Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 13:12, контрольная работа
В содержание и развитие корпоративного менеджмента внесли свой вклад многие ученые. На основе корпоративного менеджмента организованы и успешно развиваются многие зарубежные фирмы, среди которых в США «Стандарт Ойл», «Дженерал Электрик», «Дюпон де Немур», в Италии «Фиат», многие фирмы Германии, Японии, Франции и других промышленно развитых стран. Отметим, что и на российских, еще дореволюционных (до 1917 г.) предприятиях Путилова, Морозова, Юза и других внедрялись элементы и методы корпоративного менеджмента. Не случайно авторы монографии «Корпоративное управление» отмечают тенденцию признания активными участниками корпоративных отношений и процесса корпоративного управления иных заинтересованных лиц, к которым они причисляют: персонал компании, кредиторов, инвесторов, местных властей и пр. И такой подход совершенно справедлив, так как эти группы ожидают от компаний непосредственного участия в реализации личных и общественных интересов.
Целью работы является изучение корпоративного менеджмента в России, истории его становления и развития
Введение 3
1. Краткая история развития корпоративного управления в России 4
2. Проблемы развития корпоративного менеджмента в России 6
3. Финансовый кризис и корпоративное управление 12
4. Эффективное корпоративное управление в условиях кризиса 14
Выводы 19
Литература 20
Содержание
Понимание менеджмента как совокупности методов управления, позволяющего эффективно использовать все ресурсы и возможности нации, крупной и средней компании, стало определять успех фирм, занятых массовым производством и реализацией продукции. Развитие и зрелость рыночных отношений обусловливают необходимость выработки системы новых взаимоотношений между собственниками и менеджерами компаний, другими заинтересованными сторонами (государством, партнерами, потребителями и др.) в целях более эффективного развития и деятельности.
В содержание и развитие корпоративного менеджмента внесли свой вклад многие ученые. На основе корпоративного менеджмента организованы и успешно развиваются многие зарубежные фирмы, среди которых в США «Стандарт Ойл», «Дженерал Электрик», «Дюпон де Немур», в Италии «Фиат», многие фирмы Германии, Японии, Франции и других промышленно развитых стран. Отметим, что и на российских, еще дореволюционных (до 1917 г.) предприятиях Путилова, Морозова, Юза и других внедрялись элементы и методы корпоративного менеджмента. Не случайно авторы монографии «Корпоративное управление» отмечают тенденцию признания активными участниками корпоративных отношений и процесса корпоративного управления иных заинтересованных лиц, к которым они причисляют: персонал компании, кредиторов, инвесторов, местных властей и пр. И такой подход совершенно справедлив, так как эти группы ожидают от компаний непосредственного участия в реализации личных и общественных интересов.
Целью работы является изучение корпоративного менеджмента в России, истории его становления и развития.
Если рассматривать историю развития практики корпоративного управления в странах СНГ, то станет ясно: в течение долгого времени представление о корпоративном управлении у руководства многих компаний ограничивалось созданием совета директоров и, в лучшем случае, комитета по аудиту, а также реформированием корпоративной структуры собственности (владения). Это было скорее вынужденной мерой – как ответ на корпоративные скандалы, потрясшие США и европейское сообщество в начале века.
На
законодательном уровне были приняты
нормативные акты, призванные защитить
инвесторов: акт Сарбейнса-Оксли
в США, 8-я директива ЕС, а также
страновые кодексы
Вторую волну, побудившую организации пересмотреть практики корпоративного управления, вызвал бурный рост IPO. Существовала прямая связь между инвестиционной привлекательностью компании, уровнем ее корпоративной зрелости и качеством руководства. Так, по данным исследования «Эрнст энд Янг», проведенного в 2007 году1, для 69 процентов опрошенных инвесторов прозрачность бизнеса являлась наивысшим приоритетом при принятии инвестиционных решений. 82 процента инвесторов готовы были платить премию за акции предприятия с успешной практикой в области риск-менеджмента. При этом 61 процент опрошенных высказывал свою готовность отказаться от инвестиций вообще – только по причине недостаточно эффективной системы управления рисками (СУР).
Несмотря на то, что многие российские IPO были очень успешными, общий накал бума покорения международных рынков все же дал о себе знать. Ряд компаний проводили подготовку к первичному размещению своих акций в большой спешке, зачастую даже за 6 месяцев, и к моменту выхода на зарубежные рынки капитала просто не достигли нужного уровня готовности, что и привело к негативной динамике цен на акции этих организаций. Надо отметить, что такие действия нанесли ущерб не только интересам акционеров данных компаний, но и оказали серьезное влияние на рейтинги фондового рынка.
По
мнению отдельных инвесторов и аналитиков,
причинами неудач IPO отдельных российских
предприятий послужили
Время шло, и в результате стремительное развитие бизнеса привело к тому, что стала прослеживаться устойчивая тенденция удаления акционеров от оперативного руководства компанией с передачей значительного объема полномочий профессиональным менеджерам. Начала выстраиваться современная модель корпоративного управления, включающая собственников бизнеса (в форме акционеров), которые из числа доверенных лиц назначают совет директоров. Он, в свою очередь, позволяет осуществлять надзор за соблюдением интересов собственников в бизнесе и определяет главный исполнительный орган компании – профессионального топ-менеджера, наделяемого задачами разработки стратегии бизнеса, найма персонала, организации построения и управления бизнес-процессами компании и т. д. В конечном итоге собственники получают результат – генерацию прибыли и увеличение стоимости бизнеса.
