Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 13:12, контрольная работа
В содержание и развитие корпоративного менеджмента внесли свой вклад многие ученые. На основе корпоративного менеджмента организованы и успешно развиваются многие зарубежные фирмы, среди которых в США «Стандарт Ойл», «Дженерал Электрик», «Дюпон де Немур», в Италии «Фиат», многие фирмы Германии, Японии, Франции и других промышленно развитых стран. Отметим, что и на российских, еще дореволюционных (до 1917 г.) предприятиях Путилова, Морозова, Юза и других внедрялись элементы и методы корпоративного менеджмента. Не случайно авторы монографии «Корпоративное управление» отмечают тенденцию признания активными участниками корпоративных отношений и процесса корпоративного управления иных заинтересованных лиц, к которым они причисляют: персонал компании, кредиторов, инвесторов, местных властей и пр. И такой подход совершенно справедлив, так как эти группы ожидают от компаний непосредственного участия в реализации личных и общественных интересов.
Целью работы является изучение корпоративного менеджмента в России, истории его становления и развития
Введение 3
1. Краткая история развития корпоративного управления в России 4
2. Проблемы развития корпоративного менеджмента в России 6
3. Финансовый кризис и корпоративное управление 12
4. Эффективное корпоративное управление в условиях кризиса 14
Выводы 19
Литература 20
Недостаточная практика корпоративного управления в российском бизнесе отрицательно сказывается на инвестиционной привлекательности и его эффективности, а также способствует возникновению более крупных проблем системного характера на национальном и региональном уровнях. Изучение материалов вышеприведенной конференции и доклада, представленного McKinsey&Company показывает, что инвесторы готовы платить премии компаниям в которых организовано хорошее управление. Опрос, проведенный среди инвесторов показал, что на поставленный вопрос, да ответили инвесторы Западной Европы – 78 %, Азии – 78 %, Северной Америки – 76 %, Латинской Америки – 76 %, Восточной Европы и Африки – 73 %. Средний размер уплаченных премий инвесторов в разных странах выглядит следующим образом в процентах: Морокко - 41 Египет – 39 Россия 38 Турция – 27 Индонезия – 25 Китай – 25 Аргентина – 24 Венесуэлла – 24 Бразилия – 24 Польша – 23 Индия – 23 Малайзия – 22 Филиппины – 22 Южная Африка – 22 Япония – 21 Сингапур – 21 Колумбия – 21 Южная Корея – 20 Тайланд – 20 Мексика – 19 Тайвань – 19 Чили – 18 Италия – 16 Швейцария – 15 США – 14 Испания – 14 Германия – 13 Франция – 13 Швеция – 13 Великобритания – 12 Канада – 11.
Эффективная деятельность управляемой компании зависит прежде всего от хорошо подготовленного независимого корпоративного директора. Неслучайно, что ожидания действующих и потенциальных инвесторов во многом связаны с развитием и укреплением в России института независимых директоров. Независимые директора, на наш взгляд, могут внести весомый вклад в эффективное корпоративное управление, выполняя функции надзора и внутреннего контроля, формирование и исполнение стратегических планов развития компании. Неслучайно в корпоративном кодексе независимому директору уделяется важное место в деле укрепления доверия к компаниям со стороны общественности, акционеров и инвесторов, обеспечения оптимального функционирования Совета директоров и повышения стоимости бизнеса.
Отметим, что число российских компаний, в совет директоров которых избираются независимые директора, постоянно растет. Так, в конце 2002 г. впервые независимые директора вошли в совет директоров «Норильского Никеля», а в июне 2003 г. – компании «Силовые машины». Независимые директора есть в Лукойле, Юкосе, Сибнефти, Аэрофлоте, Печорской ГРЭС и других крупных российских компаниях. На наш взгляд, особенно актуальным является вопрос о включении независимых директоров в Советы директоров региональных компаний, где уровень менеджмента, как нами уже отмечалось, не соответствует современным потребностям развития экономики. В связи с вышесказанным, нам представляется необходимым создание Региональных Ассоциаций независимых директоров, деятельность которых должна быть направлена на создание механизма удовлетворения рыночной экономики в независимых директорах со стороны действующих здесь компаний, подготовку, переподготовку и повышение квалификации директоров компаний.
