремиться взять на себя больше
ответственности и осуществлять
самоконтроль и самоуправление, направлении.
Считается, что сотрудники получают
удовольствие от своих обязанностей,
связанных как с умственным, так
и физическим трудом. Считается также,
что работники испытывают желание
проявлять творческое и прогрессивное
мышление в производстве, если представляется
возможность. Существует шанс повысить
производительность, предоставляя служащим
свободу работать по мере своих возможностей,
не увязая в правилах.
Менеджер
Теории Y считает, что при благоприятных
условиях большинство людей хотят работать
хорошо и что у рабочей силы есть резерв
неиспользуемых творческих способностей.
Они верят, что удовлетворение от хорошего
выполнения своей работы является мощным
стимулом само по себе. Менеджер Теории
Y постарается устранить препятствия,
мешающие работникам полностью реализовать
себя.
Многие
люди понимают Теорию Y как позитивный
набор предположений относительно работников.
Внимательное прочтение «Человеческой
стороны предприятия» показывает, что
Макгрегор просто приводит доводы в пользу
того, что руководители должны быть открыты
для более позитивного взгляда и возможностей,
которые они создают.
3.
Кравченко А.И. «История
менеджмента»
3.1
Теория стилей руководства
Д.МакГрегора
«Согласно подходу Макгрегора, в
значительной мере действия
Авторитарный стиль руководства Макгрегор назвал «теорией X». Основной ее предпосылкой является предположение о том, что среднетипичный человек не любит работы и стремится по мере возможностей ее избегать. Поэтому его необходимо постоянно принуждать выполнять что-то, осуществляя жесткий контроль и угрозу наказания. Индивид не способен внести позитивный вклад в успех предприятия, если нет угрозы, что его лишат возможности удовлетворять важнейшие материальные потребности. Большинство людей предпочитают, чтобы ими руководили, стремятся не брать на себя ответственность, не имеют высоких амбиций и желают прежде всего безопасности.
Хотя по сравнению с двадцатыми годами в СИТА заметно улучшение в отношениях между рабочими и предприятиями, считает Макгрегор, но оно еще не настолько велико, чтобы менеджеры могли отказаться от «теории X». На практике она остается преобладающей моделью стиля руководства.
Для решительной переориентации менеджмента в связи с изменением конкретно-исторических и социально-экономических условий в СШАво второй половине XX века необходим новый подход, названный им «теория Y». Ее исходные предпосылки: физические и умственные усилия на работе также естественны для человека, как отдых или развлечения; при достижении целей организации, в которых он заинтересован, индивид проявляет самоконтроль; вклад в общее дело есть функция связанного с ним вознаграждения. При соответствующих условиях работник не только приемлет ответственность, но и стремится к ней. Способности к творчеству, которые не полностью используются в организациях, присущи большинству людей.
Принятие на вооружение негативной концепции («теория X») означает отстранение подчиненных от участия в выработке решений, подавление инициативы детальным, мелочным контролем. Позитивная концепция («теория Y»), предполагающая осуществление менеджером общего контроля и привлечение работников к управлению, больше соответствует демократическому стилю руководства.
Принципиальной особенностью концепции Макгрегора, на что не всегда обращается внимание, является то, что «теория X» и «теория Y» не носят исследовательского характера, т. е. не отвечают на вопрос, как это происходит на самом деле. Прежде всего они имеют рекомендательное значение, ибо говорят о том, как это нужно делать. Суть концепции — установление зависимости между стилем управления и поведением служащих.
Авторитарный руководитель — не обязательно тот человек, который сознательно считает своих подчиненных ленивыми, инертными существами, способными подчиняться лишь окрикам и угрозам. В действительности многие менеджеры вполне реально воспринимают людей такими, какие они есть на самом деле, с их сложным внутренним миром, но в силу объективных обстоятельств или других причин ведут себя с подчиненными так, как описано в модели авторитарного руководителя. Причем это не всегда может зависеть от общественных условий. Даже при демократическом строе многие руководители практикуют автократические методы управления.
Иногда за внешней развязностью у них действительно скрывается циничный взгляд на людей. Гораздо чаще авторитарный стиль навязан объективными условиями, несмотря на то, что субъективно они, вполне вероятно, не склонны к нему. Поэтому считается, что в иных ситуациях не человек выбирает себе стиль руководства, а стиль выбирает человека. И выбор бывает независимым от воли и сознания самого руководителя. Причинами выбора авторитарной модели могут стать неорганизованность на производстве, развал трудовой дисциплины, некомпетентность руководителя или подчиненных.
