Современные теории менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 10:59, реферат

Описание работы

Современный менеджмент - это специфическое средство, специфическая функция, специфический инструмент для производства организациями результата. Выполнение этой сверхзадачи требует расширить сферу ответственности менеджера, в которую входят все факторы, влияющие на деятельность организации, и ее результаты: как внутренние, так и внешние, как подконтрольные, так и полностью от нее независящие. Это обстоятельство требует стратегического подхода к управлению как по вертикали (на всех иерархических уровнях), так и по горизонтали (управление функциональными областями); стратегия - дело всех сотрудников.

Работа содержит 1 файл

менеждмент.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

Введениие

Современный менеджмент - это специфическое средство, специфическая  функция, специфический инструмент для производства организациями  результата. Выполнение этой сверхзадачи  требует расширить сферу ответственности  менеджера, в которую входят все  факторы, влияющие на деятельность организации, и ее результаты: как внутренние, так и внешние, как подконтрольные, так и полностью от нее независящие. Это обстоятельство требует стратегического подхода к управлению как по вертикали (на всех иерархических уровнях), так и по горизонтали (управление функциональными областями); стратегия - дело всех сотрудников. Человеческий фактор становится ключевым фактором успеха функционирования предприятия, что нашло отражение в принципах управления, сформулированных на рубеже XX и XXI вв.

Современный менеджмент должен способствовать развитию рынка, товарно-денежных отношений в оптовой  торговле средствами производства, конвертируемости денег, стабилизации рыночных цен. Характерной  чертой развития современного менеджмента  является усиление тенденции технократизма, что проявляется во внедрении новых технологий управления на базе информационных технологий.

В настоящее время  трудно назвать более важную и  многогранную сферу деятельности, чем  управление, или менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения.

В зарубежных странах  накоплен значительный опыт управления в области промышленности, торговли, кооперации, сельского хозяйства  и т.п. в результате непосредственного участия людей в управленческой деятельности. Он обогащается за счет знаний основ науки управления, мировых достижений в практической организации экономических и социальных процессов.

В России пока еще не достигнуты значительные успехи в теоретическом и практическом освоении менеджмента. Реорганизовываются старые структуры управления и власти в российской экономике, при этом используются западные модели управления. Однако механическое перенесение концепции управления из одной социокультурной среды в другую, слепое копирование опыта того или иного государства практически невозможно и ведет к тяжелым экономическим и социальным последствиям. Менеджмент обусловлен такими базисными факторами, как тип собственности, форма государственного устройства, степень развития рыночных отношений. Поэтому развитие современного менеджмента в условиях перехода России к рыночной экономике в значительной мере зависит от этих факторов.

Реорганизовываются  старые  структуры  управления  и  власти  в  российской экономике,  при  этом  используются  западные  модели  управления.  Однако механическое  перенесение  концепции  управления  из  одной  социокультурной среды  в  другую,  слепое  копирование  опыта  того  или  иного  государства практически  невозможно  и  ведет  к  тяжелым  экономическим  и  социальным последствиям.   Менеджмент  обусловлен  такими  базисными  факторами,  как тип  собственности,  форма  государственного  устройства,  степень развития  рыночных  отношений.  Поэтому  развитие  современного  менеджмента в  условиях  перехода  России  к рыночной  экономике в значительной  мере зависит от  этих  факторов.

Менеджмент, хотя и играет вполне определенную роль в организации, тем не менее, как бы пронизывает  всю организацию, касаясь и затрагивая практически все сферы ее деятельности. Однако при всем многообразии взаимодействия менеджмента и организации можно достаточно четко установить границы деятельности, которые составляют содержание менеджмента, а также достаточно четко определить субъекты управленческой деятельности — менеджеров.

Конечной целью менеджмента  является обеспечение прибыльности, или доходности в деятельности предприятия  путем рациональной организации  производственного процесса, включая  управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

 

1 Понятие современного менеджмента

1.1 Общие понятия менеджмента

Менеджмент (англ . management - управление, заведование, организация) – это управление производством или коммерцией; совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

Современный менеджмент включает две неотъемлемые части:

1.  теорию руководства;

2.  практические способы  эффективного управления, или искусство  управления.

Понятие “менеджмент“ прочно вошло  в нашу обыденную жизнь и стало  привычным для деловой российской жизни. Однако необходимо учитывать, что речь идет о новой философии, где действуют иные системы ценностей и приоритетов.

