Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 03:36, курсовая работа
Эффективность управленческой деятельности руководителя зависит от его способностей. По определению психолога А.Н. Леонтьева, способности - это такие свойства индивида, совокупность которых обуславливает успешность выполнения некоторой деятельности.
Психологи, занимающиеся теорией способности, различают специфические способности и общую способность личности. Но успешность деятельности руководителя зависит еще и от его опыта (знаний, навыков, умений), а также от качеств личности. Сильного руководителя отличает высокая степень разнородности используемых приемов и методов управления, управленческих умений.
ВВЕДЕНИЕ
3
1. СТИЛЬ РУКОВОДСТВА: ПОНЯТИЕ, ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ, КЛАССИФИКАЦИЯ
4
1.1. Понятие стиля руководства и факторы, формирующие его
4
1.2. Классификация стилей руководства
8
1.3. Ситуационная теория стилей руководства
14
2. КУЛЬТУРА РУКОВОДИТЕЛЯ: ПОНЯТИЕ И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ
18
2.1. Понятие культуры руководителя и нравственная культура
18
2.2. Управленческая компетентность руководителя
23
2.3. Культура организации труда и внешний облик руководителя
27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУ
Управленческая компетентность руководителя подразумевает установление стратегических и оперативных целей функционирования учреждения, нахождение путей их достижения, организацию деятельности внутри коллектива и контроль за выполнением намеченными планами. Грамотный руководитель всегда ставит во главу угла принцип сотрудничества, т. е. стремится к тому, чтобы рядовые исполнители с полной отдачей физических и моральных сил выполняли порученное дело, чувствовали себя комфортно в коллективе, действительно являлись его основной движущей силой.
Управленческая компетенция руководителя определяется совокупностью ряда составляющих:
“• управленческие решения: разработка и их эффективное внедрение. Руководитель должен повышать точность управленческих решений, избавляться от устаревших или необоснованно-субъективных подходов, осваивать рациональные и современные практичные методы для выбора оптимальных решений из множества возможных вариантов, вовлекать подчиненных в процесс разработки решений, что снижает их сопротивление новшествам, повышают их ответственность и заинтересованность;
• тайм-менеджмент: управление собственным временем. Руководителю надо избавляться от авралов и стрессов, связанных с хронической нехваткой времени. Вместо того, чтобы пытаться успеть все в постоянно растущем потоке информации, необходимо научиться отделять главное от второстепенного, после чего расставлять четкие приоритеты для сосредоточения своих усилий и действий подчиненных. Это способствует повышению управляемости организационной структуры, а также удовлетворенности от процесса и результатов работы;
• презентация работы: руководителю следует составлять убедительные и лаконичные документы, которые обязательно будут прочитаны с полным вниманием, осваивать технологии создания убедительных и интересных презентаций, которые наилучшим образом будут иллюстрировать положительные стороны презентуемых предложений, изучать и осваивать правила подготовки публичных выступлений и методы воздействия на аудиторию;
• управление персоналом. В этом блоке важно научиться рационально планировать оперативную работу как для себя, так и подчиненных, формулировать для подчиненных четкие цели и содержание заданий, связанных со стратегическими планами предприятия, эффективно делегировать подчиненным необходимый объем работ, налаживать гибкую систему координации выполнения и организовывать точный контроль над промежуточными этапами и конечным результатом. Добиваясь снижения общего количества ошибок подчиненных, руководители при этом концентрируют свои усилия на действительно важных и ключевых составляющих бизнеса, а также устанавливают оптимальную межличностную дистанцию с подчиненными, избавляются от ежедневных стрессов и повышают свою психологическую устойчивость, обеспечивая спокойное, уравновешенное состояние;
• управление мотивацией: руководитель обязан знать базовые принципы работы «мотивационных клавиш» и принципы их комбинированного использования для выстраивания оптимальной мотивационной системы, понимать, какие методы должны быть в первую очередь использованы для повышения квалификации подчиненных, как применять аттестационные и диагностические методики с целью усиления эффекта от обучения и повышать мотивацию к саморазвитию в нужном предприятию направлении”.21
Что входит в понятие компетентности? В управлении человеческими ресурсами используется понятие компетентности, и результаты анализа компетентности применяются, чтобы усовершенствовать процессы отбора и найма, развития работников и вознаграждения. К компетентным работникам относятся те, кто вполне удовлетворяет ожиданиям относительно показателей труда. Они способны использовать свои знания, навыки и свойства личности для достижения установленных целей и стандартов.
