Современные теории менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 10:59, реферат

Описание работы

Современный менеджмент - это специфическое средство, специфическая функция, специфический инструмент для производства организациями результата. Выполнение этой сверхзадачи требует расширить сферу ответственности менеджера, в которую входят все факторы, влияющие на деятельность организации, и ее результаты: как внутренние, так и внешние, как подконтрольные, так и полностью от нее независящие. Это обстоятельство требует стратегического подхода к управлению как по вертикали (на всех иерархических уровнях), так и по горизонтали (управление функциональными областями); стратегия - дело всех сотрудников.

Работа содержит 1 файл

менеждмент.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

 

В последнее время  американцы предпринимают много  усилий, чтобы выяснить сущность японских методов управления и перенести положительный опыт Японии на свои предприятия. В 50-60-е гг. положение было обратным, японские фирмы перенимали американские принципы организации производства, технологию производства, подходы к формированию организационных структур и др. «Кружки качества» и система поставок «точно вовремя» зародились в Америке, но не получили там широкого распространения. Однако они принесли хорошие результаты на японских фирмах. В тоже время другое американское нововведение - американские методы управления «человеческими ресурсами» - не нашло применения в Японии.

В последнее время  американские корпорации начали внедрять у себя нововведения, приведшие японские фирмы к значительному успеху. Но не все методы управления приживаются  на американской земле. Это относится к системе долгосрочного или «пожизненного найма» работников, образованию за счет отчислений от прибылей фирмы «фондов для удовлетворения нужд работников и др.

При сравнительном анализе  любых систем управления необходимо иметь ввиду, что чисто механическое применение той или иной системы управления еще не гарантирует высокой эффективности. Эффективность производственной организации обусловлена не столько использованием той или иной системы управления, сколько тем, как приспособлены элементы к производственно-рыночным условиям, в которых функционирует организация. Такой подход предполагает необходимость анализа любой системы или стиля управления в тесной привязке к конкретным внутри- и внешнеэкономическим условиям, в которых действует данная организация.

Изучение эффективных  приемов в управлении дает широкую  возможность их применения, при условии  их адаптации к специфическим  условиям работы организации, способствуя  тем самым наиболее передовому и  эффективному развитию системы менеджмента.

Сопоставление японской и американской моделей менеджмента показывает, что нельзя переносить одну модель менеджмента в экономику другой страны без учета ее специфических условий и, прежде всего, психологических и социально-культурных факторов.

Но сравнение этих двух моделей представляет значительный интерес для нас, так как формирование отечественной модели менеджмента требует изучения опыта других стран.

 

2 Цели и задачи современного менеджмента

2.1 Основные цели современного  менеджмента

Цeль — этo кoнeчнoe cocтoяниe, жeлaeмый peзyльтaт, кoтopoгo cтpeмитcя дoбитьcя любaя opгaнизaция. Пocтaвлeнныe мeнeджмeнтoм цeли opгaнизaции иcпoльзyют для ycтaнoвлeния cтaндapтoв для oцeнки эффeктивнocти opгaнизaции, дaют oбщий opиeнтиp для дeятeльнocти. Цeлью мoжeт быть либo пpиoбpeтeниe, либo coxpaнeниe oпpeдeлeнныx фaктopoв. Цeли вceгдa ocнoвaны нa гипoтeзax paзвития в бyдyщeм, пoэтoмy иx oбocнoвaннocть зaвиcит oт тoчнocти этиx гипoтeз. Чeм бoлee oтдaлeнный пepиoд paccмaтpивaeтcя, тeм вышe нeoпpeдeлeннocть бyдyщeгo, тeм в бoлee oбщeй фopмe дoлжны cтaвитьcя цeли.

Цeли oблaдaют pядoм xapaктepиcтик: кoнкpeтныe и измepимыe цeли. Выpaжaя цeли в кoнкpeтныx измepимыx фopмax, pyкoвoдcтвo coздaeт чeткyю бaзy oтcчeтa для пocлeдyющиx peшeний и oцeнки xoдa paбoты. Тaкжe бyдeт  легче определить, нacкoлькo xopoшo paбoтaeт opгaнизaция в нaпpaвлeнии ocyщecтвлeния цeлeй; opиeнтaция цeлeй вo вpeмeни. В пepвyю oчepeдь фopмyлиpyют дoлгocpoчныe цeли, зaтeм выpaбaтывaютcя cpeднe- и кpaткocpoчныe цeли для oбecпeчeния дoлгocpoчныx; дocтижимыe цeли. Цeли ycтaнaвливaют тaк, чтoбы oни нe пpeвышaли вoзмoжнocти opгaнизaции;

взaимнo пoддepживaющиe цeли. Дeйcтвия и peшeния, нeoбxoдимыe для дocтижeния oднoй цeли, нe дoлжны мeшaть дocтижeнию дpyгиx.

