Стадии развития групп

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:44, реферат

Описание работы

Люди, всегда стремятся группироваться. Это желание передаётся по наследству. Для людей свойственно жить группами, так как группа является основным фактором, способствующим выживанию, в ней легче прокормиться и защитить себя. Люди одобряют действия своей группы, ради неё совершают убийства и умирают… Благодаря разделению ролей – наблюдателя, руководителя, защитника группы, члены группы могут добывать пищу и защищаться от врагов эффективнее, чем в одиночку.

Содержание

Введение.
Группообразование.
Общие качества группы.
Классификация групп.
Психологические характеристики группы.
Свойства группы.
Структура группы.
Стадии развития группы.
Цели группы.
Принципы и условия формирования группы.
Группы
Первичная группа.
Вторичная группа.
Малые группы.
Крупные группы.
Групповое принятие решения.
Межгрупповые конфликты.
Коллективные отношения между индивидом и группой.
Заключение.
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Стадии развития группы.doc

— 134.50 Кб (Скачать)
  • Относительно регулярно и продолжительно контактируют друг с другом, лицом к лицу, на минимальной дистанции, без посредников.
  • Обладают общей  целью или целями, реализация которых позволяет удовлетворить значимые индивидуальные потребности и устойчивые процессы.
  • Участвуют в общей системе распределения функций и ролей в совместной жизнедеятельности, что предполагает в разной степени выраженную кооперативную взаимозависимость участников, проявляющуюся в конечном продукте совместной активности и в процессе его производства.
  • Разделяют общие нормы и правила внутри и межгруппового поведения, что способствует консолидации внутригрупповой активности и координации действий по отношению к среде.
  • Расценивают преимущества от объединения как превосходящие издержки, испытывают чувство солидарности друг с другом и признательность группе.
  • Обладают ясным и индивидуализированным представлением друг о друге.
  • Связаны определёнными и стабильными экономическими отношениями.
  • Представляют себя как членов одной группы и аналогично воспринимаются со стороны.

     Малая группа – это динамическая систем, проходящая в своём развитии определённые стадии.

     Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой  объединены общей социальной деятельностью  и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.  

    1. Крупные групп

     Увеличение  размера группы влияет на поведение  её членов во многих отношениях. Группа подчинена  определённой цели и являются более продуктивной, чем диады и триады. Более крупные группы  вносят больше ценных предложений, в таких группах меньше согласованности, но и меньше напряжения, в них наблюдается неравенство между членами. Члены больших групп часто страдают из-за низкого морального духа, господствующего в группе и высокого уровня  абсентеизма – неучастия. В  таких группах могут быть ослаблены связи отдельных членов со всей группой, из-за их  нежелания  сотрудничать. Как следствие нарастающего разрыва между лидерами и рядовыми членами группы, в ней могут утвердиться жёсткие, обезличенные формы контроля, могут возникать фрагции и вражда.

     Существуют  данные, что группы с чётным числом членов отличаются от групп с нечётным составом.  Группы с чётным числом менее устойчивые, в них больше разногласий и  они могут распадаться на фрагции с равным числом членов.

     Число пять или семь имеет особое значение и сочетает в себе преимущества малой и большой групп. Нечёткое количество членов снижает вероятность дробления группы на диады. Группа из 5 – 7 человек достаточно велика, чтобы сформировать устойчивое большинство, обладать разнообразными навыками, и в то же время достаточно компактна, чтобы избежать негативных факторов, характерных для большинства групп. Такая группа считается достаточно прочной,  каждый её член в определённой мере удовлетворён своей ролью. В случае разногласий в группе, она не распадается.

     В следствии увеличения размера группы и возрастающей роли лидера, среди участников группы  проявляется тенденция всё меньше общаться друг с другом и чаще обращаться к лидеру. Лидер становится центром коммуникации, он осуществляет приём и передачу информации.

     В больших и малых группах способы  разделения власти тесно связаны  с характером коммуникации, где некоторые  более эффективные, чем другие.

     Большие группы могут быть разделены на две разновидности:

  • Формирующиеся группы – это группы становящиеся, которые заданны внешними социальными требованиями.
  • Коллективы – это группы высокого уровня развития, связанные со специфическими видами социальной деятельности.

       Когда совокупность людей становится  групповой, формируются нормы,  роли, на основе которых устанавливается  порядок, образец взаимодействия.                  

                 

  1. ГРУППОВОЁ ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ

     Принятие  решения – комбинирование и объединение доступной информации с целью выбрать один из нескольких возможных вариантов действий. Практический все социальные структуры вверяют принятие ключевых решений группам. В результате большая  часть законов, стратегий, коммерческих операций, влияющих на  повседневную жизнь, принимаются группами. Происходит это, потому что группы, объединяя компетентность и знания своих членов, избегают  экстремальных действий, принимают более удачные решения, чем отдельные люди.

     Схемы принятия группового решения:

  • Правило побеждает большинство -  группа выбирает ту позицию, которая первоначально была поддержана большинством её членов.
  • Правило побеждает истина – указывает на то, что правильное или окончательное решение появляется тогда, когда его правильность признаётся большинством членов.
  • правило 2/3 – это правило применяется в случае если  2/3 состава группы поддерживают решение.
  • правило первого смещения – группа принимает решение, согласующееся с первыми высказанными мнениями некоторых членов группы.
  • Если решения, принимаемые группой можно предсказать на основе информации о первоначальных позициях её членов, то многие другие факты также играют свою роль в сложном процессе принятия решений. Среди наиболее важных факторов существует несколько аспектов групповых процедур – правил, которым следуют группы, определяя повестку дня, регулируя  взаимоотношения между членами.
  • Выборочный опрос – это одна из процедур, используемых многими принимающими решения группами, в ходе опроса члены группы заявляют о своих позициях или предпочтениях с помощью голосования. Голосование не предусматривает никакой ответственности и позволяет членам группы менять свои позиции.
  • групповая поляризация –  это усиление первоначальных предпочтений группы, какие бы симпатии или предпочтения группа ни выражала до обсуждения, эти мнения только усиливаются во время групповой дискуссии.
  • социальное сравнение – это процесс сравнения одних мнений с другими.

