Стили руководства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 16:34, дипломная работа

Описание работы

Цель работы - изучение, анализ стилей руководства организации и пути его совершенствования. Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
• Охарактеризовать основные стили руководства
• Рассмотреть их особенности
• Выявить особенности проявления стилей руководства у различных личностей

Содержание

Введение……………………………………………………………..……………3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы совершенствования стилей руководства в кадровом менеджменте организации……………………………5
1.1. Понятие стилей руководства организации.………………………………5
1.2. Методы управления в кадровом менеджменте организации……………………………………………………………………..25Выводы по I главе………………………………………………………..……..31
Глава II. Опытно-практическая работа по совершенствованию стилей руководства………………………………………………………………………32
2.1. Оценка эффективности управления персоналом в гостинице “Ильмень”………………………………………………………………………...32
2.2. Анализ результатов опытно-практической работы……………………..35
2.3. Предложения по совершенствованию стилей руководства………………...
Выводы по II главе……………………………………………………………..48
Заключение……………………………………………………………………49
Список использованной литературы………………………………………51
Приложения…………………………………………………………………..57

Работа содержит 1 файл

Стили руководства.doc

— 396.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………..……………3

Глава I.   Теоретическое обоснование проблемы совершенствования стилей руководства в кадровом менеджменте организации……………………………5

1.1. Понятие стилей руководства организации.………………………………5

1.2. Методы управления в кадровом менеджменте организации……………………………………………………………………..25Выводы по  I главе………………………………………………………..……..31

 

Глава II. Опытно-практическая работа по совершенствованию стилей руководства………………………………………………………………………32

2.1. Оценка эффективности управления персоналом в гостинице “Ильмень”………………………………………………………………………...32

2.2. Анализ результатов опытно-практической работы……………………..35

2.3. Предложения по совершенствованию стилей руководства………………...

Выводы по II главе……………………………………………………………..48

 

Заключение……………………………………………………………………49

Список использованной литературы………………………………………51

Приложения…………………………………………………………………..57

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Данная дипломная  работа посвящена анализу повседневной деятельности руководителя. В ней  рассматриваются основные приемы и методы работы менеджера.

Работа имеет  особую актуальность в данный момент, так как сейчас особое внимание стало  уделяться вопросам наиболее эффективного взаимодействия руководителя с подчиненными.

Стиль руководства является одним из основных понятий в управленческой психологии. Под ним подразумевается способ или система способов, с помощью которых руководитель воздействует на своих подчинённых с целью успешного выполнения своих функций и успешной работы организации.

На стиль руководства  влияет множество факторов. В первую очередь – это личность самого руководителя, особенности его характера. Кроме того, стиль руководства зависит от специфики сферы деятельности, особенностей руководимого коллектива, окружающей производственной среды. В связи с этим стили руководства изучаются с разных подходов:

  • Подход с позиции личных качеств человека
  • Поведенческие теории, рассматривающие проблему с позиции поведения руководителя
  • Ситуационные теории, исследующие стиль руководства в контексте ряда ситуационных факторов

В современных условиях рыночной экономики, в условиях высокой конкуренции между производителями и спросом на качественную продукцию изменились и функции руководителей. Так, к ним предъявляется ряд требований, к которым относятся обеспечение высокой производительности, контроль над качественным исполнением работниками своих обязанностей и др. В связи с этим возникает необходимость совершенствовать стили руководства, применяя которые можно было бы соответствовать предъявляемым требованиям. Этим объясняется актуальность работы.

Данные положения  определили тему исследования: «Стиль руководства и его значение в кадровом менеджменте организации».

Проблема: каковы пути совершенствования стилей руководства в кадровом менеджменте организации?

Цель работы - изучение, анализ стилей руководства организации и пути его совершенствования. Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • Охарактеризовать основные стили руководства
  • Рассмотреть их особенности
  • Выявить особенности проявления стилей руководства у различных личностей
  • Предложить пути совершенствования стилей руководства

Поставленные  задачи легли в основу построения структуры работы: она состоит  из введения, двух частей: теоретической  и практической, и заключения, где  даются выводы и предложения.

Предметом исследования является процесс формирования стиля руководства на примере гостиницы «Ильмень»

Объектом – особенности различных стилей руководства.

Методологической  базой исследования послужили работы ученых Ивановской Л.В., Свистунова В.М., Маслова Е.В.

Теоретическая значимость работы состоит в выявлении и описании путей совершенствования стилей руководства в кадровом менеджменте организации.

Практическая значимость – результат исследования может быть использован в различных организациях.

База исследования: гостиница «Ильмень» г. Миасс

При выполнении выпускной квалификационной работы использовались следующие методы:

  • метод анализа;
  • анкетный опрос руководителей и подчиненных организации;
  • изучение документов организации.

Учитывая важность управления персоналом, представляется необходимым уточнить, какие цели преследует управленческая деятельность такого рода. В современной литературе, как правило, выделяют две группы целей менеджмента персонала: организационные и личные. Организационные цели традиционно стоят в центре управления персоналом, да и управления в целом. Обычно их связывают с обеспечением эффективности предприятия. И с этой точки зрения управление персоналом есть деятельность по использованию сотрудников для достижения эффективности организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.   Теоретическое обоснование проблемы совершенствования стилей руководства.

 

    1. Понятие стиля руководства организации.

 

 Каждый руководитель  в процессе управленческой деятельности  выполняет свои обязанности в  свойственном только ему стиле. Стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Принятый стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а так же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - все отражает стиль руководства данного руководителя.