В связи с этим следует  подробно остановиться на значении термина  “менеджмент“. Русское слово “управление“ и английское слово “менеджмент“ считаются синонимами, однако в действительности их истинное содержание весьма различается. Употребляя термин “менеджмент“, мы следуем установившейся в международной практике традиции, согласно которой под ним подразумевается вполне определенный круг явлений и процессов. На самом деле термин “управление“ не является удовлетворительным заместителем термина “менеджмент“ потому, что в последнем случае речь идет лишь об одной из форм управления, а именно об управлении социально - экономическими процессами посредством и в рамках предпринимательской структуры, акционерной компании. Причем адекватной экономической основой менеджмента является рыночный тип хозяйствования, осуществляемый на базе индустриальной организации производства или коммерции.

Таким образом, термин “менеджмент“ употребляется применительно к управлению хозяйственной деятельностью, тогда как у других целей используются иные термины.

В наших условиях следует  употреблять термины “организация“, “управление“ и “ администрирование”. Тем не менее, государственные, общественные и иные организации также должны использовать принципы и методы менеджмента, если хотят достичь своих целей при минимуме затрат.

1.2 Менеджмент в макро-  и микроэкономике

Управление и экономика  как сферы деятельности и как  научные дисциплины неразрывны. В управленческой деятельности используются познанные экономической наукой законы и закономерности поведения людей при производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ. В то же время повседневная организационная и управленческая деятельность людей, результаты управленческих решений, отражающие объективные условия развивающейся экономики, служат основой для развития экономической науки. Решающим фактором производства становятся информация, научное знание, эффективное развитие и использование которых требуют обеспечения к ним широкого доступа.

Изменение роли факторов производства и новые управленческие подходы обуславливают необходимость  пересмотра содержания и роли таких  экономических категорий, как заработная плата, прибыль, капитал и др...

Новые подходы к управлению предприятием, способствующие успеху в конкуренции, предусматривают  стимулирование творческой энергии  работников, привлечение их к принятию решений на различных уровнях  управления. Главным становится человеческий капитал.

Управление предприятиями (менеджмент в микроэкономике) по мере развития рыночной экономики все  в большей степени зависит  от экономической политики государства (менеджмент в макроэкономике). В  управлении главным фактором становятся стратегические решения, повышается социальная ответственность управленцев всех уровней перед обществом и работниками управляемых предприятий.

Современный менеджмент становится наукоемкой сферой деятельности, и все в большей мере требует  высокого профессионализма и разносторонних знаний.

1.3 Современный менеджмент

Итак, что же такое  современный менеджмент? Он представляет собой систему идей и приемов  эффективного построения и управления организациями. Эта система складывалась под влиянием реалий деловой жизни  развитых стран, которые нашли свое отражение в работах ведущих специалистов по менеджменту, таких, как Р. Акофф, Р. Уотермен, П. Вейл, П. Дракер, А. Морита.

В отличие от теории управления, развиваемой до недавнего прошлого в нашей стране, современный менеджмент не может быть представлен в виде четко сформулированных правил, рецептов деятельности. В нем находит отражение понимание того, что мы живем в очень сложном и быстро меняющемся мире, в котором подвержены изменениям даже сами закономерности, по которым этот мир существует и развивается. И попытки изложить наше знание о таких сложных системах, как современные организации, в частности банки, в рамках жестких схем и правил неизменно приводят к неоправданному упрощению, искажению истинной картины, а значит к иллюзиям, заблуждениям и ошибкам. Поэтому современный менеджмент - это скорее система наиболее общих представлений об организациях, новая “управленческая философия”, нежели свод готовых рецептов. Кстати, отсутствие точных предписаний деятельности нередко приводит в замешательство некоторых руководителей российских банков, которые уже успели успешно овладеть современными финансовыми инструментами, но в управленческой сфере все еще несут на себе груз заблуждений своих предшественников

1.4 Виды современного менеджмента

Менеджмент пронизывает  всю организацию, затрагивает практически  все сферы ее деятельности. Однако при всем многообразии взаимодействия менеджмента и организации можно  достаточно четко определить границы  деятельности, которая составляет содержание менеджмента, а также выделить его отдельные виды:

- производственный менеджмент - это комплексная система обеспечения  конкурентоспособности выпускаемого  товара на конкурентном рынке.  Она включает вопросы построения  производственных и организационных  структур, выбора организационно – правовой формы управления производством, сбыта и фирменного обслуживания товара в соответствии с предыдущими стадиями жизненного цикла.

- финансовый менеджмент - это комплексная система устойчивости, надежности и эффективности управления финансами. Она включает формирование и планирование финансовых показателей с соблюдением научных подходов и принципов менеджмента, баланса доходов и расходов, показателей эффективности использования ресурсов, рентабельности работы и товаров.

