Стили управления и их характеристика. Требования к руководителю и характеристика ролей менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 13:02, лекция

Описание работы

Определяющим моментом организационного процесса является выбор стиля руководства. Стиль руководства – это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, направленная на воздействие и побуждение подчиненных к достижению поставленной цели.

В теории и практике управления выделяют, как правило, три стиля управления:

1. Автократический (авторитарный).

Демократический.
Либеральный.

Работа содержит 1 файл

Стили управления.doc

— 76.50 Кб (Скачать)

Лекция 3 

Стили управления и их характеристика. Требования к руководителю и характеристика ролей менеджера 

  Определяющим  моментом организационного процесса является выбор стиля руководства. Стиль руководства – это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, направленная на воздействие и побуждение подчиненных к достижению поставленной цели.

  В теории и практике управления выделяют, как правило, три стиля управления:

  1. Автократический (авторитарный).

  1. Демократический.
  2. Либеральный.

  Дадим характеристику каждого стиля, условия его применения, преимущества и недостатки.

  Автократический стиль — это жесткий стиль управления армейского типа. Действительно, его можно охарактеризовать почти цитатой из устава армии: приказ начальника — закон для подчиненных, приказ не обсуждается, и он должен быть выполнен беспрекословно, точно в срок. Руководитель-автократ принимает единоличные решения без советов с подчиненными и спускает их по нисходящей вертикали.

Преимущества  стиля

  1. Малые затраты времени на выработку и принятие решений, поскольку никакого обсуждения на этапе их подготовки не происходит.
  2. Достаточно высокая точность и быстрота исполнения решений, 
    вследствие жесткого контроля (прессинга) со стороны руководителя и 
    его контрольного аппарата.
  3. Возможность быстрого воздействия (реагирования) на поведение 
    объекта управления, что является важным моментом при быстроизменяющейся, главным образом, внешней обстановке.

Недостатки  стиля

  1. Большая вероятность принятия ошибочных решений из-за неучета мнений подчиненных и других издержек информационного  и  временного порядка. К последним относятся, например, слабость информационной базы в количественном и качественном аспектах и недостаток 
    времени на обработку информации. Нельзя не учитывать влияния на 
    ошибочность решений и субъективизма самого руководителя.
  2. Большие затраты на контрольный аппарат, следящий за исполнением решения.
  3. Большая вероятность возникновения явления фрустрации, под которой понимается сознательный уход подчиненных от принятия решений даже по тем вопросам, по которым руководитель-автократ предоставляет им право действовать самостоятельно.

      Область применения автократического стиля

  1. Кризисные или критические ситуации: аварии, стихийные бедствия, внезапно быстрое изменение ситуации во внешнем окружении 
    предприятия. Во всех этих случаях промедление с принятием решения 
    может принести несравненно больший ущерб, чем возможность принятия не лучшего решения.
  2. В слабоорганизованных объектах управления, находящихся в таком состоянии достаточно длительный период. Автократизм здесь достаточно эффективен до момента приобретения объектом управления 
    организационной стройности. Дальнейшее же использование автократического стиля может привести к напряженности во взаимоотношениях руководителя и подчиненных, проявляемой в том числе и через вышеуказанное явление фрустрации.

 Демократический стиль характерен предоставлением подчиненным больших прав в области разработки и принятии решений. Причем по целому ряду решений, не определяющих стратегический курс предприятия, подчиненным предоставляется полное право действовать самостоятельно. Руководитель здесь исходит из принципа наиболее глубокого разделения труда в управлении как по функциональному, так и квалификационному признакам. Но при этом важно подчеркнуть, что, если руководитель считает позицию подчиненных ошибочной и уверен, что его оценка верна, то он должен принять единоличное решение по автократическому образцу. Это исходит из принципа единоличной ответственности руководителя за результаты деятельности объекта управления.

Преимущества  стиля

1.Меньшая  вероятность принятия ошибочных  решений, так как они 
вырабатываются коллегиально.

  1. Большая удовлетворенность подчиненных своим трудом, а следовательно, и их большая эффективность деятельности.
  2. Меньшие затраты на контроль исполнения принятых решений, 
    поскольку подчиненные, принимая участие в разработке решений, как 
    бы заранее принимают на себя обязанность выполнять их, если послед 
    ние дойдут до стадии реализации.

      Область применения демократического стиля

  1. Достаточно развитые в квалификационно-интеллектуальном аспекте коллективы с высоким уровнем организации.
  2. Стабильный процесс производства, подвергаемый лишь локальным изменениям, не изменяющих его основного содержания.
  3. Относительно слабое влияние на объект управления изменений, 
    происходящих во внешнем окружении (среде).

  Недостаток  демократического стиля  — большие затраты времени на выработку и принятие решения.

  Либеральный стиль управления отличается предоставлением подчиненным очень широких прав в выработке, принятии и исполнении решений, причем иногда не только оперативно-технического, но и перспективно-стратегического характера.

Преимущества  стиля

  1. Возможность полного раскрытия подчиненными своих потенциальных способностей во всех областях, непосредственно связанных с деятельностью объекта управления.
  2. Очень высокая степень удовлетворенности подчиненных своим трудом.
  3. Очень малые затраты на контроль деятельности подчиненных.

        Недостатки  либерального стиля

  1. Очень высокая вероятность возникновения в объекте управления 
    дезинтеграционных тенденций, если отсутствует или слабо проработана 
    общая объединяющая идея.
  2. Большая вероятность снижения производственных показателей и 
    распада коллектива, если исчезают или отсутствуют факторы, способствующие применению либерального стиля.

