Сравнительный анализ теорий лидерства

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 10:14, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - провести анализ и сравнительную характеристику теории лидерства. Задачи курсовой работы:
Раскрыть понятие «лидерства»
Рассмотреть история развития теорий лидерства
Рассмотреть ситуационные подход теории лидерства
Провести сравнительный анализ

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Основополагающие аспекты «теории лидерства 4
1.1 Теоретическое раскрытие понятия «лидерства» 4
2.1 . История развития теорий лидерства 7
2. Сравнительный анализ ситуационных теорий лидерства 11
2.1. Ситуационный подход к теориям лидерства 11
2.2.Сравнительный анализ ситуационных моделей лидерства 20
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Работа содержит 1 файл

6. Буралова Мария.docx

— 233.31 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное государственное  образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

Сибирская Академия Государственной  службы

 

 

 

Факультет ГМУ

Кафедра государственного и  муниципального управления

 

Курсовая работа по дисциплине: Теория управления

На тему «Сравнительный анализ теорий лидерства».

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2011

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Основополагающие аспекты «теории лидерства 4

1.1 Теоретическое раскрытие понятия «лидерства» 4

2.1 . История развития теорий лидерства 7

2. Сравнительный анализ ситуационных теорий лидерства 11

2.1. Ситуационный  подход к теориям лидерства 11

2.2.Сравнительный  анализ ситуационных моделей  лидерства 20

Заключение 23

Список использованной литературы 25

Приложения 28

 

 

Введение

«Лидерство – это загадочное, ускользающее качество. Существование  его легко признать, трудно описать, и еще труднее использовать на практике и уже невозможно создать это качество в других»1,- писал известный американский специалист в области менеджмента Д. Кэмпбелл.

Актуальность данной темы заключается в том, что никакая другая тема, связанная с поведением людей, не порождала столь большой интерес у социологов, психологов, философов и других специалистов в области гуманитарного знания. И это не удивительно: поведение лидеров, их решения (особенно в сфере политики) затрагивают большинство сфер нашего общества.

Объект - исследования являются теории лидерства Предмет исследования ситуационные теории лидерства, такие как:

  1. Модель Врума-Йеттона-Яго.
  2. Модель ситуационного лидерства Херси и Бланшара,
  3. Модель «траектория - цель» Митчелла, Хауса,
  4. Модель ситуационного лидерства Фидлера,

Цель данной работы - провести анализ и сравнительную характеристику теории лидерства. Задачи курсовой работы:

  1. Раскрыть понятие «лидерства»
  2. Рассмотреть история развития теорий лидерства
  3. Рассмотреть ситуационные подход теории лидерства
  4. Провести сравнительный анализ

 

  1. Основополагающие  аспекты «теории лидерства

  1. Теоретическое раскрытие понятия «лидерства»

Лидерство - социальное явление, состоящее из множества аспектов. Феномен лидерства проявляется в любых организованных группах, которые стремятся к какой-либо общей цели. Так как люди, существа социальные, и существуют в группах и именно через группу, осуществляют свои замыслы, лидерство охватывает почти все сферы деятельности людей: в экономической, политической, религиозной и образовательной сферах, сфере досуга и развлечений, а также в спорте .

Лидерство определяется исследователями в соответствии с их собственными представлениями и исходя из того, что больше всего их интересует в этом феномене.

Проблема определения понятия лидерства имеет зависимость от того , какой теории следовать и соотносить.

В современной науке, понятие лидерство характеризуется неоднозначно. Можно выделить основные подходы к его толкованию:

1. Положение или статус личности в социальной группе, союзе, движении, партии, обществе в целом, характеризующееся способностью занимающего его лица оказывать решающее влияние на других людей, организовывать и направлять их коллективные действия. Лидерство выступает как разновидность власти, своеобразный управленческий статус личности, подчиняющей своему влиянию других людей.2

2.Социальная позиция, связанная с принятием решений, это руководящая должность. Данная интерпретация лидерства вытекает из структурно-функционального подхода, который рассматривает общество как сложную, иерархически организованную систему социальных позиций и ролей. Занятие роли в системе позиций, связанной с выполнением управленческих функций и дает человеку статус лидера. Иными словами, как отмечает Даунтон, лидерство – это «положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающего его лица направлять и организовывать коллективное поведение некоторых или всех его членов3.

