Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 10:19, курсовая работа
Задачи реферата исходят из цели и являются следующими:
1)Рассмотреть американскую модель менеджмента как основополагающую модель управления.
2)Рассмотреть российские принципы управления. Привести сравнительную характеристику.
1. Введение.
2. Американский менеджмент.
2.1.Факторы, оказавшие влияние на формирование американской модели менеджмента.
2.2. Создатели американского менеджмента.
2.3. Современное состояние американского менеджмента.
3. Российский менеджмент.
3.1. Основные традиции российского управления.
3.2. Современное состояние российского менеджмента.
4. Заключение
5. Список использованной литературы.
Содержание
2.1.Факторы, оказавшие влияние на формирование американской модели менеджмента.
2.2. Создатели американского менеджмента.
2.3. Современное состояние американского менеджмента.
3. Российский менеджмент.
3.1. Основные традиции российского управления.
3.2. Современное
состояние российского
4. Заключение
5. Список использованной литературы.
За всю историю существования
менеджмента многие зарубежные
страны накопили значительные
сведения в области теории
и практики управления в
Лишь в последнее время российский менеджмент изучает и начинает применять на практике действенные принципы американской модели управления.
Американский
опыт может быть интересен для
нас по двум причинам. Во-первых, с
точки зрения копирования, применения
технологий и концепций управления
с учетом адаптаций к российским
условиям. Во-вторых, он может быть полезен,
так как способен помочь более
глубоко осмыслить и понять американскую
управленческую психологию, мотивационную
базу принятия решений для возможности
более эффективного применения полезного
опыта в отечественном
Однако,
опыт ведения бизнеса и
В
последние десятилетия слово ме
В своем реферате я попытаюсь провести некоторые сравнения американских управленческих взглядов и взглядов на управление в России. Это и станет целью данной работы.
Задачи реферата исходят из цели и являются следующими:
1)Рассмотреть американскую модель менеджмента как основополагающую модель управления.
2)Рассмотреть российские принципы управления. Привести сравнительную характеристику.
2. Американский менеджмент
2.1.Факторы, оказавшие влияние на формирование американской модели менеджмента.
Управление
как наука, научная дисциплина возникла
в США в начале XX века. Этому
способствовал целый ряд
Другие - это так называемые “реформаторы труда”, куда входили умеренно или консервативно настроенные бизнесмены, промышленники и политические деятели. Их внимание - проблемы взаимоотношений рабочих и работодателей, социокультурного окружения и условий труда, различные благотворительные проекты и программы, например, улучшение трудовой морали, физического комфорта на производстве, жилищных условий, социального страхования, ухода за больными и престарелыми.
Американский менеджмент формировался в конце 19 - начале 20 вв., в условиях создания крупных иерархических структур, разделения управленческого и исполнительского труда; введения норм и стандартов, установление должности наемного менеджера, их обязанностей и ответственности.
В 19 веке в США усиливается роль администрации, как в частном, так и в государственном секторе, собственность теряет индивидуальный характер (акционерные общества и пр.) и становится корпоративной, создаются механизмы поддержания иерархической структуры, которая исключает конкуренцию, выборы и оценку работников по деловым качествам.
В американском обществе повышается социальная значимость «чина», происходит тотальная бюрократизация управленческого аппарата. Предприятия - гиганты испытывают потребность в рациональной организации труда, в четкой, взаимосвязанной работе всех подразделений и менеджеров с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами.
Великая
индустриальная революция XVII - XVIII веков
оказала гораздо более
При этом под администрированием понималась формулировка общих целей и политики компании, а менеджмент в первоначальном и узкотехническом смысле понимался как контроль за их реализацией. Каждый производственный процесс выделяется в самостоятельную функцию и сферу деятельности менеджмента. Число функций возрастает, обостряется проблема их координации и соединения на новой основе. Чтобы их объединить, за каждой функцией закрепляется штат специалистов (отдел, подразделение), а общие координационные функции отдаются менеджменту.
Здесь важно отметить следующую закономерность. Вначале собственник и менеджер представлены в одном лице. Затем управление отделяется от капитала и производства. Вместо одного капиталиста-менеджера возникают два сообщества: акционеров и наёмных руководителей.
Следующий этап развития: менеджеров много и каждый следит за конкретной функцией. После этого единый менеджер-специалист вновь дробится, и вместо него появляется сообщество специалистов. Теперь менеджер координирует работу специалистов, используя для этого специальные инструменты координирования, в частности, систему принятия решений, цели политики компании и др.
Именно
с учетом этих особенностей американской
экономики и формируется
2.