      Область применения либерального стиля

  1. Высокоразвитые в квалификационно-интеллектуальном и организационн-но-культурном отношениях коллективы с высокой степенью 
    разделения труда практически одинаковой сложности в квалификационном   аспекте.  Обычно   это   научно-исследовательские   или   опытно- 
    конструкторские организации, где ученые или разработчики узко специализируются в исполнении какой-либо части общего проекта или 
    общей научной темы. В этих случаях роль руководителя сводится к координации деятельности групп ученых и специалистов в рамках достижения общей  цели  и  в  недопущении  возникновения   "узких"   мест (отставания) отдельных групп от общего темпа работ.
  2. Отдельные локальные ситуации в любых коллективах, когда либеральный подход к решению проблем является наиболее эффективным. 
    Например, достаточно мягкое наказание подчиненного, случайно допустившего то или иное упущение в работе.

  В современных взглядах на управление приоритет принадлежит ситуационному фактору. Это значит, что руководитель должен в своей практической деятельности применять тот стиль управления, который даст наибольший эффект (быстрее приведет к цели) в конкретно сложившихся условиях. Выбранный стиль руководства является определенной тактикой, от которой во многом зависит результат профессиональной деятельности менеджера. Отсюда ясно, что руководитель любого иерархического уровня должен уметь пользоваться всеми стилями управления. Он должен знать их сильные и слабые стороны, условия и границы правильного применения каждого стиля.

  Сравнительная характеристика стилей управления

Авторитарный Демократический Либеральный
Разделение  полномочий
Все полномочия руководитель сосредотачивает в своих руках. Устанавливает жесткий контроль Разделение  власти, участие работников в управлении. Частичное делегирование своих полномочий Минимальное участие  в управлении. Максимальная передача полномочий. Предпочтение отдается указаниям «сверху»
Ответственность
Вся ответственность  возложена на руководителя Ответственность частично может быть разделена с подчиненными Руководитель  стремится уменьшить свою ответственность
Принятие  решений
Руководитель  принимает и отменяет решения единолично Руководитель  советуется с подчиненными Руководитель  старается избегать принятия решения или перекладывает его на плечи других
Отношение к самостоятельности  подчиненный
Руководитель навязывает подчиненным свое мнение Руководитель поощряет самостоятельность подчиненных Руководитель  предоставляет подчиненным возможность  полнейшей самостоятельности
Методы  руководства
Приказания  и волевое давление со стороны руководства Обращение к  подчиненным за советами, убеждение Просьбы, уговаривание, иногда запугивание подчиненных
Контроль
Руководитель  вмешивается в дела подчиненных Руководитель отмечает успехи, ненавязчиво контролирует Руководитель  контролирует от случая к случаю
Отношение к критике
Относится отрицательно, отторгает её Прислушивается, делает надлежащие выводы Выслушивает, но выводов не делает
Контакты  с подчиненными
Амбициозен, держит подчиненных на расстоянии Регулярно общается с ними и получает информацию Испытывает  трудности в общении
Своя  оценка
Считает себя незаменимым, противопоставляет  себя коллективу Не проявляет  превосходства Занимает позицию  зависимого, часто идет на поводу
Продуктивность  работы без него
Снижается Не хуже Даже лучше
 
 

Понятие менеджер и требования, предъявляемые к ним  

      Слово «менеджер» имеет несколько значений:

  1. наемный профессиональный управляющий;
  2. специалист по управлению производством;
  3. предприниматель в профессиональном спорте.

      Таким образом, менеджер – это наемный работник, занимающийся определенную руководящую должность в данной организации. В тоже время менеджер в ряде случаев может быть совладельцем этого предприятия, иметь его акции. Менеджеры решают, какие цели в области производительности поставить перед организацией, какие методы получения продукции использовать, какие формы стимулирования наиболее приемлемы и др. Очень часто именно руководители своей организованностью, личным примером задают тон в организации. Так каким же требованиям должны отвечать руководители?

    1. Обязательность. Рассмотрим в двух аспектах: 1) по отношению к подчиненным; 2) по отношению к коллегам по руководящей деятельности.
    2. Поисковая активность, т.е. нацеленность на решение возникающих проблем.
    3. Быть руководителем, а не погонщиком. Это означает, что решая оперативные вопросы, на 1 место ставить перспективные вопросы развития. «Погонщик» решает в основном оперативные вопросы и видит в этом главное.
    4. Целеустремленность и решительность, умение показать эти качества подчиненным. И обязательное соблюдение принципа – отдавать приказы только от своего имени.
    5. Знание науки управления. Понимание природы управленческого труда и процессов менеджмента.
    6. Умение беречь время (свое и подчиненных).
    7. Правильный подход к обучению подчиненных (задание на грани возможностей подчиненных).
    8. Обязательность поощрения и наказания.
    9. Строгость и требовательность.
    10. Тактичность в поведении.
    11. Умение говорить (четкость и краткость) и молчать.
    12. Умение слушать.
    13. Коммуникабельность. Умение использовать современную информационную технологию и средства коммуникации, необходимые в управленческом процессе.
    14. Организаторские способности.
    15. Ответственность за принимаемые решения.

Информация о работе Стили управления и их характеристика. Требования к руководителю и характеристика ролей менеджера