Способы разрешения конфликтов в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 00:08, реферат

Описание работы

Конфликтология, немногие слышали это слово, однако, так или иначе, каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался с конфликтной ситуацией, более того почти стопроцентно был участником конфликта, пусть и одного единственного. Между тем межличностные конфликты – это всего лишь малая доля всего того, что происходит в современном обществе. Мы не будем пытаться дать ответ на вопрос, почему происходят конфликты, в полной мере этого сделать и нельзя. Но получить базовые представления о природе конфликта необходимо каждому человеку.

Содержание

Введение
1. Сущность и понятие конфликтологии
1.1. Объект конфликта
1.2. Субъекты и участники конфликта
1.3. Природа конфликта
2. Конфликты в организациях
2.1. Причины организационно управленческого конфликта
2.2. Особенности организационно управленческого конфликта
2.3. Основные стили поведения руководителя в конфликтной ситуации
2.4. Специфика проявления организационно-управленческого конфликта
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 52.54 Кб (Скачать)

  В условиях напряженности и конфронтации позитивные формы конфликтного поведения могут переходить в негативные. На первый план выходит практика применения негативных санкций; нарастает противоположность формальных и неформальных отношений, в ткань нормальных деловых, служебных отношений проникает подозрительность, взаимное непонимание; нарушается деловое общение. В большей степени подобные явления множатся в конфликтных ситуациях, возникающих по причинам исключительно субъективного порядка. Речь идет в первую очередь о культуре коллектива данной организации, что в настоящем контексте обозначает совокупность специфических представлений и норм, составляющих основу его поведения и действия. Правовая культура, уважение власти, закона, профессиональный кодекс, служебная этика — гаранты успешного функционирования организации и предупреждения конфликтов деструктивного характера, их нежелательных последствий. Все эти факторы в конечном итоге сводятся к обеспечению исполнения каждым членом организации своих обязанностей, которые налагаются предписанными ролями, и осуществления своих прав по отношению к другим. 

  2.4. Основные стили поведения руководителя в конфликтной ситуации 

  Специалистами разработано немало рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения людей  в конфликтных ситуациях, выбора соответствующих стратегий поведения  и средств разрешения конфликта, а также управления им.

  Рассмотрим  прежде всего поведение человека в конфликтной ситуации с точки  зрения его соответствия психологическим  стандартам. В основу данной модели поведения положены идеи Е. Мелибруды, Зигерта и Лайте. Суть ее состоит  в следующем. Считается, что конструктивное разрешение конфликта зависит от следующих факторов:

   адекватности восприятия конфликта, то есть достаточно точной, не искаженной личными пристрастиями оценки поступков, намерений как противника, так  и своих собственных;

   открытости и эффективности общения, готовности к всестороннему обсуждению проблем, когда участники честно высказывают свое понимание происходящего  и пути выхода из конфликтной ситуации,

   создания атмосферы взаимного  доверия и сотрудничества.

  Для руководителя также полезно знать, какие черты характера, особенности  поведения человека характерны для  конфликтной личности. Обобщая исследования психологов, можно сказать, что к  таким качествам метут быть отнесены следующие:

   неадекватная самооценка своих возможностей и способностей, которая может  быть как завышенной, так и заниженной. И в том, и другом случае она  может противоречить адекватной оценке окружающих - и почва для  возникновения конфликта готова;

   стремление доминировать во что  бы то ни стало там, где это возможно и невозможно;

   консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание преодолеть устаревшие традиции;

   излишняя принципиальность и прямолинейность  в высказываниях и суждениях, стремление во что бы то ни стало  сказать правду в глаза;

   определенный набор эмоциональных  качеств личности: тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность.

  К.У. Томасом и Р.Х. Килменном были разработаны основные наиболее приемлемые стратегии поведения в конфликтной  ситуации. Они указывают, что существуют пять основных стилей поведения при  конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество,игнорирование, соперничество или конкуренция2. Стиль поведения в конкретном конфликте, указывают они, определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы, действуя при этом пассивно или активно, и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально.

  Приведем  рекомендации по наиболее целесообразному  использованию того или иного  стиля в зависимости от конкретной ситуации и характера личности человека.

  Стиль конкуренции, соперничества может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы. Его можно использовать, если:

   исход конфликта очень важен для  вас и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы;

   обладаете достаточной властью и  авторитетом и вам представляется очевидным, что предлагаемое вами решение - наилучшее;

   чувствуете, что у вас нет иного  выбора и вам нечего терять;

   должны принять непопулярное решение  и у вас достаточно полномочий для выбора этого шага;

   взаимодействуете с подчиненными, предпочитающими авторитарный стиль.

  Однако  следует иметь в виду, что это  не тот стиль, который можно использовать в близких личных отношениях, так  как кроме чувства отчуждения он ничего больше не сможет вызвать. Его  также нецелесообразно использовать в ситуации, когда вы не обладаете  достаточной властью, а ваша точка  зрения по какому-то вопросу расходится с точкой зрения начальника.

  Стиль сотрудничества можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, так как он требует более продолжительной работы. Цель ею применения - разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желаниям выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного их этих факторов делает этот стиль неэффективным. Для разрешения конфликта этот стиль можно использовать в следующих ситуациях:

   необходимо найти общее решение, если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных  решений;

   у вас длительные, прочные и взаимозависимые  отношения с другой стороной;

   основной целью является приобретение совместного опыта работы;

   стороны способны выслушать друг друга  и изложить суть своих интересов;

   необходима интеграция точек зрения и усиление личностной вовлеченности  сотрудников в деятельность.

