Сравнительный анализ моделей корпоративного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 08:20, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - выявить особенности модели корпоративного управления в Открытом акционерном обществе «БАТЭ».
Задачи данной курсовой работы:
1) Выявить сущность корпоративного управления;
2) Определить особенности различных моделей управления корпорациями;
3) Выявить особенностей моделей корпоративного управления в Республике Беларусь.
4) Выявить особенности корпоративного управления в ОАО «БАТЭ»

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
ГЛАВА 2. МОДЕЛИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
2.1 Англо-американская модель корпоративного управления
2.2 Немецкая модель корпоративного управления
2.3 Японская модель корпоративного управления
2.4 Сравнительный анализ моделей корпоративного управления
ГЛАВА 3. КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОАО «БАТЭ»
3.1 История корпоративного управления в Беларуси
3.2 Организация корпоративного управления в ОАО «БАТЭ»
3.3 Проблемы корпоративного управления
3.4 Рекомендации для обеспечения корпоративной безопасности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 67.32 Кб (Скачать)

     ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

ГЛАВА 2. МОДЕЛИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

2.1 Англо-американская  модель корпоративного управления 

2.2 Немецкая  модель корпоративного управления 

2.3 Японская  модель корпоративного управления 

2.4 Сравнительный  анализ моделей корпоративного  управления 

ГЛАВА 3. КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОАО «БАТЭ»

3.1 История  корпоративного управления в  Беларуси 

3.2 Организация корпоративного управления в ОАО «БАТЭ»

3.3 Проблемы  корпоративного управления

3.4 Рекомендации  для обеспечения корпоративной безопасности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     Корпорация  – это важнейший институт современной  экономики. Процесс интеграции белорусских  корпораций в мировое экономическое  сообщество вызывал всплеск интереса к вопросам, касающимся корпоративного управления. Актуальность изучения проблемы корпоративного управления объясняется необходимостью:

     - повышения конкурентоспособности  корпорации на мировом рынке;

     - обеспечение инвестиционной привлекательности;

     - создание эффективного механизма  управления собственностью;

     - соблюдение баланса интересов  всех финансово-заинтересованных  лиц;

     - разделение функций владения  и управления в крупных организациях.

     В данной работе рассмотрены вопросы, касающиеся сущности корпоративного управления, зависимости стоимости компании от эффективного корпоративного управления, а также основные мотивационные  механизмы, применяемые в корпоративном  управлении.

     Понятие «корпоративное управление» появилось  в белорусской экономике относительно недавно, но, тем не менее, экономисты и аналитики широко и активно  изучают и анализируют его  в учебной литературе и периодических  изданиях ведущих экономических  журналов. Корпоративное управление – это совокупность экономических  и административных механизмов, с  помощью которых реализуются  права акционерной собственности  и формируется структура корпоративного контроля; система взаимодействий между  руководством компании, ее советом  директоров, акционерами и другими  заинтересованными лицами для реализации их интересов [35].

     Цель  данной работы - выявить особенности модели корпоративного управления в Открытом акционерном обществе «БАТЭ».

     Задачи  данной курсовой работы:

  1. Выявить сущность корпоративного управления;
  2. Определить особенности различных моделей управления корпорациями;
  3. Выявить особенностей моделей корпоративного управления в Республике Беларусь.
  4. Выявить особенности корпоративного управления в ОАО «БАТЭ»

     Объектом  исследования курсовой являются модели корпоративного управления.

     Предметом исследования курсовой являются особенности  модели корпоративного управления в  ОАО «БАТЭ» 

 

      ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ 

     В современной белорусской экономике  корпоративное управление является одним из важнейших факторов, определяющих не только уровень экономического развития страны, но и социальный и инвестиционный климат.

     Что же такое корпоративное управление? Эта проблема достаточно сложная, относительно новая и продолжающая развиваться. Существует множество определений  данного понятия.

     - организация экономического сотрудничества  и развития (ОЭСР) дает следующую  формулировку: «Корпоративное управление  относится к внутренним средствам  обеспечения деятельности корпораций  и контроля над ними... Корпоративное  управление также определяет  механизмы, с помощью которых  формулируются цели компании, определяются  средства их достижения и контроля  над ее деятельностью». В широком  смысле корпоративное управление  рассматривается как процесс  осуществления власти хозяйствующими  субъектами, принятия решений в  рамках отношений собственности  на основе сложившегося производственного,  человеческого и социального  капитала... определяется характером  целевых установок деятельности  предприятия и его руководства,  типами контроля, интересов и  собственности;

     - корпоративное управление оценивается  также как организационная модель, которая призвана, с одной стороны,  регулировать взаимоотношения между  менеджерами компаний и их  владельцами (акционерами), с другой - согласовать цели различных  заинтересованных сторон, обеспечивая  тем самым, эффективное функционирование  компаний;

     - система, с помощью которой  осуществляется управление и  контроль над деятельностью предпринимательских  организаций. Структура корпоративного  управления определяет права  и обязанности лиц, входящих  в корпорацию, например, членов совета  директоров, менеджеров, акционеров  и других заинтересованных сторон, и устанавливает правила и порядок принятия решений по делам корпорации. Корпоративное управление также обеспечивает структуру, на основе которой устанавливаются цели и задачи деятельности компании, определяются пути и средства их достижения и контролируется;

     - система или процесс, с помощью  которого управляется и контролируется  деятельность корпораций, подотчетных  акционерам.

     Корпоративное управление в узком понимании  – это система правил и стимулов, побуждающих управленцев компании действовать в интересах акционеров.

