Сравнительный анализ моделей корпоративного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 08:20, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - выявить особенности модели корпоративного управления в Открытом акционерном обществе «БАТЭ».
Задачи данной курсовой работы:
1) Выявить сущность корпоративного управления;
2) Определить особенности различных моделей управления корпорациями;
3) Выявить особенностей моделей корпоративного управления в Республике Беларусь.
4) Выявить особенности корпоративного управления в ОАО «БАТЭ»

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
ГЛАВА 2. МОДЕЛИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
2.1 Англо-американская модель корпоративного управления
2.2 Немецкая модель корпоративного управления
2.3 Японская модель корпоративного управления
2.4 Сравнительный анализ моделей корпоративного управления
ГЛАВА 3. КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОАО «БАТЭ»
3.1 История корпоративного управления в Беларуси
3.2 Организация корпоративного управления в ОАО «БАТЭ»
3.3 Проблемы корпоративного управления
3.4 Рекомендации для обеспечения корпоративной безопасности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 67.32 Кб (Скачать)

     2. При разработке корпоративного  законодательства и законодательства  о рынке ценных бумаг в Беларуси (как и в России) была взята  за основу англо-американская  система корпоративного управления. Можно ли при подготовке белорусских  учебников по корпоративному  управлению использовать структуру  и идеологию аналогичных американских  или канадских учебников?

     3. Следует ли корпоративное управление  понимать буквально: как управление  акционерными обществами? Или необходимо  трактовать его расширительно:  как управление любыми фирмами  с объединенным капиталом, и,  следовательно, изучать особенности  управления, например, обществами с  ограниченной ответственностью?

     Если  взять любой заокеанский учебник  по корпоративному управлению, легко  убедиться, что львиную долю там  занимают вопросы организации работы советов директоров и взаимоотношений  между рядовыми акционерами, членами  совета и наемными менеджерами. И  в России, и в Беларуси, в силу особенностей проведения приватизации, создано много ОАО. Однако, будучи по форме открытыми, по сути своей  эти АО публичными не являются. Большинство  из них не привлекают, и не будут  привлекать в обозримом будущем, инвестиции методами фондового рынка, т.е. путем публичного размещения ценных бумаг. Тем более что в современной  ситуации доверие к рынку ценных бумаг у населения сильно подорвано  кризисом.

     Во  многих российских ОАО основные пакеты акций сконцентрированы в руках  высшего менеджмента, а огромное количество мелких акционеров являются «бесплатным приложением» и никакого влияния на процесс управления не оказывают. Вероятнее всего аналогичная  ситуация сложится и в Беларуси. Более того, неизбежное уменьшение покупательной способности населения  в условиях финансового кризиса  приведет к продаже рядовыми акционерами  своих акций и к еще большей  их концентрации в руках крупных  собственников.

     Очевидно, основные владельцы ОАО охотно сменили  бы тип (на ЗАО) или реорганизовались бы в ООО. Им мешает это сделать  большое количество акционеров (более 50). В таких ОАО совет директоров представляет собой некий симбиоз  общего собрания акционеров и правления, поскольку в него входят крупнейшие акционеры, владеющие вместе контрольным  пакетом акций (а зачастую и квалифицированным  большинством голосов***) и занимающие руководящие должности в ОАО. Корпоративное управление в таких  акционерных обществах существенно  отличается от классического корпоративного управления, принципы которого изложены в иностранных учебниках. «Классика» применима в России лишь в полутора десятках крупнейших ОАО, таких, как  Газпром, Сбербанк, Лукойл и др. Не приходится сомневаться, что и в Беларуси образуется лишь небольшое количество «голубых фишек», управляемых по западному стандарту.

     Корпорация  в переводе с английского –  это акционерное общество. Именно поэтому многие специалисты толкуют  корпоративное управление буквально  – как управление акционерными обществами. Убеждена, что это неверно –  под корпоративным управлением  следует понимать управление любыми фирмами с объединенным капиталом.

     В большинстве стран с рыночной экономикой малый и средний бизнес существует в виде обществ с ограниченной ответственностью. Не являются исключением  Россия и Беларусь. По количеству зарегистрированных юридических лиц ООО почти  во всех странах является преобладающей  организационно-правовой формой, а  в странах Западной Европы ООО  преобладает и в создаваемом  ВВП. Если в России будут реализованы  реформы, о которых говорят в  Государственной Думе и Правительстве, и открытыми АО останутся лишь те, которые действительно являются публичными по своей сути, то ООО  и в России может стать преобладающей  формой по доле в создаваемом ВВП. После завершения широкомасштабной приватизации корпоративное право  и управление в Беларуси будут  развиваться по аналогичному сценарию.

