Современные теории мотивации и специфика их использования на предприятиях торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 21:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является описание и изучение основных теорий мотивации, выделение основных понятий, связанных с указанной темой, а также рассмотрение мотивационной политики на примере предприятия ТД «Красногорский», разработка рекомендаций для него.
Для этого поставлены следующие задачи: определить сущность мотивации, рассмотреть основные теории мотивации и перечислить и охарактеризовать современные способы вознаграждения. Объектом исследования является система управления на предприятии, предметом – мотивация сотрудников организации к деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы мотивации
1.1 Содержание, роль и значение мотивации персонала…………………………..4
1.2 Теории мотивации персонала…………………………………………………..10
Глава 2. Теории мотивации в современной практике управления
2.1 Теории мотивации в практике………………………………………………….29
2.2 Организационно – экономическая характеристика деятельности ТД "Красногорский" ………………………………………………………………………34
2.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию мотивационной политики в ТД "Красногорский" ………………………………………………………………...40
Заключение…………………………………………………………………………….48
Список использованной литературы…………………………………………………50

Работа содержит 1 файл

!Курсовая!.doc

— 273.00 Кб (Скачать)

 

 

Схема организационной структуры раскрывает особенности функционирования и управления предприятия. Таким образом, на предприятии используется линейно-функциональная структура организации.

 

 

 

Анализ показателей  торгово-финансовой деятельности магазина «Красногорский» Ломоносова, 35 за 2010-2011 гг. Один из 15 магазинов сети был выбран как объект исследования, т.к. является, по совокупности показателей площади, проходимости, товарооборота и др., своеобразным флагманом.

Наименование

Показателя

Годы

Отклонение

2010

2011

абсолют.

Относительное

темп

роста, %

Темп

прироста, %

1 Розничный товарооборот (в действующих ценах), млн. руб.

135,526

165,275

29,749

122

22

2 Розничный товарооборот (сопоставимых ценах), млн.руб.

115,758

141,525

25,756

122,2

22,2

3 Издержки

18,761

22,049

3,288

117

117

4 Чистая прибыль

8,549

9,325

0,77

109

9

5 Рентабельность

0,063

0,056

     

4 Среднесписочная численность  торгового персонала, всего, чел.

в том числе:

руководители, специалисты, чел.

продавцы, чел.

 

68

 

 

8

66

 

76

 

 

8

68

-

-

-

5 Общая площадь магазина, м2

1270,5

1270,5

-

-

-

6 Торговая площадь  магазина, м2

609,7

609,7

-

-

-

7 Розничный товарооборот  на 1 м2 торговой площади, млн. руб./ м2

22,22

27,10

4,88

122

22

8 Производительность  труда тыс.руб./ чел.

199302

217467

18165

109,11

9,11


 

Для рынка г. Кирова, характеризующегося малым населением и малым уровнем  дохода населения, данные работы магазина демонстрируют уверенный рост всех показателей.

 

Розничная сеть магазинов «Красногорский»: ИП Гузаиров Р.Р., ИП Гузаиров Р.З., ИП Владимиров А.В. и собственно ООО ТД «Красногорский». На данный момент сеть насчитывает 14 розничных магазинов, различающихся по площади и  ассортименту.

Головной офис предприятия представляет помимо административного здания, где  расположены: торговый отдел, бухгалтерия, отдел маркетинга, юридический отдел, дирекция; ещё и складской комплекс общей площадью около 5000 кв.м., оборудованных погрузочной техникой, холодильными камерами, стеллажным оборудованием, весовым оборудованием. Торговая база предприятия находится в непосредственной близости к железнодорожным путям.

2003-2004 гг. и ранее все товары  привозились из Москвы и Санкт-Петербурга, исключение составляли товары  местного производства такие  как, масложировая и молочная  продукция (Кирово-Чепецкий молочный комбинат, Кировский молокозавод, Вожгальский молочный комбинат, Кировский маргариновый завод), хлебобулочные изделия (Хлебозавод №5, Булочно-кондитерский комбинат) и ряд ассортиментных позиций от более малых местных производителей и оптовых продавцов. Соответственно весь процесс товародвижения шёл с основного складского комплекса силами диспетчерской службы и собственного автопарка. Лишь в начале 2005 г. объёмов закупки стало хватать для заключения договоров на более выгодных условиях, а оптовый рынок города стал наполняться официальными дилерами предприятий-производителей работающих на федеральном уровне.

