Стадии развития групп

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:44, реферат

Описание работы

Люди, всегда стремятся группироваться. Это желание передаётся по наследству. Для людей свойственно жить группами, так как группа является основным фактором, способствующим выживанию, в ней легче прокормиться и защитить себя. Люди одобряют действия своей группы, ради неё совершают убийства и умирают… Благодаря разделению ролей – наблюдателя, руководителя, защитника группы, члены группы могут добывать пищу и защищаться от врагов эффективнее, чем в одиночку.

Содержание

Введение.
Группообразование.
Общие качества группы.
Классификация групп.
Психологические характеристики группы.
Свойства группы.
Структура группы.
Стадии развития группы.
Цели группы.
Принципы и условия формирования группы.
Группы
Первичная группа.
Вторичная группа.
Малые группы.
Крупные группы.
Групповое принятие решения.
Межгрупповые конфликты.
Коллективные отношения между индивидом и группой.
Заключение.
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Стадии развития группы.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

     Большинство групп настаивают на строгом соблюдении своих норм, считая это основным требованием, предъявляемым к своим  членам. Люди, желающие присоединиться к определённой группе и остаться в ней, обычно подчиняются этим правилам достаточно чётко, если же они этого не делают, то вскоре могут оказаться вне группы.

     Задачи  определяются общей системой работы в группе. Существуют общие задачи, обусловленные спецификой групповой психокоррекции:

  • Исследование психологических проблем каждого человека в группе и оказание помощи в их решении.
  • Изменение неадаптивных стереотипов поведения и достижение адекватной социальной адаптации.
  • Приобретение знаний о межличностных и групповых процессах для более эффективного взаимодействия с людьми.
  • Содействие процессу личностного роста.
  • Устранение болезненных симптомов, соответствующих различным эмоциональным проблемам.

     Нормы – это принятые правила поведения, руководящие действиями участников и определяющие санкции наказания при их нарушении. Чем жёстче нормы и суровее наказание, тем авторитарнее группа. В каждой группе свои правила, но поощряется открытость, правдивость, теплота от  которых зависит эффективность работы группы. Индивида, не выполняющего нормы группы, пытаются подчинить правилам, а потом исключают.

     Следующие нормы поведения:

  • Откровенность и искренность. Нельзя говорить неправду, лучше просто не говорить.
  • Участники группы  должны  стремиться к пониманию, а не оценке.
  • Конструктивная обратная связь. Она выражается в передаче своих чувств, может быть даже негативных.
  • Контроль поведения.
  • Ответственность. Каждый участник имеет право без каких – либо объяснений остановить любой разговор, касающийся его личности.
  • Соблюдение конфиденциальности.
  • Толерантность. Участники должны с терпимостью относиться ко всем откровенным суждениям других участников группы.         
  1. СТАТУС.

     Статус – это социальное положение или занимаемый ранг внутри группы. Фактический статус, может играть ключевую роль в восприятии людей. Различные роли или позиции в группе связаны с различными  уровнями престижа, люди часто очень чувствительны к этому факту. Повышение статуса связано с широким спектром преимуществ – начиная с заработной платы и заканчивая различными выгодами. Группы используют возможность придавать или отнимать статус в качестве средства влияния на поведение своих членов, и такая тактика считается очень эффективной.

  1. РАЗМЕР.

     По  мере того как количество членов в  группе увеличивается, возможности для взаимодействия каждого члена группы друг с другом уменьшается. Появление подгрупп внутри больших групп может негативно сказываться на  сплочённости больших коллективов.

  1. СОСТАВ.

     Многочисленные  социальные исследования групп показали, что сплочённость женщин в группах, выше, чем сплочённость мужчин.

     Также исследования показали, что по угрозой  неблагоприятных внешних факторов сплочённость людей в группах  обычно увеличивается. Особенно часто  это происходит, когда группа оказывает  поддержку, обеспечивает ощущение безопасности и помогает преодолеть трудности. Прежние успехи или неудачи, достигнутые группой, также  влияют на сплочённость группы.

     Чем более сплочённой является группа, тем выше эффективность её работы. Зависимость между сплочённостью  группы и производительностью её членов определяется тем, насколько нормы поведения, принятые в группе, нацелены на достижение высоких результатов её работы.

     В группах имеют место события  и динамические процессы, периодически повторяющиеся в определённой последовательности. К ним относятся давление на членов группы, способствующие их исключению из группы.

     Групповая  динамика – это совокупность групповых действий и интеракций, возникающих в результате взаимоотношений и взаимодействий членов группы, их деятельности и влияние членов на окружение, представляющее собой развитие или движение группы во времени. Групповая динамика состоит из тех же факторов, что и структура группы, но к ней ещё присоединяются: групповая сплочённость и групповое напряжение.

  1. СПЛОЧЁННОСТЬ И  ГРУППОВОЕ НАПРЯЖЕНИЕ.

     Сплочённость  определяется в социальной психологии как совокупность сил, факторов, заставляющих членов группы оставаться в ней – это симпатия к другим членам группы, и  желание сохранить или усилить собственный статус с помощью принадлежности к группе с высоким статусом.

     Сплочённость  включает два первичных измерения: «задача –взаимодействие» и «индивид – группа». Измерение «задача – взаимодействие» связано с тем, насколько человек заинтересован в целях группы или в социальных взаимодействиях внутри неё. Измерение «индивид – группа» касается того, насколько члены группы преданы группе в целом или отдельным её членам.

     Сплочённость  содержит также вторичные измерения  – измерения, связанные с различными видами групп.

