Стили руководства

Автор: Sushniak Varios, 03 Декабря 2010 в 23:39, реферат

Описание работы

Данная работа посвящена анализу повседневной деятельности руководителя. В ней рассматриваются основные приемы и методы работы менеджера.

Работа имеет особую актуальность в данный момент, так как сейчас особое внимание стало уделяться вопросам наиболее эффективного взаимодействия руководителя с подчиненными.

Основной целью исследования является анализ классификаций стилей руководства, которые применяют в своей практике руководители и выбор наиболее оптимального варианта сочетания методов воздействия на работников. Так же необходимо сделать анализ стилей руководства, которые преобладают в деятельности американских и японских менеджеров.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть, что представляет собой руководство и его основные элементы.

2. Какими качествами должен быть наделен руководитель для эффективного руководства.

3. Рассмотреть различные классификации и модели стилей руководства.

4. Сделать выводы по формированию эффективного стиля руководства.

5. Проанализировать и сравнить деятельность американских и японских менеджеров.

6. Сделать выводы по работе

Содержание

| | стр | |Введение |1 | |1. Руководство |2 | |1.1. Управление и его элементы |2 | |1.2. Руководство – разновидность хозяйственного управления |6 | |1.2.1. Личность руководителя |10 | |1.2.2. Категории поведения руководителя Г. Юкла |16 | |1.2.3. Стиль руководства |21 | |2. Классификация стилей руководства |25 | |2.1. «Одномерные» стили руководства |25 | |2.1.1. Модель К. Левина |28 | |2.1.2. Модель Лайкерта |33 | |2.2. «Многомерные» стили руководства |35 | |2.2.1. «Управленческая решетка» Р. Блейка и Муттона |36 | |2.2.2. Модель Танненбаума и Шмидта |39 | |2.2.3. Модель эффективного руководства Ф. Фидлера |41 | |2.2.4. Модель «путь-цель» Митчела и Хауса |44 | |2.2.5. Модель жизненного цикла А. Херси и К. Бланшара |46 | |2.2.6. Модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона |48 | |3. Формирование эффективного стиля руководства |51 | |4. Стили руководства, используемые американскими и японскими |54 | |менеджерами | | |Заключение |60 | |Список литературы |61 |

Работа содержит 1 файл

стили руководства.doc

— 112.49 Кб (Скачать)

Стили руководства

      Введение

     Данная работа посвящена анализу повседневной деятельности руководителя. В ней рассматриваются основные приемы и методы работы менеджера.

     Работа имеет особую актуальность в данный момент, так как сейчас особое внимание стало уделяться вопросам наиболее эффективного взаимодействия руководителя с подчиненными.

     Основной целью исследования является анализ классификаций стилей руководства, которые применяют в своей практике руководители и выбор наиболее оптимального варианта сочетания методов воздействия на работников. Так же необходимо сделать анализ стилей руководства, которые преобладают в деятельности американских и японских менеджеров.

     Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

     1. Рассмотреть, что представляет собой руководство и его основные элементы.

     2. Какими качествами должен быть наделен руководитель для эффективного руководства.

     3. Рассмотреть различные классификации и модели стилей руководства.

     4. Сделать выводы по формированию эффективного стиля руководства.

     5. Проанализировать и сравнить деятельность американских и японских менеджеров.

     6. Сделать выводы по работе

     Работа написана на 60 страницах, проиллюстрирована 10 схемами.

     1 Руководство

     1.1. Управление и его элементы

     Все управление, в конечном счете сводится к стимулированию активности других людей

     Л. Якокка, известный американский менеджер

     С раннего детства человеку знакомо понятие «управление». Сначала мы сталкиваемся с управлением автомобилем, позже с управлением оборудованием, химическими и ядерными реакциями, ростом и развитием растений и животных, а так же поведением других людей. Таким образом, управление многообразно и существует в различных видах.

     Это может быть техническое управление, которое осуществляется над естественными и технологическими процессами, например, подача тепла, движение поездов и самолетов, обработка деталей на станках.

     Это может быть государственное управление социально - экономической жизнью общества через различные институты, например, правовая система, министерства, ведомства, местные органы власти.