Существуют различные точки зрения на то, из чего складывается компетентность. Одни утверждают, что понятие компетентности включает в себя поведение отдельных работников при выполнении своих обязанностей, знания и навыки, которые влияют на это поведение или являются основанием для него. Другие уверены, что компетентность состоит из:
“• мотивов - образцов основных потребностей, которые управляют и направляют поступки, заставляя человека делать выбор;
• свойств - основных склонностей к определенному поведению или способу реагировать; например самоуверенность, самоконтроль, устойчивость к стрессам, выносливость;
• установок или ценностей человека, присущих ему лично;
• объема знаний - знания фактов или процедур, технических (каким образом отыскать неисправность в компьютере) или коммуникативных (каким образом предоставить обратную связь);
• поведенческих навыков - скрытых от наблюдения (например, способность к дедуктивным или индуктивным умозаключениям) или видимых (например, активное слушание)”.22
Третьи делают акцент на том, что «для компетентного выполнения работы важны не сами знания, а их практическое применение». Наконец, четвертые предполагают, что компетентность связана только с поведением. Личные качества, такие как знания, навыки и «эрудиция», следует рассматривать отдельно в качестве вклада в работу и того, что своим поведением работники преобразуют в продукцию (немедленные результаты) и последствия (долгосрочный вклад).
Эффективный подход к управленческой деятельности предполагает применение методов научной организации труда, к которым относятся следующие:
“■ Разделение и кооперация труда. За каждым подразделением и исполнителем должно быть закреплено определенное и в достаточной степени однородное количество видов работ. Это повышает производительность и качество труда, позволяет накапливать конкретный практический опыт. Разделение и кооперация труда основываются на:
- делегировании полномочий
с вышестоящего уровня на
- "экономии квалификации" (т. е. запрете использовать высококвалифицированных работников на работах, требующих низкой квалификации);
- документальном закреплении обязанностей в положениях о подразделениях и должностных инструкциях.
■ Повышение квалификации управленческих кадров. Это важное условие эффективного управления. Согласно современным требованиям, управленец должен как минимум раз в 4-5 лет повышать свою квалификацию. Более того, он должен самостоятельно знакомиться с новейшей профессиональной литературой.
■ Нормирование труда. Речь идет о правильном распределении работы между исполнителями. Существующие нормативы времени помогают рационализировать труд с точки зрения оптимизации нагрузки на сотрудников учреждения.
■ Рационализация труда в управлении. Предполагает совершенствование документирования, системы контроля, качественную подготовку и проведение совещаний.
■ Внедрение прогрессивных форм и методов материального и морального стимулирования труда. Руководителю необходимо регулярно изучать новейшие методы управленческой деятельности, подбирая оптимальный вариант для своей организации. Что касается стимулирования труда сотрудников - это один из эффективных способов "воспитывать" в работниках лояльность к организации.
■ Улучшение условий и гигиены труда. Это, прежде всего, оснащение рабочих мест мебелью, соответствующей физиологическим особенностям работающих; расстановка мебели и оборудования с учетом последовательности трудовых операций, учет психологического воздействия цвета и освещения при оформлении интерьеров, обеспечение рабочих мест оргтехникой, средствами механизации.
■ Развитие творческих основ труда. Предполагает создание условий, при которых труд считается не только обязанностью, но и сферой самовыражения сотрудника”.23
Итак, несмотря на то, что нет единого мнения
на то, из каких именно элементов состоит
компетентность руководителя, можно с
уверенностью утверждать, что управленческая
компетентность представляет из себя наличие знаний и опыта, необхо
2.3. Культура организации труда и внешний облик руководителя
С управленческой компетентностью тесно связана третья составляющая культуры руководителя - культура организации труда. Каждый менеджер обязан планировать свою работу по управлению и выполнению заданий, рационально использовать рабочее время, осуществлять контроль за своей деятельностью. Эффективному управлению мешают откладывание принятия решения, выполнение работы наполовину; стремление сделать все сразу, стремление сделать все самому, неумение разграничить функции.