                     

    1. Межгрупповые конфликты

     В основе конфликта лежат объективно существующие противоречия между отдельными индивидами и их группами.

     Первое  противоречие – это противоречие объективного различия интересов, позиций социальных общностей, в которые входят: семья, организация, территориальная структура, общественное движение, социокультурная группа,  и отдельных личностей.

     Второе  противоречие – это противоречие, вызываемые реальной политической, экономической и другими формами деятельности властных структур.

     Если  противоречие существует объективно и  может не осознаваться вовлечёнными в него субъектами, то суть конфликта состоит в том, что он осознаётся субъектом, втянутым в то или иное конфликтное действие.

     Конфликтная ситуация означает социальное взаимодействие между двумя или большим числом сторон: отдельных личностей, их групп, корпораций, стран, цели которых реально или предположительно существенно различны или даже несовместимы. Конфликт представляется как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций или взглядов субъектов социального взаимодействия. Чаще всего конфликт разворачивается по схеме противостояния двух враждебно настроенных субъектов.

     Существуют  множество принципов классификации  и систематизации конфликтов:

  • По степени укоренённости в объективных социально- экономических основаниях общественных процессов и систем – структурные и неструктурные конфликты.
  • В зависимости от преобладающего влияния тех или иных факторов в возникновении конфликтов – экономические, политические, идеологические, межнациональные, религиозные, бытовые.
  • В зависимости от субъектов конфликтного взаимодействия – внутриличностный, межличностный, межгрупповой, межстрановый, глобальный.
  • В зависимости от форм и драматизма протекания конфликтов – антагонистические, неантагонистические, явные, скрытые, организационные и неорганизационные, конструктивные и деструктивные, рациональные и нерациональные.
  • В зависимости от структурной организации индивидов и групп, втягиваемых в конфликты – межличностные, внутригрупповые, межгрупповые.

     Межгрупповые конфликты развиваются по схеме: ИНДИВИД – ИНДИВИД, в них соперничают, противостоят друг другу два или более индивида, чаще всего входящие в данную социальную  группу. Причины конфликтов столь же разнообразны, как и характеры индивидов, в них вступающих. Это и соперничество за власть, соперничество за престиж, за популярность, за более интересный вид работы и многие другие. Межгрупповой конфликт – это такой  конфликт, который  вызревает и развёртывается между различными группами в пределах данного коллектива или между группами, представляющими различные общности. Внутригрупповые конфликты зависят от того, насколько едины или разобщены друг с другом члены данной группы. Внутригрупповые конфликты подразделяются на информационные и процедурные. Специфическим типом внутригрупповых конфликтов выступает ролевой конфликт, возникающий тогда, когда:

  • Индивид, втягиваемый в конфликтные взаимоотношения с другими индивидами или их группой, должен в силу своего социального статуса выполнять одновременно две различные роли.
  • Если эти роли являются конкурирующими и предъявляют противоречивые требования к его поведенческим образцам.

     Причины группового конфликта обусловлены  тем, что человеческие сообщества, за исключением самых примитивных, функционируют на основе социальной стратификации, оказываются дифференцированными  на различные социальные слои и группы по роду их деятельности, занятиям, экономическому, политическому статусу. Причины социального расхождения и противостояния в обществе нужно искать в интересах групп и индивидов. Успех или неуспех зависит не только от контролируемых различными группами ресурсов, но также и от степени эффективности социальной организации противоборствующих групп, от формируемых в этих группах желаний, идей, которые складываются воедино, в более или менее сплочённые социальные общности. Диапазон конфликтов безграничен: от семейных распрей до межгосударственных столкновений. 

    1. Коллективность  отношения между  индивидом и группой

     Развитие  коллектива проходит через ряд этапов:

  • номинальная группа;
  • группа – ассоциация;
  • группа – кооперация.

     От  кооперации до коллектива, группа проходит уровень автономизации, для которого характерно высокое внутреннее единство по всем общим качествам, кроме интегрупповой активности. Именно на этом уровне члены группы идентифицируют себя с группой. Социальная коллективность заключается в том, что объединяя людей общими социальными и производственными интересами, она ставит высшей своей целью создание условий для раскрытия индивидуальности каждого члена общества и отвечает за реализацию полноценного развития личности. В результате развития своих членов, развивается и сам коллектив. Чем ярче и богаче индивидуальность, выше уровень развития  каждого члена коллектива, тем более дееспособным является и коллектив. Состояние и зрелость социального коллективизма определяется тем, насколько социальное, общественное прониклось личным, индивидуальным интересом.

     Любое взаимодействие людей, даже при минимальном  их количестве, начинается с распределения  функций.

     В регуляции эффективности деятельности коллектива участвуют самые различные  системы факторов:

  • Внегрупповые – физические и социальные;
  • Внутригрупповые – нормы, межличностные отношения;
  • Внеличностные – однородность, разнородность по индивидуально- психологическим факторам;
  • Внутриличностные – индивидуально-психологические особенности членов группы, их состояние, исходное мнение, оценки.

Информация о работе Стадии развития групп