Внедрение
принципов и методов
По нашему мнению, одной из серьезных трудностей внедрения корпоративного управления в современной экономике России является длительная стагнация системы управления, сохранение ее в наиболее важных отраслях и сферах жизни россиян в виде супермонополии. Время начала реструктуризации, по мнению специалистов-менеджеров, уже давно прошло, но оно давно наступило и потому необходимо действовать решительно и последовательно. Длительное время считалось, что нельзя реформировать стратегические отрасли, нельзя отчуждать собственность от государства и что на реформирование экономики России нужны большие деньги. Традиционно считалось, что в бизнесе главное деньги: есть инвестиции - все проблемы могут быть решены. А на самом деле, как показывает практика рыночных преобразований успешных зарубежных компаний, когда речь идет о формировании новой структуры управления, внедрения корпоративных ценностей и развития самостоятельных бизнес-единиц, одними деньгами не обойтись, нужна серьезная реорганизация внутри экономики страны, крупнейших стратегических корпораций, к числу которых можно отнести: ОАО МРСК, ОАО Газпром и др.
С точки зрения реформационного менеджмента, по нашему мнению, следует различать на фирме три типа управляющих: корпоративный-лидер, инноватор-предприниматель и администратор. К числу первых следует отнести тех специалистов и менеджеров, на которых возлагается осуществление функций реформирования. Ко второму типу относятся менеджеры - инноваторы, которые воплощают в жизнь предприятия программу инновационного развития. К третьему типу относятся менеджеры, так называемого регулярного менеджмента, деятельность которых нацелена на оптимизацию настоящей деятельности, концентрации основных ресурсов в традиционных областях деятельности и достижение организацией поставленных целей. По нашему мнению, имеется еще один слой потенциальных менеджеров, но в силу обстоятельств не задействованных в реформистском управлении. Это – студенты и выпускники вузов, готовящиеся к деятельности корпоративных менеджеров. К сожалению, как показывает анализ, эта потенциальная группа эффективных управляющих в Республике Коми пока еще не задействована.
Профессионально состоявшимся менеджером можно считать того специалиста, который в состоянии управлять предприятием в любом режиме. На наш взгляд, уже сегодня мы могли бы говорить о том, что эффективное управление возможно лишь при наличии команды менеджеров разного рода и типа, что и позволит добиваться синергетического эффекта. Значит, речь идет о подготовке корпоративных управляющих целыми командами для конкретных компаний, в которые бы вошли представители самого предприятия, талантливые студенты вузов, готовящих менеджеров, опытные новаторы, реформаторы и ликвидаторы. Такое обучение возможно как в вузе, так и на самой фирме. Таких корпоративных специалистов может выпускать Сыктывкарский госуниверситет, где уже готовится к выпуску первая волна корпоративных менеджеров.
В теории организации и на практике обучение рассматривается как непрерывный источник создания конкурентных преимуществ компаний и как стратегия постоянного обновления методов и повышения эффективности всех видов деятельности. Организации, которые не обучают своих работников в условиях быстрых перемен внешней среды, считаются обреченными. Отсюда следует, что необходимо создавать рабочие группы, обучающиеся в процессе деятельности, сосредоточивать внимание на необходимости генерирования новых идей в процессе обучения. В обучающихся организациях, революция состоит в том, что все сотрудники фирмы становятся менеджерами в сфере своих полномочий.
В ОАО «АЭК «Комиэнерго» существует практика переподготовки и повышения квалификации персонала, Так, в 2007 г. повысили квалификацию, прошли дополнительную подготовку и переподготовку 1744 работника компании, что составило около 18-20 % всего персонала. Учитывая, что в компании на 01.01.2008 г. работают 8136 человек, а раньше их число составляло более 10 тыс.чел., получается что примерно каждый сотрудник компании проходил обучение один раз в пять лет. Но такие показатели в условиях рыночной экономики уже не могут отвечать требованиям времени, так как объемы информации удваиваются в течение 2-3 лет. В содержание и организацию обучения должны быть заложены следующие принципы:
- обучаться быстрее, чем конкуренты;
- обучаться внутри организации (друг у друга и рабочих групп);
- обучаться за пределами организации (у поставщиков и потребителей);
- обучаться по вертикали от вершины до основания организации);
- прогнозировать будущее, создавать сценарии и обучаться на них;
- применять на практике то, чему научились, и учиться на практике;
- обучаться быстрее, чем меняется внешняя среда;
- обучаться в областях, где раньше не обучались.
Стержневым
элементом системы
Главными
требованиями к корпоративным менеджерам-
И хотя несколько лучше эти показатели в ОАО «АЭК «Комиэнерго», тем не менее, приведенные данные службы управления персоналом компании об образовательной структуре персонала, свидетельствуют о том, что только 22 % из 30 %, занятых в сфере управления имеют высшее образование. К сожалению, из-за отсутствия информации мы не можем привести данные о специальной управленческой подготовке всего состава управленческих кадров компании.
В
условиях становления нового корпоративного
российского менеджмента
Информация о работе Становление и развитие корпоративного менеджмента