Несколько рекомендаций для руководителя по повышению производительности управленческой работы:
■ составление на каждый день списка дел, которые нужно непременно завершить, и список заданий, которые желательно выполнить;
■ распределение заданий по степени их важности;
■ поручение выполнения рутинной работы подчиненным;
■ проверка источников информации, чтобы избежать ошибок;
■ анализ на нетерпеливость, - это качество, как правило, способствует потерям времени. Руководитель должен учиться расслабляться, вырабатывать у себя навык не торопиться;
■ стремление не быть специалистом во всем, прибегание к советам профессионалов, сосредоточение усилий на управленческих задачах.
Выполнение этих рекомендаций поможет правильно распределить свое время и реалистично подойти к составлению календаря реализации целей.
К организационной культуре также относится тщательная подготовка и оперативное проведение рабочих совещаний. Проведение совещаний - важнейшая форма управленческой деятельности. Совещания бывают: информационными (для информирования персонала о состоянии дел) и рабочими (для принятия управленческих решений, требующих всестороннего анализа). Информационные совещания требуют, чтобы на них присутствовали представители всех подразделений организации. Рабочие совещания рекомендуется проводить с небольшим количеством людей (до 6-8 чел.).
Групповая работа повышает качественный уровень принимаемых решений благодаря рассмотрению нескольких точек зрения, усиливает мотивацию деятельности участников.
Эффективность совещаний
во многом зависит от их организации.
Начинать работу совещания следует
точно в установленное время;
рекомендуется создать
Несколько советов по этике ведения совещаний:
■ целесообразно предоставлять возможность высказываться всем участникам совещания;
■ следует избегать критики в ходе совещания, это лучше сделать в самом конце;
■ стараться говорить спокойно, даже если чье-то поведение раздражает;
■ обращаться во время обсуждения не к оппоненту, а ко всем участникам совещания;
■ при высказывании критических замечаний в чей-либо адрес следует сначала сказать о том, в чем совпадают точки зрения выступающего и оппонента.
Еще одна составляющая культуры организации труда - культура оформления документов. В современной деловой практике сложился общепринятый стандарт оформления делового письма. Такое письмо должно содержать следующие элементы: название и адрес отправителя, название и адрес получателя, дату и номер письма. Составляющие текста письма: приветствие, текст, концовка, подпись, имя и должность отправителя.
Приведем некоторые рекомендации по содержанию деловых писем:
■ текст должен быть четким, фразы легко читаться, нежелательно допускать большое количество причастных и деепричастных оборотов, а также включать в текст назывные предложения, риторические вопросы, метафоры и т. п.; следует использовать минимум прилагательных и почти полностью исключить местоимения;
■ если в письме
затрагиваются несколько
■ письмо должно быть предельно коротким - в этом случае оно лучше воспринимается;
■ грамматика, орфография и лексика должны быть безупречны. Короткое, грамотное, логичное деловое письмо - знак уважения к адресату.
Многие специалисты считают, что внешний вид человека - главный компонент его имиджа, тем более это важно для работника сферы культуры.
Психологи утверждают, что представление о руководителе по общению формируется в течение первых 3-5 секунд знакомства, и затем на его основе строятся тактика и стратегия взаимоотношений.
“Успех самопрезентации руководителя обусловлен в т. ч. выбором стиля одежды. Положительный образ руководителя оказывает воздействие на повышение внутренней и внешней культуры сотрудников, на создание благоприятного психологического климата. Внешний облик руководителя - это часть имиджа учреждения, которое он представляет. Кроме того, это во многом часть его успеха при ведении переговоров со спонсорами и представителями общественных организаций”.24
Информация о работе Стиль руководства и культура руководителя