Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 15:52, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является установление связи между стилем руководства и эффективным управлением, а также разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления поведением персонала и мотивации в туристической компании «Океан-тур».
Нужно иметь в виду, что в каждом конкретном случае между авторитарным, демократическим и либеральным (попустительским) стилями существует определенный баланс, и увеличение доли элементов одного из них будет приводить к уменьшению других.
Сами же они плавно переходят один в другой. Поэтому в литературе часто встречается термин «управленческий континуум».
Идея управленческого континуума была детализирована в модели руководства 3. Танненбаума и Р. Шмидта, которая предполагает, что в зависимости от степени самостоятельности, предоставляемой исполнителям, руководителем выбирается :ин из семи вариантов действий:
Многочисленными
исследованиями выяснено, что в современных
условиях успех дела предопределяется
не только личной ориентацией руководителя,
но и рядом других обстоятельств: общей
ситуацией, характером проблемы, степенью
зрелости подчиненных, их отношением к
руководителю, готовностью к сотрудничеству,
степенью ответственности. Далее мы рассмотрим
стили управления применительно к деловым
ситуациям.
В зависимости от характера конкретной ситуации должны выбираться и различные способы руководства. Это означает, что руководитель должен уметь вест себя по-разному в разных ситуациях, необходимо только правильно определить возникшую ситуацию и суметь ее использовать. При изменении ситуации меняется и стиль руководства. Речь в этом случае идет об адаптивном руководстве. А сам выбор стиля и его воплощение в определенной мере являются искусством.
При данном стиле руководства менеджер использует все методы воздействия в процессе управления. Управление формируется на основе обширных знаний, развития умений на основе личных качеств, кроме этого необходимо стремление к самообразованию и самосовершенствованию.
Задача такого руководителя заключается в том, чтобы довести до сотрудников общие и промежуточные цели и определить в связи с этим требования к их действиям и сообразно им – к поведению. Осознавая цель, человек получает тем большую мотивацию, чем больше он ее принимает и поддерживает. Чем раньше руководитель сможет вовлечь сотрудников в процесс планирования и принятия решений, тем быстрее они смогут идентифицировать свои цели с целями фирмы.
Такой менеджер ищет золотую середину между максимальной заботой о людях и производстве. Такой стиль руководства должен быть у менеджера будущего – менеджера XXI века, что руководя организацией, он знал, что в ней работают люди и он в первую очередь управляет ими.
Модель Фидлера явилась важным вкладом в развитие теории, так как она сосредоточила внимание на ситуации и выявила три фактора, влияющие на поведение руководителя. Этими факторами являются:
- Отношения между руководителем и членами коллектива подразумевают лояльность, проявляемую подчиненными, их доверие к своему руководителю и привлекательность личности руководителя для исполнителей;
- Структура задачи подразумевает привычность задачи, четкость ее формулировки и структуризации, а не расплывчатость и бесструктурность;
- Должностные полномочия – это объем законной власти, связанной с должностью руководителя, которая позволяет ему использовать вознаграждение, а также уровень поддержки, который оказывает руководителю формальная организация.
Фидлер считает, что хотя каждой ситуации и соответствует свой стиль руководства, стиль того или иного руководителя остается в целом постоянным. Фидлер исходит из предположения, что человек не может приспособить свой стиль руководства к ситуации, но предлагает помещать руководителя в такие ситуации, которые наилучшим образом подходят к стабильному стилю руководства. Это обеспечит баланс между требованиями, выдвигаемыми ситуацией, и личными качествами руководителя, а это ведет к высокой производительности и удовлетворенности.
Модель
принятия решений руководителем
Врума-Йеттона. Модель концентрирует
внимание на процессе принятия решений,
она аналогична предыдущим моделям тем,
что подчеркивает отсутствие универсального
оптимального метода влияния на подчиненных.
Оптимальность стиля зависит от меняющихся
переменных ситуации принятия решений.
Туристическая компания
«Океан-тур» расположена по адресу
г. Хабаровск,ул.Ленинградская,28,
Туристическая компания «Океан-тур» образована в марте 2003 года. Изначально основным направлением работы компании были туры в Приморье, но с развитием предприятия и наращивания клиентской базы, а также предпочтений туристов стали развиваться такие направления, как Китай, Европа, Таиланд. С приходом на Хабаровский рынок крупных туроператоров, компания стала реализовывать туры на прямых рейсах из Хабаровска в Южный Китай, Таиланд, Индонезию. А с 2011 года и во Вьетнам, Испанию и Турцию. Еще одним направлением деятельности компании является визовый сервис, а также образовательные туры за рубежом, медицинский туризм, экскурсии по городу Хабаровску, охота и рыбалка на Дальнем Востоке.