  Стиль компромисса. Суть его заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. Этот стиль наиболее эффективен, обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо. Например, стремление занять одну и ту же должность или одно и то же помещение для работы. При использовании этого стиля акцент делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте, который можно выразить словами: "Мы не можем полностью выполнить свои желания, следовательно, необходимо придти к решению, с которым каждый из нас мог бы согласиться".

   Такой подход к разрешению конфликта  можно использовать в следующих  ситуациях:

   обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы и обладают одинаковой властью;

   удовлетворение вашего желания имеет  для вас не слишком большое  значение;

   вас может устроить временное решение, так как нет времени для  выработки другого, или же другие подходы к решению проблемы оказались  неэффективными;

   компромисс позволит вам хоть что-то получить, чем все потерять.

  Стиль уклонения реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тратить время и силы на ее решение. Этот стиль рекомендуется также в тех случаях, когда одна из сторон обладает большей властью или чувствует, что неправая, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов.

  Стиль уклонения можно рекомендовать  к применению в следующих ситуациях:

   источник разногласий тривиален  и несущественен для вас по сравнению с другими более  важными задачами, а потому вы считаете, что не стоит тратить на него силы;

   знаете, что не можете или даже не хотите решить вопрос в свою пользу;

   у вас мало власти для решения  проблемы желательным для вас  способом;

   хотите выиграть время, чтобы изучить  ситуацию и получить дополнительную информацию прежде чем принять какое-либо решение;

   пытаться решить проблему немедленно опасно, так как вскрытие и открытое обсуждение конфликта могут только ухудшить ситуацию;

   подчиненные сами могут успешно  урегулировать конфликт;

   у вас был трудный день, а решение  этой проблемы может принести дополнительные неприятности.

  Не  следует думать, что этот стиль  является бегством от проблемы или  уклонением от ответственности. В действительности уход или отсрочка может быть вполне подходящий реакцией на конфликтную  ситуацию, так как за это время  она может разрешиться сама собой, или вы сможете заняться ею позже, когда будете обладать достаточной информацией и желанием разрешить ее.

  Стиль приспособления означат, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Томас и Килменн считают, что этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существен для вас или кода вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны.

  Стиль приспособления может быть применен в следующих наиболее характерных  ситуациях:

   важнейшая задача - восстановление спокойствия  и стабильности, а не разрешение конфликта;

   предмет разногласия не важен для  вас или вас не особенно волнует  случившееся;

   считаете, что лучше сохранить  добрые отношения с другими людьми, чем отстаивать собственную точку  зрения;

   осознаете, что правда не на вашей  стороне;

   чувствуете, что у вас недостаточно власти или шансов победить.

  Точно так же, как ни один стиль руководства  не может быть эффективным во всех без исключения ситуациях, так и  ни один из рассмотренных стилей разрешения конфликта не может быть выделен  как самый лучший. Надо научиться  эффективно использовать каждый из них  и сознательно делать тот или  иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства. 
 
 
 
 
 

Заключение 

  Итак, мы выяснили, что конфликтология не является никакой частью, никакой другой науки, но в силу того, что это наука молодая она не обладает и многими характерными другим наукам чертами, а так как выделилась она из психологии, использует весь багаж терминов и понятий последней. Во вступлении было доказано, что незнание конфликтологии для людей не смертельно. Были показаны эффективные способы решения конфликтных ситуаций, стратегии и стили поведения, ведущие к наиболее выгодному исходу.

  Руководство просто обязано регулярно проводить семинары и конференции в неформальной обстановке на тему того, сколь важно взаимопонимание в коллективе и нормальные, а не конфликтные отношения между разного рода звеньями. В случае отсутствия подобных «тренингов» и полной безграмотности руководителей  организацию, какова бы она ни была ждёт очень скорое фиаско.

  Конфликт  – это естественно. Конфликт не должно рассматривать как нечто ужасное, помните, он помогает эволюции сделать очередной виток или разве любое нововведение не конфликтует с прошлым укладом? Ну а если конфликт в самом апогее, не паникуйте, вспомните о его конструктивных функциях! 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  исползованной литературы 

  1. Андреева  Г.М. Социальная психология. - М.: МГУ, 2008.
  2. Дебольский М. Психология делового общения. – М.: 2008.
  3. Дмитриев А. В., Кудрявцев В.Н. Введение в общую теорию конфликтов. - М.: 2000.
  4. Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт. - Ростов-на-Дону: 2009.
  5. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. - Ростов-на-Дону, «Феникс»: 2001.
  6. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. - М.: 2002.
  7. Кричевский Р.Л. Если вы-руководитель... . - М., Дело: 2001.
  8. Ладанов И.Д. Практический менеджмент. Часть III. Управление персоналом. - М., “Ника”: 2001.
  9. Немов Р.С. Общие основы психологии. - М.: 2007.
  10. Самыгин С. И. Психология управления: учебное издание. - Ростов-на-Дону, изд. «Феникс»: 2009.
  11. Скотт Г. Джинни Конфликты: пути преодоления/ Пер. с англ. – Киев, изд. Об-во “Верзилин и Ко ЛТД”: 2009.
  12. Скотт Г. Джинни Способы разрешения конфликтов/ Пер. с англ. – Киев, изд. Об-во “Верзилин и Ко ЛТД”: 2009.

Информация о работе Способы разрешения конфликтов в организации