Диагностика и внедрение
Поскольку концепция Макгрегора носит ярко выраженный инструментальный характер, то перед тем, как компания вознамерится перестроить систему управления, она должна продиагностировать реальные условия и ответить на ряд вопросов:
1) каково отношение к подчиненным в компании (уровень доверительности, вовлечения в принятие решений, развитие инициативы);
2) соответствует ли производительность труда ожидаемой уровню (возможно, что она достаточно высока и реорганизация не требуется);
3) каковы состояние трудовой дисциплины и потери рабочего времени из-за отсутствия служащих на работе, забастовок, вынужденных простоев и т. п.), каков организационный климат в целом.
Зная реальное положение, менеджеры могут строить свои отношения, исходя либо из «теории X», либо из «теории Y». Они не обязательно должны быть альтернативными, исключающими друг друга. На практике встречаются и смешанные типы, с элементами того и другого стиля. Кроме того, менеджер может менять свою концепцию управления в зависимости от сложившейся ситуации, внешней конъюнктуры, фазы развития предприятия, переходя от авторитарного к демократическому стилю, либо наоборот.
Следует понимать, конечно, что обе теории стилей управления Макгрегора отражают только предположения и умозрительные заключения относительно природы трудовой деятельности и не подкреплены соответствующими эмпирическими исследованиями. Спустя некоторое время после публикации своей работы Макгрегор убедился в том, что его концепция часто получает ложное истолкование.
По мнению Макгрегора, «теория X» объясняет последствия применения определенной стратегии менеджмента, описывает природу человека. Искажение концепции, по видимому, и обусловлено смещением двух различных аспектов.
Принятие менеджментом одной из двух теорий создает соответствующие организационный климат, структуру управления и социальную политику. Когда людей лишают возможности удовлетворить в труде важнейшие для них жизненные ценности или потребности («теория X»), они соответственно и ведут себя: апатично или пассивно, не желая принимать на себя ответственность, сопротивляются нововведениям, охотно поддаются демагогии. Для исправления стиля руководства в компании консультанты по менеджменту рекомендуют вначале подробно описать содержание работы, структуру и распределение заданий, а затем изменить систему коммуникаций и применять новые методы материального и нематериального поощрения.
Центральным вопросом устранения негативных последствий «теории X», по мнению С.Кук, нужно считать установление высокого, но обоснованного уровня требовательности к работнику. Это стимулирует его к достижению и раскрытию своих способностей, к повышению трудового вклада. Контроль за подчиненными в таком случае должен быть ограниченным, допускающим минимальное вмешательство менеджеров в их деятельность. В конечном счете, пусть не сразу, но практикование «теории X» ведет к падению экономической эффективности компании.
Конечно,
в концепции Макгрегора немало ограничений.
Так, в связи с интенсивными нововведениями
на современных предприятиях возникают
не предусмотренные «теорией X» трудности.
Первая реакция менеджеров на проблемы,
возникающие в ходе внедрения нововведения,
— стремление вернуться к старым методам
управления. Не получив сиюминутных результатов,
либо не получив того, что ожидали, начинают
старое ценить выше нового.»
3.2 Конкретный пример. Макгрегор Д. Человеческий аспект предприятия
«Традиционный подход к управлению выражен «теорией X». Главная задача менеджмента — производство вещей при помощи людей, которых надо награждать, контролировать и наказывать, если мы хотим достичь эффективного применения людей, оборудования и капиталов. Среднестатистический человек по природе ленив, т. е. он стремится работать настолько мало, насколько это возможно. Он лишен амбиций, чувства ответственности и предпочитает быть управляемым, а не управлять. Вдобавок ко всему, он эгоистичен и равнодушен к делам организации.
В реальной практике методы руководства представляют некий баланс между жесткими и мягкими формами. У жестких недостаток тот, что используемое менеджером принуждение встречает открытое сопротивление рабочих: рестрикционизм, воинственно настроенные профсоюзы, скрытый саботаж. У мягких методов свои недостатки. Часто они оборачиваются сложением с себя управленческих полномочий и невысокой исполнительностью: менеджер ожидает от подчиненных больше того, что реально получает. Комбинация того и другого, особенно популярная сегодня, опирается на формулу «строго, но справедливо».
Информация о работе Стили управления. Исследование вклада в развитие управления Дугласа Мак-Грегора