     В широком смысле корпоративное управление – это система организационно-экономических, правовых и управленческих отношений  между субъектами экономических  отношений, интерес которых связан с деятельностью компании. В свою очередь, под субъектами корпоративного управления понимается: менеджеры, акционеры  и другие заинтересованные лица (кредиторы, служащие компании, партнеры компании, местные органы власти).

     Все участники корпоративных отношений  имеют общие цели, в том числе:

  1. создание жизнеспособной прибыльной компании, обеспечивающей выпуск высококачественных товаров и рабочие места, а также обладающей высоким престижем и безупречной репутацией;
  2. увеличение стоимости материальных и нематериальных активов компании, рост котировок ее акций и обеспечение выплаты дивидендов;
  3. получение доступа к внешнему финансированию (рынкам капитала);
  4. получение доступа к трудовым ресурсам (кадрам менеджеров и других работников);
  5. увеличение рабочих мест и общий рост экономики.

     Вместе  с тем, каждый участник корпоративных  отношений имеет свои интересы, и  различие между ними может привести к развитию корпоративных конфликтов. В свою очередь, надлежащее корпоративное  управление содействует предотвращению конфликтов, а при возникновении - их разрешению посредством предусмотренных  процессов и структур. Такими процессами и структурами являются формирование и функционирование различных органов  управления, регулирование взаимоотношений  между ними, обеспечение равноправного  отношения ко всем сторонам, раскрытие  надлежащей информации, ведение бухгалтерского учета и финансовой отчетности в  соответствии должными стандартами  и пр. 

     

     Рис. 1.1. - Система корпоративного управления 

     В чем же различаются интересы субъектов  корпоративного управления?

     Менеджеры получают основную часть своего вознаграждения, как правило, в виде гарантированной  заработной платы, в то время как  остальные формы вознаграждения играют значительно меньшую роль. Они заинтересованы, прежде всего, в  прочности своего положения, устойчивости компании и снижении опасности воздействия  непредвиденных обстоятельств (например, финансировании деятельности компании преимущественно за счет нераспределенной прибыли, а не внешнего долга). В процессе выработки и реализации стратегии  развития компании, как правило, склонны  к установлению прочного долгосрочного баланса между риском и прибылью. Менеджеры зависят от акционеров, представленных советом директоров, и заинтересованы в продлении своих контрактов на работу в компании. Они также непосредственно взаимодействуют с большим числом групп, проявляющих интерес к деятельности компании (персонал компании, кредиторы, клиенты, поставщики, региональные и местные власти и пр.) и вынуждены принимать во внимание, в той или иной степени, их интересы. Менеджеры находятся под воздействием ряда факторов, которые не связаны с задачами повышения эффективности деятельности и стоимости компании или даже противоречат им (стремление к увеличению размеров компании, расширению ее благотворительной деятельности как средства повышения личного статуса, корпоративного престижа и пр.).

     В свою очередь, акционеры могут получить доход от деятельности компании лишь в форме дивидендов (той части прибыли компании, которая остается после того, как компания рассчитается по своим обязательствам), а также за счет продажи акций в случае высокого уровня их котировок. Соответственно, они заинтересованы в высоких прибылях компании и высоком курсе ее акций. При этом акционеры несут самые высокие риски: неполучение дохода в случае, если деятельность компании, по тем или иным причинам, не приносит прибыли; в случае банкротства компании получают компенсацию лишь после того, как будут удовлетворены требования всех других групп. Акционеры склонны к поддержке решений, которые ведут к получению компанией высоких прибылей, но и сопряженных с высоким риском. Как правило, диверсифицируют свои инвестиции среди нескольких компаний, поэтому инвестиции в одну конкретную компанию не являются единственным (или даже главным) источником дохода, а также имеют возможность воздействовать на менеджмент компании лишь двумя путями:

     1. при проведении собраний акционеров, через избрание того или иного  состава совета директоров и  одобрения или неодобрение деятельности  менеджмента компании;

     2. путем продажи принадлежащих  им акций, воздействуя тем самым  на курс акций, а также создавая  возможность поглощения компании  акционерами, недружественными действующему  менеджменту. Акционеры непосредственно  не взаимодействуют с менеджментом  компании и другими заинтересованными  группами.

     Есть  еще одна группа участников корпоративных  отношений, называемых иными заинтересованными  группами («соучастники»/ stakeholders), среди которых:

     1. Кредиторы:

     - получают прибыль, уровень которой  зафиксирован в договоре между  ними и компанией. Соответственно, прежде всего заинтересованы  в устойчивости компании и  гарантиях возврата представленных  средств. Не склонны поддерживать  решения, обеспечивающие высокую  прибыль, но связанные с высокими  рисками;

     - диверсифицируют свои вложения  между большим числом компаний.

     2. Служащие компании:

     - прежде всего заинтересованы  в устойчивости компании и  сохранении своих рабочих мест, являющимися для них основным  источником дохода;

     - непосредственно взаимодействуют  с менеджментом, зависят от него  и, как правило, имеют очень  ограниченные возможности воздействия  на него.

     3. Партнеры компании (регулярные покупатели  ее продукции, поставщики и  пр.):

     - заинтересованы в устойчивости  компании, ее платежеспособности  и продолжении деятельности в  определенной сфере бизнеса;

     - непосредственно взаимодействуют  с менеджментом.

     4. Местные органы власти:

     - прежде всего, заинтересованы  в устойчивости компании, ее способности  выплачивать налоги, создавать рабочие  места, реализовывать социальные  программы;

     - непосредственно взаимодействуют  с менеджментом;

     - имеют возможность влиять на  деятельность компании главным  образом через местные налоги.

Информация о работе Сравнительный анализ моделей корпоративного управления