Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 13:02, лекция
Определяющим моментом организационного процесса является выбор стиля руководства. Стиль руководства – это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, направленная на воздействие и побуждение подчиненных к достижению поставленной цели.
В теории и практике управления выделяют, как правило, три стиля управления:
1. Автократический (авторитарный).
Демократический.
Либеральный.
Лекция
3
Стили
управления и их характеристика.
Требования к руководителю
и характеристика ролей
менеджера
Определяющим моментом организационного процесса является выбор стиля руководства. Стиль руководства – это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, направленная на воздействие и побуждение подчиненных к достижению поставленной цели.
В теории и практике управления выделяют, как правило, три стиля управления:
1.
Автократический (авторитарный)
Дадим характеристику каждого стиля, условия его применения, преимущества и недостатки.
Автократический стиль — это жесткий стиль управления армейского типа. Действительно, его можно охарактеризовать почти цитатой из устава армии: приказ начальника — закон для подчиненных, приказ не обсуждается, и он должен быть выполнен беспрекословно, точно в срок. Руководитель-автократ принимает единоличные решения без советов с подчиненными и спускает их по нисходящей вертикали.
Преимущества стиля
Недостатки стиля
Область применения автократического стиля
Демократический стиль характерен предоставлением подчиненным больших прав в области разработки и принятии решений. Причем по целому ряду решений, не определяющих стратегический курс предприятия, подчиненным предоставляется полное право действовать самостоятельно. Руководитель здесь исходит из принципа наиболее глубокого разделения труда в управлении как по функциональному, так и квалификационному признакам. Но при этом важно подчеркнуть, что, если руководитель считает позицию подчиненных ошибочной и уверен, что его оценка верна, то он должен принять единоличное решение по автократическому образцу. Это исходит из принципа единоличной ответственности руководителя за результаты деятельности объекта управления.
Преимущества стиля
1.Меньшая
вероятность принятия
вырабатываются коллегиально.
Область применения демократического стиля
Недостаток демократического стиля — большие затраты времени на выработку и принятие решения.
Либеральный стиль управления отличается предоставлением подчиненным очень широких прав в выработке, принятии и исполнении решений, причем иногда не только оперативно-технического, но и перспективно-стратегического характера.
Преимущества стиля
Недостатки либерального стиля
Область применения либерального стиля
В
современных взглядах на управление
приоритет принадлежит
Сравнительная характеристика стилей управления
Авторитарный | Демократический | Либеральный |
Разделение полномочий | ||
Все полномочия руководитель сосредотачивает в своих руках. Устанавливает жесткий контроль | Разделение власти, участие работников в управлении. Частичное делегирование своих полномочий | Минимальное участие в управлении. Максимальная передача полномочий. Предпочтение отдается указаниям «сверху» |
Ответственность | ||
Вся ответственность возложена на руководителя | Ответственность частично может быть разделена с подчиненными | Руководитель стремится уменьшить свою ответственность |
Принятие решений | ||
Руководитель принимает и отменяет решения единолично | Руководитель советуется с подчиненными | Руководитель старается избегать принятия решения или перекладывает его на плечи других |
Отношение к самостоятельности подчиненный | ||
Руководитель навязывает подчиненным свое мнение | Руководитель поощряет самостоятельность подчиненных | Руководитель
предоставляет подчиненным |
Методы руководства | ||
Приказания и волевое давление со стороны руководства | Обращение к подчиненным за советами, убеждение | Просьбы, уговаривание, иногда запугивание подчиненных |
Контроль | ||
Руководитель вмешивается в дела подчиненных | Руководитель отмечает успехи, ненавязчиво контролирует | Руководитель контролирует от случая к случаю |
Отношение к критике | ||
Относится отрицательно, отторгает её | Прислушивается, делает надлежащие выводы | Выслушивает, но выводов не делает |
Контакты с подчиненными | ||
Амбициозен, держит подчиненных на расстоянии | Регулярно общается с ними и получает информацию | Испытывает трудности в общении |
Своя оценка | ||
Считает себя незаменимым, противопоставляет себя коллективу | Не проявляет превосходства | Занимает позицию зависимого, часто идет на поводу |
Продуктивность работы без него | ||
Снижается | Не хуже | Даже лучше |
Понятие
менеджер и требования,
предъявляемые к ним
Слово «менеджер» имеет несколько значений:
Таким образом, менеджер – это наемный работник, занимающийся определенную руководящую должность в данной организации. В тоже время менеджер в ряде случаев может быть совладельцем этого предприятия, иметь его акции. Менеджеры решают, какие цели в области производительности поставить перед организацией, какие методы получения продукции использовать, какие формы стимулирования наиболее приемлемы и др. Очень часто именно руководители своей организованностью, личным примером задают тон в организации. Так каким же требованиям должны отвечать руководители?