Слово “стиль”  греческого происхождения.  Первоначально оно означало стержень для писания на восковой доске, а позднее употреблялось в значении  “почерк”. Отсюда можно считать, что стиль руководства – своего рода “почерк” в действиях менеджера.

Стиль руководства   типичный вид поведения руководителя в отношении с подчиненными в процессе достижения поставленной цели. Одной из составляющих функций управления является лидерство (руководство).

Стиль руководства  – индивидуально-типические характеристики устойчивой системы методов, способов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью выполнения организационных задач и управленческих функций. Это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего о выполнении задачи – все отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера.

Стиль отличается устойчивостью, которая проявляется  в частом применении разных приемов  управления. Но эта устойчивость относительна, так как стилю обычно характерен динамизм. Правильно выработанный стиль  руководства соответствующий сложившийся  ситуации способен преодолеть, казалось бы, непреодолимые препятствия. И он приведет систему к неожиданно высоким конечным результатам. Стиль руководства во многом определяется индивидуальными качествами руководящего лица. Но при всей их значимости особенности личности не исключают другие компоненты, формирующие стиль управления. Компоненты эти составляют субъективный элемент стиля, но стиль всегда имеет и общую объективную основу.

Объективно, какой  бы стиль не был избран руководителем, его выбор определяется сознательной целью, которая характеризует способ и метод его действий. Кроме этого существуют и другие объективные компоненты стиля. К ним относятся: закономерность управления; специфика сферы конкретной деятельности; единые требования, предъявляемые к руководителям; социально - психологические черты исполнителей (возраст, пол, квалификация, профессия, интересы и потребности и пр.); уровень иерархии управления; способы и приемы управления, используемые вышестоящими руководителями. Данные объективные слагаемые стиля показывают сочетание в деятельности руководителя, производственной функции и функции регулирования взаимоотношений в коллективе, характер сложившихся в ней традиций и приемов общения, а тем самым и стиль работы.

Стиль руководства  в управлении — это устоявшаяся манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации.

Анализ стилей основывается на разнообразных подходах.

Личностный  подход. Согласно личностной теории, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личностных качеств. К ним относятся: уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование, высокая степень уверенности в себе. Исследования показывают, что, с одной стороны, лидеры, как правило, отличаются интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и социальным статусом. С другой стороны, человек, как правило, не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личностных свойств.

Поведенческий подход создал основу для классификации стилей руководства. Согласно поведенческому подходу эффективность определяется не личностными качествами руководителя, а его манерой поведения по отношению к подчиненным.

Поведенческий подход углубил понимание лидерства, сосредоточив внимание на поведении  руководителя, желающего побудить людей  к достижению целей организации. Его основной недостаток заключается в тенденции исходить из предположения, что существует какой-то один оптимальный стиль управления. Но не существует одного наилучшего стиля руководства, эффективность стиля зависит от характера конкретной ситуации.

Ситуационный  подход основан на положении о том, что для эффективного управления стили поведения и личностные качества руководителя должны соответствовать конкретной ситуации. Результаты их исследований показывают, что руководитель-лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях.

Стиль руководства  – это привычная манера поведения  руководителя по отношению к своим  сотрудникам с целью повлиять на них или побудить к действию. Назовем наиболее встречающиеся стили руководства.

Исторически первым и до сегодняшнего момента, видимо, наиболее распространенным на практике является авторитарный стиль, считающийся универсальным. Он основывается на отдаче подчиненным в приказной форме распоряжений без всяких объяснений их связи с общими целями и задачами деятельности организации. Применяющий его руководитель отдает предпочтение официальному характеру отношений, поддерживает между собой и подчиненными дистанцию, которую те не имеют право нарушить. Но ему нужно обладать достаточной властью, чтобы навязывать свои решения другим. Авторитаризм характеризуется чрезмерной централизацией полномочий ограничением контактов с подчиненными, пресечением инакомыслия, не самокритичностью руководителя и усиливается преувеличением его представления о своих возможностях, избыточным влечением к внешним атрибутам власти, особенностями личности.

Авторитарный стиль управления более всего характерен для харизматических творческих личностей. Использование его увеличивает единоличную власть руководителя и возможность влияния на подчиненных, обеспечивает максимальную производительность, помогает решению задач в сложных условиях, обеспечивает работу вновь создаваемых коллективов и даже при неумелом его использовании позволяет выполнить задания, особенно когда не хватает времени, если компетентность руководителей значительно выше, чем у подчиненных, или работники не могут прийти к согласию. Однако порождает многие проблемы в будущем: снижает эффективность труда, производственную дисциплину, инициативу, ухудшает социально-психологический климат, повышает текучесть, не формирует внутренней заинтересованности исполнителей, так как излишние дисциплинарные меры вызывают в человеке страх и злость, уничтожают стимулы к работе.

Применение  авторитарного стиля может быть эффективным тогда, когда подчиненные  полностью находятся во власти руководителя (например, на военной службе) или безгранично ему доверяют (скажем, как актеры режиссеру или спортсмены тренеру), а руководитель уверен в том, что они не способны самостоятельно действовать правильным образом.

Положительные моменты авторитарного стиля:

1) не требует  особых материальных затрат;

2) позволяет  быстрее наладить взаимодействие  между сотрудниками и подразделениями.

Отрицательные моменты авторитарного стиля:

Информация о работе Стили руководства