     Это может быть идеологическое управление, заключающееся во внедрении в сознание членов общества концепций его развития, которое формируется разными политическими партиями и группировками.

     Это может быть негосударственное управление социальными процессами, например, движения в защиту окружающей среды.

     Это может быть хозяйственное управление производственной и экономической деятельностью коммерческих и некоммерческих организаций, которые действуют в рыночных отношениях.

     Обобщая все эти вида управленческой деятельности, можно сделать вывод, что управление - это осознанная целенаправленная деятельность человека, с помощью, которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды - общества, живой и неживой природы, техники.

     Элементы, на которые направлена эта деятельность, составляют объект управления. Направитель управленческой деятельности называется субъектом управления, которым может быть как отдельный человек, так и группа людей.

     Субъект управленческой деятельности - физическое лицо, живой человек, через которого реализуются управленческие отношения.

     Управленческая деятельность представляет собой специфическую разновидность трудового процесса, и характеризуется предметом труда, средствами труда, самим трудом, а так же его результатами.

     Предметом труда в управлении является информация. Вся собранная и полученная информация из разных источников в результате управленческой деятельности анализируется и на ее основе создаются варианты решений, то есть информация, исходя из которой объект управления может предпринимать конкретные действия.

     Средствами управления являются все, что будет способствовать осуществлению операций с информацией - от компьютеров, телефонов, авторучки и бумаги до органов человеческого тела.

     Управление относится к категории умственного труда, который осуществляется человеком в виде нервно - психологических усилий (слушание, чтение, говорение, контактирование, наблюдения, мышления и тому подобное).

     Все управленческие действия различаются по назначению, конкретному содержанию, формам и методам осуществления, по степени сложности.

     Сложность управления определяется масштабами, количеством и структурой решаемых проблем, связей между ними, разнообразием применяемых методов, организационных принципов. Сложность характеризуется и степенью новизны принимаемых решений, объемом требуемых изменений, поиском нетрадиционных подходом, а так же определяется степенью оперативности, самостоятельности, ответственности, рискованности решений, которые необходимо принимать.

     Управление организацией является одним из основных видов всей совокупности управления. Представляет собой способ воздействия на процесс производства, каких - либо благ или услуг с целью его упорядочения на основе объективных законов развития производства.

     Управление можно разделить на управление людьми и управление деятельностью организации. Управление в организации является взаимоотношением между руководителем и подчиненным ему персоналом, направленное на достижение результатов деятельности организации. Управление соединяет все человеческие и материальные ресурсы с целью выполнения задач, стоящих перед организацией.

     Таким образом, можно разделить все поле деятельности управления на две части: на управление деятельностью и управление людьми (схема 1.1).

     Управление

     Управление деятельностью Управление людьми

     Поддержание компетентности Кадровая политика

     Управление внешней средой Использование ценностей

     окружения

     Руководство деятельностью Работа руководителя

     Управление Руководство

     Управление своей работой и использование своего времени Управление собой

     Управление деятельностью групп Управление группой

     Управление деятельностью Управление организацией

     Деятельность, осуществляемая на практике

     - индивидуальная деятельность

     - групповая деятельность

     - сотрудничество в рамках организации

     - отношения между отдельными группами организации

     Результаты и цели Результаты производственной деятельности организации системы организации

     Индивидуальные результаты Результаты организации людей и цели их жизни как человеческой системы

     Управление деятельностью, складывается из планирования деятельности, постановки производственных задач, создания системы измерения производственной работы и контроля за выполнением заданий. Управление деятельностью не может быть успешным, если управление людьми осуществляется неправильно.

     Управление людьми представляет собой деятельность по руководству персоналом организации. Эта область управления непосредственно связана с работой руководителя. К данному виду управления относятся: обеспечение сотрудничества в коллективе, кадровая политика, обучение, информирование, мотивация персонала и другие составные части работы руководителя.

     Управление требует больших умственных усилий независимо от того, какой области оно касается - управление деятельностью, окружением или людьми. Управление деятельностью организации означает стремление к достижению максимальных результатов работы. Работа руководителя имеет своей целью достижение людьми их личных целей.