     Не  следует забывать, что во многих странах форма ООО активно  используется также при создании холдинговых структур и организации  управления в группе компаний. В  виде ООО создаются управляющие  компании, происходит выделение отдельных  подразделений компаний в самостоятельные  бизнес-единицы, осуществляется много  других структурных изменений. Финансовый кризис ускорит эти процессы. 

     3.4 Рекомендации для  обеспечения корпоративной  безопасности 

     В странах с переходной экономикой на этапе формирования крупного и  среднего частного капитала одним из видов самого доходного бизнеса  становится рейдерство. Как только часть государственной собственности в процессе приватизации переходит в частные руки, появляются лица, желающие эту собственность переделить. Едва ли Беларусь будет исключением.

     В Российской Федерации опыт разработки и внедрения превентивных мер  накоплен многими фирмами, специализирующимися  на услугах по организации корпоративного управления и обеспечению корпоративной  безопасности. В Республике Беларусь эти вопросы приобретают особо  важное значение в настоящий момент, в преддверии очередного этапа широкомасштабной приватизации.

     На  мой взгляд, сложнее всего и  организационно, и юридически (и, замечу, гораздо затратнее по финансам) пытаться отбиться от рейдера, когда атака  уже началась. Поскольку любой  рентабельный бизнес может быть объектом рейдерской атаки, для обеспечения  корпоративной безопасности нужно  проводить определённые профилактические мероприятия – превентивные меры. Хочу порекомендовать комплекс таких  мероприятий, который включает в  себя три этапа:

     1. Проведение корпоративного аудита (его ещё называют аудитом корпоративного  управления) с целью выявления  «узких мест» в конструкции  АО или ООО. Рейдер, как правило,  выискивает у своей жертвы  слабые места, и именно в  эти места направляется его  атака. Как врач, прежде чем  назначить лечение, отправляет  больного на анализы, так и  в корпоративном управлении, прежде  чем проводить мероприятия, направленные  против возможного захвата бизнеса,  необходимо выявить в этом  бизнесе слабые стороны.

     2. После того, как проведён корпоративный  аудит, обсуждены с главными  акционерами (участниками) его  результаты, намечены пути устранения  имеющихся недостатков, целесообразно  разработать и принять так  называемый «защитный» вариант  устава общества, который минимизирует  возможности внешнего агрессивного  захвата. Защитный вариант устава – это своеобразный правовой частокол, который выстраивается вокруг предприятия, и через который рейдеру пробиться гораздо сложнее.

     3. Третий этап – это «цементирование»  консолидированного контрольного  пакета акций (если таковой  в акционерном обществе имеется). Надо сделать так, чтобы контрольный  пакет акций, принадлежащий нескольким  лицам (контролирующей группе  акционеров) рейдеру сложно было  разорвать и захватить по частям.

     Военные говорят: «Предупреждён – значит вооружён!». Даже краткий анализ доказывает, что к грядущим переменам в  хозяйственной жизни надо тщательно  готовиться. Все мы, к сожалению, учимся на своих ошибках, но лучше, всё-таки, пытаться учиться на чужих. У белорусских  предпринимателей есть прекрасная возможность  учесть те промахи, которые были допущены российским бизнесом в процессе приватизации и первоначального накопления капитала.

     Приобретение  крупных пакетов акций приватизируемых  предприятий должно сразу сопровождаться постановкой грамотного корпоративного управления в компании. Не стоит  дожидаться, пока потери от нерационального  управления бизнесом или от передела собственности составят миллионы долларов.

     Поскольку «размораживание» акций и широкомасштабная приватизация в Беларуси только начинаются, у белорусского бизнеса есть все  возможности вовремя подготовить  необходимые кадры специалистов и выстроить современную, эффективную  систему корпоративного управления. Это также существенно поможет  пройти период финансового кризиса  с минимальными потерями. 

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Единого понятия корпоративного управления на сегодняшний день в мировой  практике не существует. Но под корпоративным  управлением понимается совокупность организационных и методических решений, обеспечивающих управление организациями, отвечающих требованиям корпоративной  идентичности за реализацию достижений двух поставленных целей:

  1. обеспечение баланса интересов собственников организации, ее менеджмента, акционеров и других финансово-заинтересованных сторон;
  2. увеличение капитализации организации (стоимости бизнеса).

     Рассмотренные модели управления корпорациями имеют  определенные сходства и различия между  собой. Каждая модель обладает своими достоинствами и недостатками. С  точки зрения акционеров наиболее предпочтительной является англо-американская модель, так  как управление в ней является наиболее прозрачным, и большое внимание уделяется интересам даже мелких акционеров.