Невозможно  представить  управление  без  целевой  деятельности  управляющих субъектов.

     Цель  управления  -  это  относящееся  к   будущему  желаемое  состояние

объекта  управления  - организации. 

     Вообще  цель  -  мысленное предвосхищение  результата  деятельности.

Значит,  цель  - это  идеальное  описание  результата  деятельности.

     Деятельность  - процесс  достижения  результата  или  цели.  Не  сами  цели

как  таковые  приводят  к  результату,  а  процесс  достижения  их  с помощью материальных  средств или действий. 

     Средства  достижения – это  существующие  в  природе  и  обществе  предметы или  действия  ( для   организации  -  ее  структура   и  процессы ),

включенные  в  систему  целенаправленной  деятельности  и  обеспечивающие

получение  определенного  результата.  Цели  являются  существенным

элементом  системы  управления,  выполняя:

- организующую  роль – организация и направление средств достижения  целей на  результат;

- мотивирующую  роль - мотивация деятельности  по  активизации людей на

достижение  цели. Но  сами  цели,  определяя  значимые  для  коллектива

результаты,  имеют  мотивирующее  значение;

- контролирующую  роль – сравнение фактического  и заданного (целевого)

параметров  системы.

        Иерархия  целей  означает,  что  индивидуальные  цели  определяют  цели

более  высокого  уровня   и,  наоборот,  цели  верхнего  уровня  складываются

(логически)  из  целей   нижнего  уровня  и  так   далее  до  главной  цели.

     Классификация  целей:

  1. по  уровню:

- народнохозяйственные;

- отраслевые;

- территориальные;

- предприятия; и  т.д.

2) сроку действия:

- перспективные;

- текущие.

  1. охвату  проблемы  и  масштабу  действия:

- стратегические;

- тактические.

     Требования  к  целям:

- согласованность  и  совместимость  целей;

- реалистичность  (достижимость);

- понятность  для  исполнителя;

- гибкость  (обратная  связь).

     Обязательную  процедуры  целевого  управления  составляет  построение  дерева целей  и  задач.

     Задачи  управления,  сформулированные  в   результате  структуризации  целей  управления,  подразделяются  на  три  типа:

- работа  с  людьми;

- работа  с  предметами;

- работа  с  информацией.

     Цели  организации   связаны  практически  со  всеми категориями управления

2.1 Основные задачи  современного менеджмента

Зaдaчи в cиcтeмe мeнeджмeнтa. Пoнятиe «зaдaчa» oтличaeтcя oт пoнятия «цeль» cлeдyющим oбpaзoм: зaдaчи — этo цeли, дocтижeниe кoтopыx жeлaтeльнo к oпpeдeлeннoмy мoмeнтy вpeмeни в пpeдeлax пepиoдa, нa кoтopый paccчитaнo yпpaвлeнчecкoe peшeниe. Зaдaчa yкaзывaeт нa нeпocpeдcтвeнныe цeли opгaнизaции, пoддaющиecя кoличecтвeннoй xapaктepиcтикe.

Задачами менеджмента  как науки являются разработка, экспериментальная  проверка и применение на практике научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивую, надежную, перспективную и эффективную работу коллектива (индивидуума) путем выпуска конкурентоспособного товара.

В то же время конечной целью менеджмента как практики эффективного управления является обеспечение прибыльности предприятия путем рациональной организации производственного (торгового) процесса, включая управление производством (коммерцией) и развитие технико-технологической базы.

Исходя из этого, важнейшей  задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов. При этом к задачам менеджмента также относятся:

- переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;

- стимулирование сотрудников организации путем создания для них соответствующих условий труда и системы его оплаты;

- определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

- разработка стратегии развития организации и реализация;

- определение конкретных целей развития организации;

- постоянный поиск и освоение новых рынков;

- выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей;

- осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач.

Задачи менеджмента  непрерывно усложняются по мере роста масштабов и развития производства и коммерции. Выполненные задачи и достигнутые намеченные цели оцениваются на рынке.

Развитие теории управления, разработка экономико-математических методов позволили многие качественные решения задач дополнить или заменить точными количественными оценками или решениями, а развитие средств вычислительной техники и коммуникаций способствовало повышению эффективности управления. Многие задачи, которые ранее не могли решаться в реальном или допустимом масштабе времени из-за трудоемкости расчетов, стали повседневной реальностью.

2.3 Основные направления в современном менеджменте

Основными направлениями  в современном менеджменте являются:

- Профессиональное развитие и обучение персонала.

- Развитие инновационного потенциала (стремление к обновлению, поиск новых форм и методов управления).