Генеральным директором компании «Океан-тур» является Маркин С.Ю. Он персонально отвечает за деятельность предприятия. На него возложены: юридическая, коммерческая и финансовая деятельность предприятия.
В подчинении директора находятся постоянные сотрудники - это менеджер по зарубежному туризму, менеджер по внутреннему туризму, образованию за рубежом и медицинскому туризму, менеджер визового сервиса, менеджер направления Приморья.
В обязанности менеджера по туризму входят прием заявок от туристов, их обработка, заключение договоров с клиентами, бронирование туров, работа с партнерами. Ответственность за работу с клиентами и за правильное оформление документов, необходимых для осуществления тура полностью ложиться на менеджера.
Помимо основного штата сотрудников, есть приходящие – это бухгалтер и два экскурсовода.
Бухгалтер несет ответственность за финансовую деятельность компании.
Экскурсоводы занимаются проведением экскурсий для групп по городу Хабаровску, в Центр реабилитации диких животных «Утес» и в Сикачи – Алян.
Организационная структура компании «Океан-тур» представлена на рисунке А.1 (Приложение А).
Определение степени выраженности лидерских качеств определялось по методике «Лидер». Эта методика предназначена для того, чтобы оценить способности человека быть лидером. В данной методике испытуемый отвечает на 50 вопросов, и по его ответам на эти вопросы делается вывод о том, обладает ли он персональными психологическими качествами, необходимыми лидеру. Из двух предложенных вариантов ответа на каждый вопрос необходимо выбрать и отметить только один.
В опросе участвовали все сотрудники компании «Океан-тур». Всего восемь человек.
Результаты опроса представлены в таблице Б.2 (Приложение Б).
Обобщённые результаты данного опроса отображены в столбчатой диаграмме на рисунке В.3 (Приложение В).
Исходя
из результатов данного
Определение стиля руководства определялось по методике «Стили руководства». Эта методика предназначена для того, чтобы определить какой стиль руководства выбрал менеджер в своей управленческой деятельности. В данной методике испытуемый отвечает на 40 вопросов, и по его ответам на эти вопросы определяется стиль руководства.
Результаты данного опроса представлены в таблице Г.4 (Приложение Г).
Обобщённые результаты данного опроса представлены на рисунке Д.5 (Приложение Д).
Исходя из данного исследования, можно сделать следующий вывод: 62,5% респондентов придерживаются авторитарного стиля руководства. Это следующие сотрудники – генеральный директор, менеджер по зарубежному туризму, менеджер по внутреннему туризму, менеджер визового отдела, менеджер по Приморью, 25% опрошенных придерживаются либерально-попустительского стиля руководства и у 12,5%, а именно у бухгалтера отмечена склонность к непоследовательному стилю руководства.
На основе проведённых исследований прослеживается следующая зависимость. Авторитарный стиль управления преобладает у тех опрошенных, у которых наиболее выражены лидерские качества. Эта зависимость отображена на рисунке Е.6 (Приложение Е).
Проблемы
лидерства являются ключевыми для
достижения организационной эффективности.
С одной стороны, лидерство рассматривается
как наличие определённого
Система управления предприятием до настоящего времени строится в основном по административному принципу, в основе которого заложены административные методы управления предприятием. Данный метод базируется на власти, дисциплине и взысканиях. Человек в такой организации рассматривается, прежде всего, как «ресурс» производства. Однако практика показывает, что административно-командная система управления предприятием в современных условиях не обеспечивает дальнейшего экономического роста и развития. Она лишь позволяет поддерживать «выживаемость» предприятия, что уже не соответствует требованиям современности. Ибо там, где нет развития и экономического роста, происходит старение и даже отмирание предприятия. Ещё один, на мой взгляд, важный момент - это то, что назрела необходимость не просто изменить управленческую концепцию, а главное, изменить управленческую психологию руководителей, что гораздо сложнее сделать. Так как, если правильно, хорошо воспитать ребёнка достаточно сложно, то перевоспитать взрослого зрелого человека с устоявшимися ценностями и понятиями гораздо сложнее или почти невозможно. Большинство же главных руководителей предприятий, в особенности - это люди «старой социалистической закалки» с большим опытом управления предприятиями и отсутствием специального образования в области менеджмента.
Многие из них считают, что научный подход к управлению на основе менеджмента - это теория, не имеющая практического применения. Такие управленцы руководствуются в своей работе всем известными принципами, например: «прав тот руководитель, у кого больше прав» и тому подобное.