На данный момент большинство ассортиментных позиций товаров поступают в  розничную точку продаж путём  централизованного завоза, хотя некоторые, например, сезонные товары иногда завозятся с собственного складского комплекса.

Магазин «Красногорский» располагается  на первом этаже жилого пятиэтажного здания по адресу г. Киров, ул. Ломоносова 35. Данный тип расположения характеризует  типичную и предпочтительную модель магазина сети ТД «Красногорский».

Режим работы магазина: 8.00 – 21.00 без  перерыва и без выходных.

Магазин «Красногорский» является одним из сетевых супермаркетов (Sтз=609,7; Sобщ=1270,5) сети ТД «Красногорский».

Развитие материально-технической базы торговли сети ТД  «Красногорский» осуществляется на основе рационального размещения вновь вводимых предприятий и реконструкции уже имеющихся площадей.

В пределах организационно-правовой структуры магазина осуществляют деятельность: ИП Гузаиров Р.Р.(основная масса продовольственных и непродовольственных товаров), ИП Гузаиров Р.З. (сигаретный киоск, расположенный во входной зоне магазина), ООО ТД «Красногорский» (вино-водочная продукция, винный отдел в торговом зале).

Магазины «Красногорский» осуществляет розничную и оптовую торговлю; лицензированную продажу согласно действующему законодательству; предоставление коммерческо-посреднических услуг; другие виды деятельности, не запрещенные законодательством.

Внешняя среда представляет собой  достаточно тесный рынок, учитывая население г. Кирова – 600 тыс. и Кировской области в целом – 1.4 млн., из местных и федеральных продуктовых ритейлеров. На данный момент основными игроками на этом рынке являются:

Система Глобус – федеральная сеть, насчитывающая более 20 магазинов в своей сети, магазины отличаются высоким, в рамках рынка Кирова, уровнем торгового оборудования, большой площадью, широтой ассортимента и т.д. Дело в том, что Глобус, как федеральный игрок, имеет более высокий финансовый потенциал.

Продуктовая лавка – местная сеть, начинавшая деятельность почти одновременно с ТД «Красногорский», сейчас находится в некоторой стагнации, т.к. часть магазинов сети закрылись, а часть, хоть и функционируют, но не развиваются.

Магнит – федеральная сеть, открылась  два года назад сразу очень большим количеством небольших магазинов, можно судить о том, что в Кировской области сеть работает на представленность, т.к. крупных магазинов они не открывают.

Х5 -  федеральная сеть. Очень агрессивно зашли на рынок сразу купив одну из местных сетей (Вятский Торговый Дом), на площадях которой открыли более 10 магазинов своей подсети Пятёрочка.

Также на рынке функционирует множество  более мелких несетевых магазинов, отличающихся низкими технологическими показателями и низкой проходимостью.

Рынок становится теснее, конкуренция  растёт, борьба за покупателя, опять  же учитывая низкий уровень дохода населения по России, ужесточается.

В пределах темы работы ситуация сложившаяся  в ТД «Красногорский» является, в  целом, показателем тенденции отмечаемой некоторыми исследователями, а именно слабая или вовсе отсутствующая работа с персоналом, в том числе в работе с мотивацией персонала. В целом, инструментарий используемый в целях мотивации персонала ограничивается денежным премированием, одобрением, продвижением по служебной лестнице  и участием работников в административной деятельности предприятия. Но дело в том, что систематически этим никто не занимается, что характерно для малого бизнеса, каким и является ТД «Красногорский». Область мотивации персонала не является приоритетной, например, если работнику улучшают условия на рабочем месте путём технологического усовершенствования, это вовсе не значит, что это сделано для того, чтобы повысить мотивацию работника или увеличить какие-либо экономические показатели, чаще всего это делается из-за технологической, а иногда и бытовой необходимости. Таким образом, предприятию требуется развивать методы работы с персоналом и продумывать управленческую политику мотивации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию мотивационной политики в ТД "Красногорский"

 

 

Приоритетными параметрами премирования в ТД «Красногорский» приняты показатели качества обслуживания и реализации товарной продукции в стоимостном и натуральном выражениях.