Создатели американского
Основоположником науки управления по праву считается американский инженер и исследователь Ф. Тейлор (1856 - 1915). Предложенная им система организации труда и управленческих отношений вызвала «организационную революцию» в сфере производства и управления им.
Впервые свои взгляды он изложил в статье «Система кусочных расценок (1895). Затем они были расширены в книге «Цеховое управление» (1903) и получили развитие в «Основах научного менеджмента» (1911).
Основы системы Ф. Тейлора:
-Умение анализировать работу, изучать последовательность ее выполнения;
- Подбор рабочих (работников) для выполнения данного вида;
- Обучение и тренировка рабочих;
- Сотрудничество администрации и рабочих.
Важная характеристика системы - ее практическая реализация с помощью определенных средств, или «техника системы». Применительно к разработкам Ф. Тейлора она включала:
- Определение и точный учет рабочего времени и решение в этой связи проблемы нормирования труда;
- Подбор функциональных мастеров - по проектированию работы; движениями; нормированию и заработной плате; ремонту оборудования; планово - распределительным работам; разрешению конфликтов и дисциплине;
- Введение инструкционных карт;
- Дифференциальная оплата труда (прогрессивная оплата)
- Калькуляция затрат на производство.
Главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление. Практическое применение идей Тейлора доказало всю свою важность, обеспечив значительный рост производительности труда.
Научное
управление по Тейлору сосредотачивалось
на работе, выполняемой на самом
нижнем уровне организации. Тейлор и
его последователи
Другим представителем американской модели менеджмента, точнее ее «организационной школы» является Г. Форд (1863 - 1947), названный в свое время «автомобильным королем». Специалисты считают, что благодаря изобретению конвейера при производстве автомобилей Г. Форд совершил «революцию в цехе». Он создал систему, где первое место занимали техника и технология, в которые «вписывали» человека.
Основные идеи Г. Форда изложены в работах «Моя жизнь, мой труд» (1922), «Сегодня, завтра» (1926), «Движение вперед» (1930), «Эдисон, каким я его знал» (1930).
Основные принципы системы Г. Форда:
- Массовое изготовление стандартной продукции на конвейере;
- Непрерывность и подвижность процесса производства;
- Максимальный темп работы;
- Новая технология на основе поточного производства;
- Точность как стандарт и качество продукции;
- Определяющая роль технико-технологической системы;
- Экономический эффект системы;
- Не быть зависимым от человека, его слабостей.
Первая
попытка применить
Основоположником этой американской школы стал Элтон Мэйо (1880 - 1949), считавший, что управление должно основываться не на интуитивных представлениях о человеке, а на достижениях научной психологии.
Для доказательства своих идей Э. Мэйо в 1927 - 1932 гг. проводит ставший впоследствии знаменитым Хоторнский эксперимент. Объектом исследования были шесть работниц, составлявших бригаду по сборке телефонных реле. Тринадцать раз в течение пяти лет проводились изменения в режимах работы, оплате, организации питания. Работницам внушали, что их труд имеет большое значение для общества, науки. Когда при двенадцатом по счету изменении в условиях труда все ранее предоставленные бригаде улучшения и льготы были отменены, обнаружилось, что достигнутый уровень увеличения выработки не только не снизился, но и продолжал возрастать. По мнению Э. Мэйо и его коллег, важную роль в этом сыграли моральные и психологические факторы - личные и групповые.
Данная школа положила начало развитию идей о «человеке в организации», роли «человеческого фактора» в ней.
Представители этой школы разработали свой инструментарий управления, который в настоящее время широко используется на практике: человеческие отношения; условия работы; отношения «руководитель - подчиненный»; стиль руководства; мотивация труда; психологический климат в коллективе и его улучшение.
Один из важнейших выводов в рамках «школы человеческих отношений» состоит в том, что руководителю необходимо иметь профессиональную подготовку, которая включает наряду с другими и «человековедческие» дисциплины - психологию управления, социальную психологию, социологию менеджмента, деловой этикет и др. Большое место в исследованиях ученых, примыкающих к школе психологии и человеческих отношений, занимают проблемы мотивации людей в организации. К числу исследователей, уделивших этим проблемам значительное внимание, следует отнести: А. Маслоу, Ф. Герцбергера, Д. Макклеланда, К. Альдерфера. Наиболее последовательно концепция мотивации развита видным представителем школы психологии и человеческих отношений, профессором школы менеджмента Мичиганского университета Дугласом Макгрегором. Макгрегор внес значительный вклад в развитие содержания теории человеческих ресурсов, сосредоточив свое внимание на вопросах лидерства, стиля руководства, поведения людей в организациях.
Информация о работе Сравнение американской и российской модели