     Существуют  также и дополнительные факторы, влияющие на сплочённость группы:

  • это количество усилий, необходимых для попадания в группу, чем выше цена вступления в группу, тем сильнее члены группы к ней привязаны;
  • это наличие внешней угрозы или жестокой конкуренции;
  • это размер, так как маленькие группы обычно являются более сплочёнными, чем большие;
  • это необходимое условие, выражающееся в стремлении членов группы остаться в рамках группы, сохранить её.

     Следствие сплочённости – это особые отношения, которые складываются между членами группы и особая атмосфера возникающая в ходе коррекционной деятельности.

     Сплочённость  группы – это стабилизирующий фактор, который обеспечивает поддержку и относительную безопасность.

     Во  время деятельности члены группы могут противостоять друг другу во взглядах, отношениях и т.д. Появляется антипатия, неприязнь, агрессивность, конфликты между участниками группы, участником и руководителем.

     Групповое напряжение связано с внутренним напряжением каждого индивида в  группе. В групповой психокоррекции агрессию не подавляют, а стараются  выявлять либо вербально, либо в символической форме.

       Если напряжение в группе велико  и не заменяется сплочённостью,  то это ведёт к распаду группы. Слабое напряжение тоже негативно,  так как работа над собой  затормаживается, члены группы удовлетворены отношениями, стараются не замечать комплексы. Групповое напряжение – побуждающий фактор, обеспечивающий неудовлетворённость и желание что-то изменить. 

  1. СТАДИИ  РАЗВИТИЯ ГРУППЫ

     Каждая  группа в своём развитии формируется  и развивается по-своему. Любая группа в своём развитии проходит через следующие этапы:

  • Начальная стадия  формирования.

     Данная  стадия характеризуется неопределённостью  относительно структуры группы, её целей. На начальной стадии развития группы ещё не ясно какой тип поведения в ней приемлем и кто является лидером. После того как члены группы начинают отчётливо понимать, что они являются частью данной группы, данная стадия заканчивается.

  • Внутригрупповой конфликт.

     Данная  стадия характеризуется развитием  внутригруппового конфликта. Идёт борьба за лидерство и распределение ролей между членами группы. После завершения данной стадии, становится понятно кто лидер в данной группе.

  • Обеспечение сплочённости членов группы.

     На  данной стадии отношения между членами группы становятся более тесными и сплочёнными. Также появляется ясность относительно неформальных норм поведения и распределения ролей в данной группе.

  • Стадия наивысшей работоспособности и производительности.

     На  данной стадии группа полностью функциональна. Энергия её членов уже направлена  на обеспечение эффективной работы и достижение высоких результатов, а  не на распределение ролей и борьбу за власть.

  • Заключительная стадия.

     Чем ближе к завершению работы над  проектом, чем ближе выполнение поставленной задачи перед группой, тем больше её члены начинают думать, что данная группа скоро прекратит своё существование, и тем больше члены группы думают о новых перспективах своей работы в другом коллективе. Производительность работы группы в этот период может заметно снижаться.

                   

    1. Цели группы

     Цели группы являются важным источником её привлекательности. Существует два аспекта – это операциональный и символический. Операциональный аспект предопределён объективным характером цели, степенью её сложности или простоты, разветвлённой и дифференцированной  структурой операциональных взаимосвязей между членами группы. Одна цель может требовать большей специализации индивидуальных усилий, более тесной кооперации, чем другая. Основная направленность социально- психологических разработок состоит в том, чтобы уточнив заданные свойства цели, определить оптимальную структуру внутригруппового взаимодействия,  которая была бы  адекватна решаемой задаче:

  • Насколько групповая цель соответствует индивидуальным. Чем большее совпадение, тем привлекательнее группа для её членов.
  • Как зависит деятельность группы от точности представлений её членов об общей цели. Оказывается, что важнее не истинное содержание стоящих задач, а представление о них.

               

    1. Принципы и условия формирования группы
  1. Все члены группы чётко представляют себе цели совместной работы.
  2. Функции распределены, умение каждого человека известны остальным.
  3. Организационное строение группы соответствует выполняемой задаче.
  4. В группе совершенствуют методы работы.
  5. Развита самодисциплина, позволяющая хорошо использовать время и ресурсы.
  6. Существует достаточно возможностей, чтобы собраться и обсудить любые вопросы.
  7. Группа поддерживает своих.
 
  1. ГРУППЫ
    1. Первичная  группа

     Первичная группа - это группа, состоящая из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях. Первичные группы не велики, ибо в противном случае трудно установить непосредственные, личные взаимосвязи между всеми членами.

     Чарлз Кули в 1909 году впервые ввёл понятие  первичной группы применительно к семье, между членами которой складываются устойчивые эмоциональные отношения. Семья считается первичной, так как она является первой группой, играющей основную роль в процессе социализации младенцев. Впоследствии этот термин стал применяться при изучении любых групп, в которых сформировались тесные личные отношения. 

    1. Вторичная группа

     Вторичная группа – это группа людей, образующаяся из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определённых целей. В этих группах основное значение придаётся не личным качествам, а умению выполнять определённые функции.  Роли во вторичной группе чётко определены, и  её члены нередко очень мало знают друг о друге, и между ними не устанавливаются эмоциональные отношения, характерные для друзей и членов семьи. Во вторичных группах также чётко определены и способы коммуникации, которые носят формальный характер и осуществляются с помощью письменных документов или телефонных звонков.

      

    1. Малые группы

       Малая группа – это ограниченная совокупность непосредственно «здесь и теперь» взаимодействующих людей, которые:

Информация о работе Стадии развития групп