Основными направлениями мотивации  труда в ТД «Красногорский» следует считать:

разделение и кооперация труда  торговых работников;

организация и обслуживание рабочих  мест;

внедрение передовых приемов и  методов труда;

создание благоприятных условий труда;

охрана труда и техника безопасности;

подготовка, переподготовка и повышение  квалификации работников магазина;

воспитательная работа с кадрами.

 

 
    Условия труда работников зависят от уровня его технической оснащенности, режима труда и отдыха, температуры воздуха, влажности, вентиляции и степени запыленности, освещения и уровня шума в помещениях и др. На условия труда влияет также психологический климат в коллективе.

В этой связи важным направлением организации труда является изучение условий труда, разработка и внедрение  мероприятий по их улучшению, а именно - удобного режима труда и отдыха работников магазина, улучшения психофизиологических, санитарно-гигиенических и эстетических факторов, воздействующих на человека в процессе труда.

В целях улучшения условий труда  в магазинах следует разработать мероприятия по охране труда и технике безопасности. Важнейший участок организации труда - погрузочно-разгрузочные операции и использование средств механизации. Мероприятия по охране труда и соблюдению правил безопасности на этих участках включают проведение инструктажа работников по обслуживанию устройств и механизмов, обучению лиц, периодическое проведение проверок технического состояния средств механизации и приспособлений.

Мероприятия по охране труда и технике  безопасности регламентируют действующие  правила, положения, инструкции, нормы, изданные соответствующими учреждениями и утвержденные в законодательном  порядке.

Воспитательная работа с кадрами заключается в воспитании у работников магазинов честного отношения к своим обязанностям, к труду; бережного отношения к товарам, к борьбе за сокращение потерь товаров, времени, материальных и денежных средств в процессе осуществления технологического процесса.

Воспитательная работа должна также  направляться на укрепление дисциплины труда. Анализ причин, вызывающих нарушения  дисциплины труда, позволяет определить направления этой работы. Целью воспитательной работы должны стать рост творческой активности работников.

Производительность труда работников магазинов в значительной степени  зависит от уровня работы с кадрами. В этом направлении предусматриваются  мероприятия по подготовке и переподготовке кадров в учебных заведениях или  на предприятии, повышению квалификации кадров; улучшению качественного состава кадров; изучению и распространению передового опыта работы с кадрами складских работников; укреплению трудовой дисциплины; сокращению текучести кадров; моральному стимулированию работников.

Участие трудящихся в делах предприятия, в том числе и в финансовых вопросах, способствует не только повышению  мотивации, но и повышению благосостояния работников, улучшению их отношений  с руководством предприятия, поскольку  это одно из условий для снижения отчуждения работников и для развития демократических отношений, социальной стабильности в обществе. Вместе с тем исследования показывают, что отношения партнерства не всегда содействуют повышению производительности труда. По-видимому, гармония между социальными целями и изменением некоторых экономических показателей трудно достижима. Этот момент следует учитывать, хотя с социальной точки зрения развитие партнерских отношений весьма перспективно.

Формы сотрудничества администрации  и трудящихся не ограничиваются только заключением коллективных договоров.

В формировании мотивации работников, повышении его самоотдачи в деятельности предприятия особое место отводится  социальной политике предприятия. На предприятии  реализуются льготы и гарантии в  рамках социальной защиты работников (социальное страхование по старости, на случай болезни, в случае безработицы и т.д.), установленные на вышестоящем уровне. Кроме того, предприятия предоставляют своим работникам и членам их семей дополнительные льготы за счет выделенных на эти цели средств, заработанных коллективом предприятия.

Инициатором предоставления дополнительных льгот и услуг социального  характера сверх обязательных выплат выступает либо сама администрация, демонстрируя добровольное воплощение в жизнь социальной кадровой политики, либо это может быть результат тарифных соглашений советом трудового коллектива как защитником интересов работников предприятия.

Добровольно предоставляемые работникам льготы и услуги по внутреннему договору становятся для администрации столь же обязательными, как и предоставляемые в соответствии с трудовым законодательством.

Итак, социальная политика предприятия  как составная часть менеджмента  представляет собой цели и мероприятия, связанные с предоставлением  своим работникам дополнительных льют, услуг и выплат социального характера.

Информация о работе Современные теории мотивации и специфика их использования на предприятиях торговли