Современный эффективный российский менеджмент должен базироваться на знаниях, умениях, информации и в значительной мере независимых директорах. Поэтому комплектование специалистами, имеющих специальную подготовку в области менеджмента, а так же роль подготовки специалистов в области корпоративного управления должны возрастать и наполняться современными идеями. Вышесказанное становится особенно актуальным в связи со стратегическим развитием компаний на базе применения прогрессивных технологий и рыночных принципов хозяйствования, удовлетворения на этой основе эффективного развития экономики России.
Построенная модель корпоративного управления проходит испытание кризисом, который сопровождается сокращением производства и инвестиций, довольно значительными увольнениями, меньшей доступностью к финансовому и административному ресурсу, ростом стоимости кредита и ухудшением платежеспособности контрагентов. Сегодня никто не берется сказать, насколько долго затянется кризис. По самым распространенным оценкам, которые сегодня звучат, он составит от полутора до двух лет. Но уже в настоящее время проявляются контуры корпоративного управления, соответствующие новым реалиям.
В 2009 году компанией KPMG совместно с Национальным советом по корпоративному управлению (НСКУ) было проведено исследование о практике корпоративного управления в российских компаниях и банках в условиях финансово-экономического кризиса.
В качестве основных источников информации для проведения исследования использовались разработанные компанией KPMG совместно с Национальным советом по корпоративному управлению (НСКУ) анкеты, состоящие из групп вопросов, относящихся к областям корпоративного управления, корпоративного права, организационного управления, риск менеджмента.
В выборку вошли более 30 крупнейших частных компаний и компаний с государственным участием, среди которых ОАО «Ростелеком», ОАО «Вымпелком», ОАО «Мобильные ТелеСистемы», ОАО «Аэрофлот», ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания», ОАО «Росгосстрах», ЗАО «Фондовая биржа ММВБ», Deutsche bank, J. P. Morgan, Standard & Poor’s, ОАО «Полюс золото», ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания», ОАО «ТрансКонтейнер».
В отраслевой структуре преобладали компании, оказывающие основные рыночные услуги -41% компаний, принимавших участие в исследовании. Затем идут компании, занятые в сфере транспорта и связи – 16% компаний.
Согласно данным проведенного исследования, 88% опрошенных экспертов наиболее актуальной проблемой в области корпоративного управления считают отсутствие эффективной системы управления рисками в российских компаниях. 71% компаний-респондентов отметили, что сложившаяся финансово-экономическая ситуация выявила формальный характер целого ряда сложившихся корпоративных процедур.
Следует отметить тот факт, что недостаток реальных полномочий советов директоров при принятии важных стратегических решений как актуальную проблему в условиях кризиса отметил 41% экспертов. На низкий уровень требований к профессиональной квалификации менеджмента и членов советов директоров указали 32% представителей опрошенных компаний.
Одним из ключевых компонентов практики корпоративного управления является обеспечение соблюдения и защиты прав акционеров компаний. Пренебрежение интересами миноритарных акционеров отметили как серьезную проблему 32% участников исследования. Свидетельством высокого уровня корпоративного управления в компании по данному компоненту является наличие в ней эффективных механизмов, обеспечивающих реализацию соответствующих прав акционеров и минимизацию рисков их нарушения.
В
России наблюдается высокая
Каковы же условия и секрет успеха при построении эффективного корпоративного управления в компании? В первую очередь надо помнить, что корпоративное управление – это не только организация деятельности совета директоров, система взаимоотношений с акционерами и соблюдение их прав. Это интегрированный подход к построению основ и механизмов, с помощью которых осуществляется управление бизнесом, в том числе вопросы стратегического планирования, управления рисками, обеспечения соответствия деятельности компании требованиям законодательства, которые бы позволили ей проходить кризисы с меньшими потерями.
