Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 10:14, курсовая работа
Цель данной работы - провести анализ и сравнительную характеристику теории лидерства. Задачи курсовой работы:
Раскрыть понятие «лидерства»
Рассмотреть история развития теорий лидерства
Рассмотреть ситуационные подход теории лидерства
Провести сравнительный анализ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Основополагающие аспекты «теории лидерства 4
1.1 Теоретическое раскрытие понятия «лидерства» 4
2.1 . История развития теорий лидерства 7
2. Сравнительный анализ ситуационных теорий лидерства 11
2.1. Ситуационный подход к теориям лидерства 11
2.2.Сравнительный анализ ситуационных моделей лидерства 20
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Чтобы работать наиболее эффективно и получить все, что можно от подчиненных, руководитель не может на протяжении всей своей карьеры применять один стиль руководства. Он должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, которые наиболее подходят для конкретной ситуации.
В современном мире , что самым эффективным стилем , является стиль адаптивный, или то, что Арджирис назвал стилем, ориентированным на реальность.
Модели ситуационного лидерства, обращают свое внимание на влияние внешних факторов, и дополняют друг друга в понимании феномена лидерства. Каждая теория старается выявить общие аспекты поведения лидера., много аспектный подход затрудняет истолкование поведения лидера и усложняет план исследования для проверки конкретной теории в этом основана логика подхода
Оценка стиля лидерства в рамках этих теорий производится чаще всего с помощью социологического опроса. Разумеется, такой метод оценки ограничен и спорен.
Для разработки программ подготовки лидеров основой послужили полученные данные. К работе привлекались всевозможные специалисты, изучавшие организации в различных областях деятельности человека. Однако не смог никто установить с одной стороны четкую связь между эффективностью лидера и его основными чертами поведения ,а с другой стороны эффективность производства и удовлетворение от выполненной работы,
Ученые к разрабатывали новые подходы к изучению лидерства в рамках ситуационных теорий вследствие того ,что традиционные концепции в определении универсального стиля эффективного лидерства, постигли неудачи. В основе ситуационного подхода было предположение, что лидерское поведение отличается в различных ситуациях. Наиболее известными концепции в рамках ситуационного подхода:
Характеристика основных ситуационных моделей дана в таблице 1.
Ситуационные модели различаются по набору рассматриваемых лидерских стилей, по набору ситуационных факторов и путей нахождения связи между ними. По-разному в моделях определяется эффективность лидерства. Однако все эти модели , обращают главное внимание на влияние внешних факторов.
В результате анализа данных концепций можно сделать следующие выводы:
1. Ранние концепции уделяли
большое внимание качествам
2. Подходы, основанные
на ситуационности лидерства,
предполагали объяснить
3. Новые концепции объединили
в себе и личность лидера
и также учитывали влияние
внешних факторов. Новые подходы
концентрируются на
Наиболее универсальными являются три последних концепции, так как они, как бы интегрируют традиционные и ситуационные концепции. Однако роль первых двух концепций нельзя недооценивать, поскольку именно они подтолкнули исследователей к разработке новых концепций лидерства, именно они положили начало истории данной проблеме.
В данном вопросе прослеживается история развития взглядов на лидерство, дается их сравнительный анализ, что позволяет более точно осознать данную проблему.
Таким образом, лидерство играет значительную роль в управлении и тот, кто его осуществляет, является лидером, при этом он должен обладать определенными лидерскими качествами, но ни один человек не способен обладать всем их набором, который и был перечислен в данной курсовой работе. Но лидерство зависит также не только от внутренних характеристик человека, но и от внешнего, жизненного опыта, при этом его решения зависят от ситуации, - этот вопрос был также мной рассмотрен. Некоторые черты лидера позволяют предсказать его успешность, но факт наличия у руководителя высокого уровня развития интеллекта, доминирования, уверенности в себе не означает, что его подчиненные будут продуктивно работать или будут удовлетворены трудовой деятельностью.
Успешность лидера
в значительной степени зависит
от согласованности
В курсовой работе были также выделены основные направления исследования лидерства, концепции
Фидлер заложил основу для будущего ситуационного подхода к управлению .Определив, что стиль руководства ориентированный на задачу будет больше всего соответствовать наименее или наиболее благоприятной ситуаций и что стиль ориентированный на человека лучше всего проявит себя в умеренно благоприятных ситуациях.
В действительности же разнообразие подходов к исследованию его очень велико. Поэтому изучение оснований их классификации может стать отдельной темой.
В результате анализа данных концепций можно сделать следующие выводы:
1. Ранние концепции уделяли
большое внимание качествам
2. Подходы, основанные
на ситуационности лидерства,
предполагали объяснить
3. Новые концепции объединили
в себе и личность лидера
и также учитывали влияние
внешних факторов. Новые подходы
концентрируются на
Наиболее универсальными являются три последних концепции, так как они, как бы интегрируют традиционные и ситуационные концепции. Однако роль первых двух концепций нельзя недооценивать, поскольку именно они подтолкнули исследователей к разработке новых концепций лидерства, именно они положили начало истории данной проблеме.