     Для того чтобы управленческая деятельность осуществлялась хорошо, необходимо выполнение ряда условий: Субъект и объект управления должны соответствовать друг другу. Если они не смогут понять друг друга в процессе работы, то они не реализуют свои потенциальные возможности. Так, если руководитель и подчиненный не будут совместимы психологически, то между ними начнутся конфликты, которые окажут плохое влияние на результаты работы. Субъект и объект управления должны обладать самостоятельностью. Субъект управления не в состоянии предусмотреть все интересы объекта и возможные варианты его действий в разных ситуациях. Когда в качестве объекта управления являются люди, обладающие своими взглядами, на ситуацию, стремлением, мышлением они должны иметь возможность, реализовать свои возможности на практике. При отсутствии такой возможности люди либо подавляют свою активность, либо стараются добиться своего мнения. Субъект и объект управления должны быть заинтересованы в четком взаимодействии; один - в отдаче необходимых команд, другой - в их своевременном исполнении. Возможность субъекта управлять обусловлена готовностью объекта, выполнять поступающие команды. Степень достижения участниками управленческой деятельности своих целей должна находиться в прямой зависимости от степени достижения целей самого управления. И это составляет целую проблему управления в том случае, когда его субъект и объект не связаны отношениями собственности.

     Таким образом, можно сделать вывод, что управление повсюду сопровождает деятельность человека. И всякая деятельность человека нуждается в управлении. Благодаря управлению оказывается возможной эта деятельность. Чем лучше осуществляется управление, тем выше вероятность успеха. От управления зависит реальность предвидения результата, четкость и согласованность действий людей. А так же заинтересованность человека - участника совместного труда в общем, результате. Вот почему начиная с определенного этапа развития производства и общества, все большее внимание уделяется управлению. Ставятся задачи совершенствования управления, поиска новых форм, определение возможностей его развития, используя средства новой техники, обогащения информацией и прочее.

     1.2. Руководство - разновидность хозяйственного управления

     Руководство руководителями - важнейшая функция менеджмента - это искусство застав- лять других делать свою работу

     Неизвестный автор

     В предыдущем разделе мы определили, что существуют различные виды управления: производственное, техническое, государственное, идеологическое, хозяйственное. Для обозначения хозяйственного управления в настоящее время все больше используется термин «менеджмент». Но менеджмент не просто хозяйственное управление. Этот термин употребляется тогда, когда хозяйственный субъект полностью свободен, функционирует в условиях рынка и ориентируется на его нужды и потребности, независимо от того, ставит ли он своей непосредственной задачей получение прибыли, или нет.

     Возникновение управления, связано с необходимостью, организовывать и координировать совместный труд людей, направленный на достижение поставленных целей, не зависимо от сферы, в которой этот труд осуществляется - военной, строительной и прочее. Функция управления этим трудом реализовывалась в основном представителями власти - государственной, военной, религиозной.

     Управление хозяйственной деятельностью в помещичьих рабовладельческих хозяйствах, так же как и на государственных предприятиях, в условиях командно - административной системы, существовавшей в нашей стране с 1930- 1990 гг. нельзя характеризовать как менеджмент. Его непосредственные объекты - рабы, крестьяне, работники государственных предприятий - были несвободными, то есть их деятельность не была ориентирована на потребности рынка. В мелких хозяйствах, основанных на индивидуальной собственности и личном труде, регулирование осуществлялось как самоуправление.

     С превращением мелких индивидуальных хозяйств в большие предприятия положение изменилось. Основная масса тех, кем нужно было управлять, оказалась объединенной экономической властью, исходящей из собственности, а управление превратилось в одну из ее функций, единственным носителем которой стал собственник.

     Первоначально собственник реализовывал все функции по управлению и координации деятельности работников самостоятельно. Но рост масштабов производства и широкое привлечение наемного труда привело к тому, что собственник полностью или частично стал отказываться от самостоятельной реализации функции по текущему управлению.

     Дальнейшее усложнение производственной и хозяйственной жизни привело к тому, что не все собственники могли выполнять предпринимательскую функцию, так как это требовало определенных знаний и опыта. Ее пришлось передавать в руки наемных управляющих, которые выполняли уже две основные функции - управление текущей деятельностью и предпринимательство.

Информация о работе Стили руководства