- инновационный менеджмент - это комплексная система управления инвестициями, вкладываемыми собственниками в развитие всех видов инноваций. Она включает построение организационных структур, выбор направлений инноваций, оптимизацию инвестиций, разные аспекты управления персоналом.

Помимо приведенных  видов специального менеджмента  в настоящее время разрабатываются  другие виды:

- менеджмент социальной  сферы;

- банковский менеджмент;

- налоговый менеджмент;

- организационный менеджмент;

- международный менеджмент;

- и др.

Менеджмент как совокупность принципов, методов, средств и форм управления фирмами на Западе известен в нашей стране давно. Однако еще  десять лет назад наши специалисты  считали, что его основными целями являются: получение высокой прибыли  и постоянное опережение стран социализма по производительности труда в интересах укрепления позиций империализма. Демократизация общественной жизни страны позволила широким слоям населения, практическим работникам ознакомиться с накопленным богатым мировым опытом теории и практики менеджмента, а ориентация российской экономики на рыночные отношения сделала просто необходимыми изучение и использование опыта передовых государств. В связи с этим, отношение к менеджменту в России в последние годы, значительно изменилось. Опубликованы труды видных теоретиков и практиков менеджмента. Началась активная подготовка управляющих менеджеров. Учрежден Российский союз менеджеров.

1.5 Сравнительный анализ японской и американской моделей менеджмента

Японская модель

Американская модель

1. Философия фирмы

Со сменой руководства  философия фирмы не изменяется. Кадры  остаются, так как действует система  «пожизненного найма»

Замена руководства  фирмы сопровождается сменой управленческих работников и рабочих 

2. Цель фирмы

Обеспечение роста прибыли и благосостояния всех работников фирмы

Рост прибыли фирмы  и дивидендов индивидуальных вкладчиков

 

 

3. Организационная структура  управления

Фирма состоит из автономных в коммерческом плане отделений. Высока роль функциональных служб в  штаб-квартирах. Использование проектных структур управления

Корпорация состоит  из автономных отделений. Использование  матричных структур управления

4. Наём и кадровая политика

Широко используется труд выпускников вузов и школ. Переподготовка и обучение внутри фирмы, без отрыва от производства. Продвижение по службе с учетом выслуги лет. Оплата труда в зависимости от возраста и стажа работы в фирмы (так называемая уравнительная зарплата).

Наем работников на рынке  труда через сеть университетов-школ бизнеса и др. Нацеленность на индивидуальную, личную карьеру. При найме работника проверяется его соответствие вакантной должности с помощью таких методов, как конкурс, оценка знаний, навыков в специальных «центрах оценки», сдача экзаменов на должность. Индивидуальная оценка и аттестация работников. Оплата труда в зависимости от индивидуальных результатов и заслуг работника.

5. Организация производства  труда 

Основное внимание уделяется  цеху - низовому звену производства. Используется система «точно вовремя» (Канбан) без создания запасов и межоперационных заделов. Работа групп (кружков) качества и осуществление жесткого контроля качества на всех стадиях производственного процесса всеми работниками фирмы. Обязанности между работниками строго не распределены.

Основное внимание уделяется не производству, а адаптации с внешней средой. Работники выполняют работы на основе четкого исполнения должностных инструкций. Ставка зарплаты строго определены в зависимости от должности, выполняемой работы и квалификации. Зарплата устанавливается в соответствии со спросом и предложениями на рынке труда

6. Стимулирование работников

При благоприятном финансовом положении премии выплачиваются  два раза в год Выплаты и  льготы из социальных фондов: частичная  или полная оплата жилья, расходы на медицинское страхование и обслуживание,

Стимулирование работников значительно ниже, чем в Японии, хотя доход президента крупной американской корпорации в среднем в три  раза выше, чем президента японской фирмы 

7. Внутрифирменное планирование

Внутрифирменные отделения имеют планы на три года, включающие в себя инвестиционную политику и мероприятия по внедрению новой техники, а также перспективные планы на 10-15 лет. Планы разрабатываются по принципу скользящего планирования отделениями фирмы.

Процесс планирования децентрализован. Отделениям планируются основные финансовые показатели, затраты на производство, сбыт и НИОКР, которые могут корректироваться в течении года. По каждому новому виду продукции используются «стратегические хозяйственные центры(СХЦ)»

8. Финансовая политика

Часть прибыли отделения (до 40%) используется им самостоятельно. Прибыль направляется на рационализацию производства, на сокращение материальных затрат и внедрение новых ресурсосберегающих технологий,

Администрация фирмы  перераспределяет прибыль между отделениями. Расширение производства за счет покупки (поглощения, слияния) других корпораций. Самофинансирование корпораций

Информация о работе Современные теории менеджмента