В данном вопросе прослеживается история развития взглядов на лидерство, дается их сравнительный анализ, что позволяет более точно осознать данную проблему
К сожалению, лидерство нельзя исследовать, изучить полностью, основываясь лишь на информационных, книжных источниках. Необходимо практическое применение знаний, опирающихся, соответственно, на теоретические. В заключении отмечу, что лидерство - это загадочное, ускользающее качество, существование которого легко признать, трудно описать, еще труднее использовать на практике и уже невозможно создать это качество в других
Таблица 1.
Сопоставление четырех основных ситуационных моделей лидерства
Переменные |
Модель Фидлера |
Модель «траектория-цель» Хауза, Митчелла |
Теория Херси и Бланшара |
Модель Врума-Йеттона-Яго |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Качества лидера |
Лидеры, ориентированные на отношения или поучение. Работу следует построить с учетом стиля лидерства. |
Лидеры способны повысить результативность ведомых путем применения правильных стимулов. |
Лидер должен адаптировать свой стиль с учетом задания и отношений с ведомыми. |
Лидер должен применять различные процедуры принятия решений в различных ситуациях |
Ситуационные факторы |
Отношения «лидер - последователь». Структурированность работы. Властная позиция лидера в организации. |
Характеристики последователей.
Организационные факторы. |
Степень зрелости последователей: Зрелость в работе; психологическая зрелость. |
Качество решения. Обязательства последователей по решению. Время. Стоимость. Развитие. |
Допущения относительно ведомых |
Ведомые предпочитают различные стили лидерства в зависимости от задания, отношений с лидером и структуры власти. |
У ведомых различные потребности, которые следует удовлетворить с помощью лидера. |
Зрелость (готовность) ведомых взять на себя ответственность и их способности влиять на применяемый стиль лидерства. |
Участие в принятии решений повышает приверженность к решению |
Эффективность лидера. |
Эффективность лидера определяется
взаимодействием внешних и |
Эффективны те лидеры, которые подсказывают ведомым наиболее подходящую линию поведения. |
Эффективные лидеры способны менять стиль руководства, поддержки и делегирования с учетом степени зрелости ведомых. |
Эффективный лидер учитывает роль участия подчиненных в принятие решений, а также мотивацию работников. |
История исследований |
При проведении исследований другими учеными результаты противоречат выводам модели. |
В истекшие два десятилетия модель вызвала небольшой интерес у исследователей. |
Не проведено достаточно исследований, чтобы можно было прийти к выводам о прогнозной силе модели. |
Модель является ограниченной, так как допускает только ответы «ДА» и «НЕТ». Эта модель достаточно сложная. |
Таблица 2
Стили лидерства (по П. Херси
и К. Бланшару)
Степень зрелости исполнителей |
Стиль лидерства |
Основные черты стиля |
Очень низкая - не хотят и не могут принять ответственность |
Указания
|
Высокая ориентация на задачу и низкая - на отношения |
Низкая - хотят, но не могут принять ответственность |
Продажа
|
Высокая ориентация на задачу и отношения |
Средняя - могут, но не хотят принять ответственность |
Участие
|
Высокая ориентация на отношения и низкая - на задачу |
Высокая - могут и хотят принять ответственность |
Делегирование |
Низкая ориентация на задачу и отношения |
Илл.1
Илл 2
АI. Вы сами решаете проблему или принимаете решение, используя имеющуюся у вас на данный момент информацию.
AII. Вы получаете необходимую информацию от своих подчиненных и затем сами решаете проблему. Получая информацию, вы можете сказать или не сказать своим подчиненным в чем состоит проблема. Роль ваших подчиненных в принятии решений - представление необходимой информации, а не поиск и оценка альтернативных решений.
CI. Вы излагаете проблему индивидуально тем подчиненным, кого это касается и выслушиваете их идеи и предложения, но не собираете их вместе в одну группу. Затем вы принимаете решение, которое отражает или не отражает влияние ваших подчиненных.
СII. Вы излагаете проблему группе ваших подчиненных, и весь коллектив выслушивает все идеи и предложения. Затем вы принимаете решение, которое отражает или не отражает влияние ваших подчиненных.
G2. Вы излагаете проблему группе ваших подчиненных. Все вместе вы находите и оцениваете альтернативы и пытаетесь достичь согласия касательно выбора альтернативы. Ваша роль схожа с председательской. Вы не пытаетесь влиять на группу, чтобы она приняла “ваше” решение, а хотите принять и выполнить любое решение, которое вся группа сочтет наиболее приемлемым.
Илл.3 Древо решений 14
Илл.4
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Имеются ли требования, предъявляемые к качеству
решения и позволяющие |
Располагаю ли я достаточной информацией, чтобы принять решение ? |
Структурирована ли проблема ? |
Является ли согласие подчиненных с выбранным решением существенным для его эффективного выполнения ? |
Если бы вам нужно было
принять решение |
Согласны ли подчиненные с целями организации, достижению которых они будут способствовать, решив эту проблему ? |
Не чревато ли выбранное решение конфликтом между подчиненными ? |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |