Способы преодоления конфликта

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 23:03, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование способов преодоления конфликта, а также управлением конфликтной ситуацией. В данном курсовом проекте мы рассмотрим и пополним свои знания о причинах возникновения конфликта.

Задачи работы. К задачам работы относятся:

- определить понятие конфликта и выявить основные виды конфликтов;

- раскрыть причины конфликта, его структуру, а также стратегии поведения в условиях конфликта;

- рассмотреть основные методы разрешения конфликта;

- изучить роль компромисса в управлении конфликтом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЛИКТА 5

1.1. Конфликт и его виды 5

1.2. Причины конфликта, структура, стратегии поведения в условиях конфликта 10

ГЛАВА 2. СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНФЛИКТА 18

2.1. Основные методы разрешения конфликтов 18

2.2. Роль компромиссов в управлении конфликтом 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

БИБЛИОГРАФИЯ

Работа содержит 1 файл

Курсовая т-у.doc

— 214.50 Кб (Скачать)

 СОДЕРЖАНИЕ

  ВВЕДЕНИЕ                                                                                          3

 ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЛИКТА                                                                                          5

     1.1. Конфликт и его виды                                                                 5

     1.2. Причины конфликта, структура, стратегии поведения в условиях конфликта                                                                               10

 ГЛАВА 2. СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНФЛИКТА                 18

     2.1. Основные методы разрешения конфликтов                           18

     2.2. Роль компромиссов в управлении конфликтом                     24

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                    30

 БИБЛИОГРАФИЯ                                                                                33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 ВВЕДЕНИЕ 

    В период зарождения трудов об управление, как правило, подчеркивается важность гармоничного функционирования организации. По мнению их авторов, если найти правильную формулу, организация будет действовать как хорошо смазанный механизм. Конфликты, возникавшие внутри организации, рассматривались как весьма негативные явления. В самом деле, одной из первейших целей Веберовской бюрократии и административной школы в теории управления было устранение условий, способствовавших возникновению конфликта.

    Актуальность  данной темы заключается в том, что возможность возникновения конфликта существует во всех сферах жизни общества. Конфликты рождаются на почве ежедневных расхождений во взглядах, разногласий и противоборства разных мнений, побуждений, желаний, стилей жизни, надежд, интересов, личностных особенностей. Известный философ и социолог Макс Вебер был убежден, что социальный конфликт – вездесущ, и каждое общество в каждой своей точке пронизано рассогласованием и конфликтом.

    Степень разработанности проблемы социальных конфликтов стала предметом изучения социологов лишь в 19-20 в.в. Первоначально описанием конфликтных ситуаций, изучением причин и последствий конфликтов занимались историки и философы (в большинстве случаев на примере вооруженных столкновений).

    В рамках социологии сложилось специальное  научное направление, которое в  настоящее время обозначается как «социология конфликта». Проблематике социальных конфликтов (в частности, для теоретического объяснения социокультурных изменений в современном  обществе) уделяли внимание в своих работах многие классики социологии: Т. Гоббс Г.Спенсер, М.Вебер, К.Маркс, Э.Дюргейм, Р.Дарендорф, Н.Смелзер и другие.

    Целью работы является исследование способов преодоления конфликта, а также управлением конфликтной ситуацией. В данном курсовом проекте мы рассмотрим и пополним свои знания о причинах возникновения конфликта.

    Задачи  работы. К задачам работы относятся:

    - определить понятие конфликта  и выявить основные виды конфликтов;

    - раскрыть  причины конфликта, его структуру, а также стратегии поведения в условиях конфликта;

    - рассмотреть  основные методы разрешения конфликта;

    - изучить  роль компромисса в управлении  конфликтом.

    Объектом  исследования является процесс управления социальными конфликтами.

    Предметом исследования являются способы преодоления конфликтов.

    Теоретико-методологические основы исследования. В качестве теоретических оснований курсовой  работы были использованы работы зарубежных и отечественных ученых, изучающих вопросы возникновения социального конфликта, а также управления ими. Методологическую базу исследования составляют теории конфликтов Гоббса, Спенсера и Маркса.

    Эмпирические  основы исследования составили источники, отражающие проблемы возникновения конфликта. К зарубежным эмпирическим исследованиям стратегии поведения человека в конфликтной ситуации, относят  Р. Блейка, К. Томаса и Дж. Мутона. Один из перспективных отечественных научных методов эмпирического исследования конфликтов является системно-ситуационный анализ конфликтов.

    Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что ее результаты могут служить исходным материалом для дальнейших научных разработок в области управления конфликтом.

    Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения двух глав, четырех параграфов, заключения и библиографического списка.

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЛИКТА 

    1.1. Конфликт и его виды 

    Воспоминания  о конфликтах, как правило, вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды... В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, менеджеров, так как им приходится сталкиваться с конфликтами чаще других. Конфликты рассматриваются как нечто такое, чего по возможности следует избегать. 
Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт - это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. В наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом. Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что во второй половине XX в. выделилась специальная область знания - конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология.

    Понятие «конфликт» характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется  в разнообразных значениях. Самым общим образом конфликт понимается как предельный случай обострения противоречий. Социальные психологи также подчеркивают, что трудно разрешимое противоречие связано с острыми эмоциональными переживаниями.1

    Проблема  социальных конфликтов стала предметом изучения социологов лишь в 19-20 в. Первоначально описанием конфликтных ситуаций, изучением причин и последствий конфликтов занимались историки и философы (в большинстве случаев на примере вооруженных столкновений).  Так, выдающийся философ Томас Гоббс полагал, что «война всех против всех» - это естественное состояние общества.

    Также, одно из первых определений конфликта  предложено видным американским исследователем L.Cozer, оказавшим значительное воздействие на формирование подхода к пониманию природы конфликта. Согласно L.Cozer, конфликт в собственном смысле слова есть «борьба, возникшая из-за дефицита власти, статуса или средств, необходимых для удовлетворения ценностей и притязаний, и предполагающая нейтрализацию, ущемление или уничтожение целей соперников».

    Известный польский социолог Я. Щепаньский определяет конфликт – как столкновение, вызванное противоречием установок, целей и способов действия по отношению к конкретному предмету или ситуации.

    Реальный  конфликт представляет собой социально-психологический процесс. Социальные психологи предлагают определять конфликт как возникающее в сфере общения столкновение, вызванное противоречивыми целями, способами поведения, установками людей, в условиях их стремления, к достижению каких-либо целей (Гришина Н.В.). Или же, аналогично, столкновение личностей в виду несовместимости потребностей, мотивов, целей, установок, взглядов, поведения в процессе и в результате общения этих личностей (Ершов А.А.). Согласно К. Боулдингу, конфликт знаменует собой осознание и созревание противоречия и столкновения интересов.

    Конфликты следует отличать от других форм конфронтации в обществе, которые могут быть следствием:

  1. отсутствия согласия между участниками дискуссии,
  2. противоречия интересов,
  3. коллизии,
  4. соперничества,
  5. соревнования.

    Важно подчеркнуть, что конфликт - это столкновение интересов различных социальных субъектов, происходящий публично. Часто  конфликт имеет политическое измерение (так как социальный конфликт задевает управленческие системы) - социальный конфликт чреват политическим конфликтом. Накопление конфликтов в обществе называется кризисом. Политический конфликт связан с взаимоотклонением ответственности и власти. 2

    Западными социологами и философами конфликты  признаются важнейшими факторами социального развития. Английский философ и социолог Г. Спенсер считал конфликт "неизбежным явлением в истории человеческого общества и стимулом социального развития".3

    Немецкий  философ и социолог Г. Зиммель, называя  конфликт “спором”, считал его психологически обусловленным явлением и одной из форм социализации.

    Классик социологии Р. Дарендорф указывал в  своих трудах на тесную связь конфликта  с понятиями кризиса и противоречий. Кризис, по Р. Дарендорфу,  - это результат  патологических изменений в содержании и формах жизни населения, серьезных изменений механизма контроля в политике, экономике и культуре, взрыва массового недовольства граждан, радикального разрыва с традиционными нормами и ценностями. По мнению Р.Дарендорфа, конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе; это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Существенная сторона социального конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей, которая модифицируется (укрепляется или разрушается) под воздействием конфликта.

    Конфликт  определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личность, группа или организация в целом) вызывает расстройство интересов другой стороны, которое порождает ответное противодействие этой (другой) стороны и, в результате, приводит к снижению эффективности совместной работы, повышению риска, прекращению совместной деятельности или другим негативным последствиям. 
Такое уточнение определения конфликта позволяет: 
1) устранить неразличимость последствий конфликта и применения власти; 
2) выделить важнейшую черту конфликта - непризнание власти и сопротивление ее проявлениям одной из сторон.

    Управление  конфликтом является одной из составляющих важнейшей - согласующей функции  менеджера. В среднем менеджер тратит около 20% своего рабочего времени на разрешение разного рода конфликтов. 
Разрушительные последствия конфликта имеют место тогда, когда конфликт имеет место на очень низком или, наоборот, очень высоком уровне. Чтобы эффективно управлять конфликтом, необходимо знать, какие конфликты бывают, как они возникают и протекают и как их можно разрешать. 
В литературе, с точки зрения причин конфликтной ситуации, выделяют три типа конфликтов.

  •            Конфликт целей характеризуется тем, что участвующие в нем стороны по-разному видят желаемое состояние или результат деятельности в будущем.
  • Конфликт познания состоит в том, что участники конфликта имеют несовместимые (альтернативные) взгляды, идеи по решаемой проблеме.
  • Чувственный конфликт имеет место тогда, когда у участников конфликта различны чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей.

    По  отношению к субъекту выделяются следующие виды конфликтов:

    1). Внутриличностные конфликт, который выражается борьбой противоречий внутри человека, сопровождаемой эмоциональной напряженностью. Одна из самых распространенных форм – ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы.

    2). Межличностный конфликт. Этот тип  конфликта самый распространенный. Конфликт между личностями возникает  там, где сталкиваются разные  школы, манеры поведения, их может питать и желание получить что-то, неподкрепленное соответствующими возможностями. Межличностный конфликт может также проявляться как столкновение людей с различными чертами характера, взглядами и ценностями.4

Информация о работе Способы преодоления конфликта