3. Лидерство – это влияние  на других людей 4(В. Кац, Л. Эдингер и др.). Это влияние, для которого характерны четыре специфические черты:

    1. Постоянство
    2. Воздействие лидера распространяется всю организацию, группу
    3. Приоритет во влиянии,
    4. Влияние лидера основывается на авторитете или хотя бы на признании правомерности руководства.

Отдельные ученые, например Ж. Блондель, допускают использование принуждения  при осуществлении лидерства.

Заглянув в социологический  словарь, можно обнаружить следующие  определения лидерства: «Лидерство — 1) ведущее положение отдельной  личности, социальной группы… обусловленное  более эффективными результатами деятельности… 2) процессы внутренней самоорганизации  и самоуправления группы, коллектива, обусловленные индивидуальной инициативой  их членов»5

Первое определение обладает двумя  достоинствами. Одно из них заключается в том, что данное определение показывает субъективный характер данного понятия: человек, достижения которого признает определенная группа людей, может быть для них лидером, и в то же время другая группа может не принимать его лидерство, если не рассматривает достижения лидера, как выдающиеся. Другое достоинство этого определения в том, что оно указывает определенный путь к лидерству.

С другой стороны, приведенное определение имеет ряд существенных недостатков. Во-первых, выдающиеся достижения не гарантируют лидерства. Например, А. Эйнштейн был выдающимся ученым ХХ в., однако его вряд ли можно назвать лидером, поскольку у него практически не было учеников. Поэтому это определение формулирует нужное, но не всегда достаточное условие лидерства. Во-вторых, такое определение закрепляет лидерское положение личности или группы, но в настоящее время с устойчивой регулярностью происходит смена лидеров, даже тогда, когда прежние достижения старых лидеров не оспариваются. В-третьих, надо обратить особое внимание, данное определение не отражает динамизм процесса лидерства. Действительно, лидерство — это не только положение личности или группы, это еще и процесс вовлечения последователей в деятельность, направленную на достижение определенных целей. Данный аспект отражен во втором определении лидерства, однако это сделано в столь общей форме, что отличить лидерство от других процессов в социальных группах на основании подобного определения оказывается практически невозможным6.

Богатство сторон, аспектов лидерства  определяет многообразие его типологии. Наиболее простой и широко распространенной классификацией лидерства в организации  является выделение его трех типов (иногда их называют ролями лидера):

Деловое лидерство в основе находятся такие качества, как высокая компетентность, умение решать организационные задачи, деловой авторитет, опыт

Эмоциональное лидерство возникает на базе человеческих симпатий, притягательности межличностного общения

Ситуативное лидерство, может быть и деловым, и эмоциональным, отличительной чертой является неустойчивость, временная ограниченность, связь лишь с определенной ситуацией.

  1. . История развития теорий лидерства

 Интерес к лидерству и попытки осмыслить этот феномен восходят к глубокой древности. Уже античные историки Геродот, Плутарх были заинтересованы политическими лидерами видя их героях, монархах и полководцах.

 Платон и Аристотель задумывались о том, как и почему человек получает власть, но и о том какие цели, ставит он перед собой, используя эту власть. Для этих философов не сомневались в том, что лидер должен стремиться к справедливости и честно служить государству. Аристотель подчеркивал, что участие лидера в политике - это высшая форма проявления человеческого достоинства. Античные мыслители говорили не о «технологии», а о том, что должен знать тот, кто старается приобрести власть.

Макиавелли делал акцент на вопросе удержания власти лидером, особенно во времена перемен и нестабильности. В его толковании политический лидер - это государь, объединяющий и представляющий все общество , использующий всевозможные средства для поддержания порядка в обществе и сохранения своего господства. Он утверждал , что хитрость и жестокость -, вполне дозволенные инструменты, если речь идет об удержании власти. Эти идеи сделали имя Макиавелли нарицательным для лидеров манипулятивного толка.