Возможные покупки подешевевших активов и давление успешных предприятий на их менее удачливых конкурентов будут способствовать созданию прозрачных и понятных корпоративных структур, включая структуру собственности и операционную структуру. Они должны соответствовать общепринятым стандартам, в том числе это касается налогов, а также способны обеспечивать основу для своевременной подготовки консолидированной отчетности. Стратегия компании должна быть подкреплена набором финансовых и нефинансовых показателей, позволяющих оценить состояние и перспективы компании в среднесрочной и долгосрочной перспективе, а управление рисками должно быть неотъемлемой частью стратегического планирования.
В группу эффективных мер, способных повысить общий уровень корпоративного управления и создать эффективную систему управления рисками и внутреннего контроля, входят следующие:
развитие российского профессионального сообщества корпоративных директоров;
внесение изменений в законодательство об акционерных обществах
развитие внутреннего аудита
повышение требований листинга.
В наибольшей степени востребованы следующие изменения в российском корпоративном законодательстве:
-
распространение понятия «
- повышение уровня требований к раскрытию информации о конечной структуре собственности управления, в том числе посредством введения обязательства раскрывать факт владения существенными пакетами в отношении акционеров;
-
распространение понятия «
-
увеличение ответственности
Особые
правила, касающиеся сделок, в совершении
которых имеется
Информационная прозрачность бизнеса является обязательным стандартом ведения предпринимательской деятельности, которая является необходимым условием при выгодной продаже бизнеса, получении кредита, привлечении средств на фондовом рынке и при поддержании ликвидности ценных бумаг. Важно чтобы под прозрачностью понимался не просто определенный уровень раскрытия достоверной информации о финансовом состоянии компании, но и наличие данных о структуре собственности и системе управления, понятных потенциальным инвесторам.
Существенно меняется и роль внутреннего аудита в компаниях – многие эксперты пророчат фундаментальные изменения миссии и роли внутреннего аудита в ближайшие пять лет. Основная макротенденция, по их мнению, заключается в смещении фокуса внутреннего аудита с оценки контрольных механизмов на объективную оценку СУР компании. Это вполне закономерно, поскольку в процессе продвижения бизнеса к организованному управлению рисками ценность традиционного внутреннего аудита, вероятно, будет в дальнейшем снижаться. Вместе с тем это потребует роста профессионализма персонала подразделений внутреннего аудита.
Пока
только косвенно можно судить о том,
насколько потенциальная
«Правильный» внутренний аудит не боится влияния кризиса, поскольку для него это лучшее время продемонстрировать свой истинный «фактор стоимости». Поэтому рост конкуренции на рынке персонала стран СНГ, связанный с привлечением квалифицированных внутренних аудиторов и специалистов по управлению рисками, был и по-прежнему остается достаточно высоким.
Наконец, нельзя не упомянуть еще об одной тенденции. Учитывая возросшую значимость и развитие практики корпоративного управления, у компаний появилась насущная потребность производить ее периодическую оценку. Ведь корпоративное управление отражает внутреннее «здоровье» предприятия. Безусловно, независимые рейтинговые агентства являются весьма авторитетными и независимыми органами. Но как узнать, готова ли компания к получению независимого публичного рейтинга, как управлять текущими изменениями, какие действия необходимо предпринять для совершенствования практики корпоративного управления? На эти вопросы может и должен помочь ответить внутренний аудит.
Задача внутреннего аудита, определяемая в Международных профессиональных стандартах Института внутренних аудиторов, – производить оценку системы корпоративного управления – долгое время недооценивалась как самими внутренними аудиторами, так и комитетами по аудиту. Причины могут быть самыми разными – от недооценки практики корпоративного управления и ее значимости организациями до банального отсутствия методологии и опыта такой работы у внутренних аудиторов. И там, где внутренний аудит обладает соответствующими навыками и компетенциями в области корпоративного управления, он также сегодня сможет приносить своей компании, руководству и акционерам значительную пользу.
Информация о работе Становление и развитие корпоративного менеджмента