     В рассмотренном в курсовой работе ОАО «БАТЭ» также присутствуют черты  трех основных моделей корпоративного управления. Наибольшее сходство можно  проследить с англо-американской моделью. Чуть меньше сходств было обнаружено с японской моделью и лишь одно сходство с немецкой моделью.

     Проблема  исследования корпоративного управления в настоящее время является одним  из самых актуальных направлений  современных экономических исследований. Корпорации в Республике Беларусь еще  не справляются с ролью ключевого  звена нашей экономики. Между  тем, корпорация – это важнейший  институт современной экономики. В  промышленно развитых странах он является неотъемлемым атрибутом системы  власти.

     В Беларуси национальная модель корпоративного управления находится на стадии формирования, она еще не заработала по-настоящему, управленческие механизмы простаивают, не находя себе достаточного применения в новых условиях. То есть, корпоративное  управление в Беларуси уже успело столкнуться с рядом проблем, для решения которых нужно  применять определенные меры. В конечном счете, именно от белорусов зависит, что из предложенного другими  странами они выберут и смогут ли создать самобытную национальную систему корпоративного управления. Совершенно необходимо, чтобы она  была принята всеми стейкхолдерами, включая рядовых граждан. Белорусская  история свидетельствует об огромной гибкости и творческих возможностях нашего народа, о его умении успешно  преодолевать препятствия. Он, безусловно, обладает всем необходимым для того, чтобы построить исправно функционирующую  систему корпоративного управления. 

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

1. Адизес  И. Управление жизненным циклом  корпорации / Пер. с англ. под науч. ред. А. Г. Сеферяна. - СПб.: Питер, 2007. - 384с.

2. Акционерное  дело: Учебник / Под ред. В.А.  Галанова. М.: Финансы и статистика, 2003. - с. 149.

3. Акционерное  общество: история и теория / Я.  Функ, В. Хвалей, В. Михальченко.  Мн.: Амалфея, 1999. - 608 с.

4. Аронов  А.М., Тютиков Ю.П. Стратегическое  управление корпорациями: Текст  лекций - СПб.: СПбГУЭФ, 2008. – 114 с.

5. Артур  А. Томпсон-мл., А. Дж. Стрикленд  III. Стратегический менеджмент. Концепции  и ситуации для анализа. 12-е  изд., Пер. с англ. - М.: Изд. дом  "Вильямс", 2006. - 928 с.

6. Асаул,  А.Н. Менеджмент корпорации и  корпоративное управление / А.Н. Асаул,  В.И. Павлов, Ф.И. Бескиерь, О.А.  Мышко. - СПб.: Гуманистика. -2006. - 328с.

7. Виханский  О.С. Стратегическое управление: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарика, 1998. - 296 с.

8. Гнатко  В.С., Пефтиев В.И. Корпорации в  трансформирующемся мире: концептуальные  поиски - Ярославль: Электро-Сервис, 2005. - 163 с.

9. Гуриев  С.М. и др. Корпоративное управление  в российской промышленности /С.  М. Гуриев, О. В. Лазарева, А.  А. Рачинский, С. В. Цухло.  – М.: ИЭПП, 2004. - 92 с.

10. Гурков  И. Б. Стратегия и структура  корпорации: учеб. пособие. - М.: Дело, 2006. - 320с.

11. Закон  Республики Беларусь № 2020-XII от 9 декабря 1992 года "Об акционерных  обществах, обществах с ограниченной  ответственностью и обществах  с дополнительной ответственностью" текст по состоянию на 15 апреля 2011г.//Консультант плюс [Электронный  ресурс].

12. Колтунов  И. «Корпоративщики» – не грибы:  сами не растут. //Дело, Минск, 2009, № 3.

13. Кочетков  Г.Б., Супян В.Б. Корпорация: американская  модель - СПб.: Питер, 2005. - 320с.

14. Кузнецов  В.П., Лапаев Д.Н. Организационно-экономический  механизм корпоративного управления  в отрасли. Учебное пособие. - Нижний  Новгород: ВГИПУ, 2010. - 273 с.

15. Организация  предпринимательской деятельности: учебно-методическое пособие / Ф.  П. Витко. – Минск : ГИУСТ  БГУ, 2011. - 303 с.

16. Орехов  С.А., Селезнев В.А. Теория корпоративного  управления. Учебно-методический комплекс (издание 4-е, переработанное и  дополненное). – М.: Изд. центр  ЕАОИ, 2008. – 216 с.

Информация о работе Сравнительный анализ моделей корпоративного управления