 Начиная с середины XIX в. философы, социологи и социальные психологи сконцентрировали свое внимание на том, как лидеры появляются в группах и взаимодействуют с ними. Так, одним из наиболее влиятельных механизмов, на которых базируется влияние лидера на своих последователей, была признана воля. Ницше был одним из первых, кто объявил волю к власти движущей силой истории.

 Ницше впервые сформулировал два тезиса, в дальнейшем получившие развитие в политической психологии. Первый тезис касается природы лидерства как иррациональной, инстинктивной силы, объединяющей лидера и его последователей. Второй - приписывает лидеру выдающиеся качества, делающие его в сверхчеловека.

 Такие психологи середины-конца XIX в., как Г. Лебон, Г. Тард, С. Сигеле, В. Вундт, по-своему, но в целом схожим образом трактовали природу политического лидерства как иррационального феномена, сплачивающего лидеров и последователей.

 3. Фрейд полагал, что природа лидера связана с особыми качествами которые чем то похожи на гипнотические. З. Фрейд ищет истоки механизмов, которые делают подобное воздействие возможным, в потребности человека в почитании авторитетам.

 В. Парето, В. Михельс, Г. Моска, М. Вебер, интересовались феноменом политической власти, который мог объяснить природу лидерства. Так, М. Вебер определяет политику через понятие лидерства, которое определяется через понятие власти, как главной ценности для лидера. Существенно важным является то, что надо рассматривать власть лидера как социальный феномен, а не только как индивидуальный. Работа Г. Моски «Правящий класс» наиболее отчетливо выразила эту идею. В. Парето раскрывает эту проблему в ее динамическом аспекте, показывая взаимозависимость стиля лидерства от социального запроса, который приводит к смене «львов» на «лис» и наоборот. Особенность социологической трактовки -ситуация определяет поведение лидера.

Томас Карлейль (1795-1881) и Ральф Уолдо  Эмерсон (1803 - 1882). Считали основная масса населения, не способна нормально существовать без направляющего воздействия лидеров.

 Непосредственное влияние на современные концепции лидерства оказал Габриель Тард (1843-1904), один из основоположников теории социализации. Г. Тард старался доказать, что основным законом социальной жизни является подражание последователей лидеру. Большинство населения не способно к самостоятельному социальному творчеству.

Марксизм не рассматривает лидеров как движущую силу истории. Ограничивается возможность активности политических лидеров исторической необходимостью и классовыми интересами. Политический лидер более последовательный, сознательный и умелый выразитель воли класса, т.е. играет по отношению к классу вспомогательную, служебную роль. И если Маркс и Энгельс говорили о возможности обособления политических лидеров от представляемого ими класса и предупреждали рабочих о том ,что нужно обезопасить себя от собственных чиновников. Ленин и Сталин обладали еще более упрощенные представления о соотношении масс и политических лидеров. «Массы, - писал Ленин, - делятся на классы, классами руководят обычно политические партии ... политические партии в виде общего правила управляются более или менее устойчивыми группами наиболее авторитетных, влиятельных, опытных, выбираемых на самые ответственные должности лиц, называемых вождями»7

 Современные подходы к исследованию лидерства имеют не только разные истоки, но и различаются по своей дисциплинарной принадлежности. Следует отметить большой вклад психологов, которые привнесли в исследования всевозможные вариации теорий личности. Психологи уделяют внимание отдельным структурным компонентам личности (мотивам, потребностям, воле, эмоциям, темпераменту, здоровью, характеру, стилю, концепций, самооценке и др.)

В последние десятилетия мощным стимулом исследования лидерства стало  развитие теорий менеджмента. Личность лидера в теориях менеджмента присутствует в той степени, когда необходимо учесть этот фактор с целью манипулирования организаций.8

  1. Сравнительный анализ ситуационных теорий лидерства

2.1. Ситуационный подход к теориям лидерства

Ситуационный подход внес значительный вклад в теорию управления, используя возможности прямого применения науки к конкретным ситуациям. Центральное звено ситуационного подхода – это ситуация, т.е. конкретный комплект условий, которые влияют на организацию в данное время. Велика значимость «ситуационного мышления» вследствие того, что в центре оказывается ситуация. Данный подход, помогает лучше понять руководителям, какие приемы будут помогать реализовать цели организации в ситуации.

Информация о работе Сравнительный анализ теорий лидерства