- Ориентация на качество (не только управление качеством продукции, но и повышение качества самого управления).

- Диверсификация (введение разнообразных форм и систем управления).

Характерной чертой любого общества, стремящегося к процветанию, является повышенное внимание к системе  образования от начального образования  до повышения квалификации дипломированных  специалистов.

Профессионализм - это синоним компетентности - обладания способностями и умением выполнять функции определенного рода. Это совокупность качеств, способных обеспечивать наибольшие результаты в соответствующей сфере деятельности: экономические, социальные и т.д.

В своем отношении  к подготовке кадров фирмы подразделяются на 2 группы. Сторонники экономического роста путем "больших скачков" предпочитают приобретать более квалифицированные кадры из вне, предполагая получить непосредственные результаты в ближайшем будущем. Сторонники внутфирменного обучения рассматривают затраты на него не как на текущие издержки, а как на капитализированные вложения, позволяющие восстанавливать и наращивать ценность "человеческого капитала" фирмы. (Японская система пожизненного найма - ротации кадров). Необходимость ротации и постоянного повышения своего профессионального мастерства объясняется особенностями человеческой психики - человек ощущает потребность в дальнейшем творческом развитии и материальном стимулировании своего труда, поэтому перед руководителем стоит несколько задач, на которые он должен обратить внимание:

- инвестировать в человеческий  капитал столько же, сколько и  в оборудование;

- обучать тех, кто  пришел на работу;

- обучать всех технике  решения проблем;

- использовать обучение  в качестве инструмента доверия;

- во время кризиса  затраты на обучение увеличить.

Опытный руководитель должен чутко уловить период спада деловой  активности человека – это значит, необходим перевод на новый участок  работы.

Система подготовки переподготовки и повышения квалификации. Цель - обеспечение потребности в кадрах и организация пополнения. Задачи: обеспечить знание и понимание особенностей социально-экономической политики государства; достижения уровня профессиональных знаний и умений отвечающего стандартам должностей и квалификационным требованиям; формирование личностных качеств для занятия должности.

Подготовка руководителей. Действующим руководящим кадрам недостает компетентности, управленческой культуры, психологической устойчивости, умения работать в кризисных и экстремальных ситуациях. Потребность в качественном обновлении кадрового потенциала - естественное следствие кардинальных перемен в общественно-политической жизни страны. Особую значимость приобретает создание специальной системы их подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Объекты планирования кадров руководителей:

- потребность в кадрах - определение дополнительной потребности  в руководителях по профессиям  и квалификации;

- источники кадрового  пополнения - привлечение в систему  работников требуемой профессии и квалификации;

- определение источников  отбора и механизмов замещения  должностей.

Развитие кадрового потенциала – это увязка квалификации каждого  работника с требованиями, предъявляемыми занимаемыми должностями и развитие потенциала всех руководителей посредством обучения, стажировки.

 

3 Методы и  модели управления

3.1 Методы управления

В системе менеджмента  методы занимают особое положение, поскольку  они имеют сугубо практическое применение. Именно с помощью методов менеджеры  воздействуют на управляемые объекты для преобразования их из исходного состояние в желаемое.

Методы – это способы осуществления управленческой деятельности, которая представляет собой, с одной стороны процесс реализации функций управления, а с другой, процесс воздействия на персонал организации с целью активизации его работы и придания ей творческого, заинтересованного, активного характера.

Методы управления это  способы осуществления управляющего воздействия и реализации целей  управления.

По характеру действия различают экономические, организационно-административные, социально-психологические и количественные.

Методы управления:

- Экономические

- Организационно-административные

- Социально-психологические

- Количественные

Экономические методы управления основаны на действии экономических законов и воздействуют на имущественные интересы организаций и персонала. К ним относятся: хозяйственный расчет, экономический расчет, планирование, прогнозирование, экономический анализ, экономическое обоснование, экономическое стимулирование и т.д. Эти методы составляют основу экономического управления организациями.

Организованно-административные методы управления базируются на объективных  законах организации современной  деятельности людей и управления ею, на естественной потребности людей взаимодействовать в определенном порядке.

Такие методы делятся  на три группы:

- Организационно – стабилизирующие – устанавливают долговременную связь в системах управления между людьми (концепция управления организацией, организационная структура управления, штаты, инструктирование, нормирование, регламентирование, контроль и надзор).

- Организационно – дисциплинарные – предназначены для поддержания стабильности организационных связей и отношений, а также ответственности персонала за выполнение обязанностей; к ним относятся правила и нормы поведения работников и системы контроля за их поведением, а также разработка и применение поощрительных мер (за выполнение работниками установленных правил) и мер наказания (за выполнение работниками установленных правил).

Информация о работе Современные теории менеджмента